Артем Кривич 27/06/2011
Российских аналитиков, да и всех заинтересованных мучает вопрос: «Почему Россия сдала Каддафи?». Версий высказывается много. От странных и порой загадочных геополитических игр, до обыденных и столь полюбившихся в России, особенно среди националистов, что Медведев продал Каддафи за очередной гаджет.
ЖАДНЫЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ
На самом деле ситуация становится довольно очевидной, если немного посмотреть на историю взаимоотношений России с Ливией, Ливии с Западом. Обычно, когда речь заходит об этом, люди вспоминают теплый прием Мамуара Путиным, приезд Путина в Ливию, контракты на поставку оружия, списание долга Ливии, который она должна была СССР. Что в итоге создает картину тесных и дружелюбных взаимоотношений, если уж не между Ливией и Россией, то между Путиным и Каддафи то точно. Но за внешними улыбками и подписанными договорами скрывается пренебрежение Каддафи Россией, его двуличность.
С момента подписания сделки прошел почти год, но на счет российских компаний не поступило практически ни рубля. Следовательно, и Каддафи не получал российской техники. Очевидно, что Каддафи заключил эту сделку только для того, чтобы списать старый долг. Не плохо так сменял 8 млрд на 4. При этом не собираясь платить. Не было совершенно никакой уверенности, что он вообще заплатит когда-нибудь. Потому как стоит повторить, Ливия могла оплатить это все практически мгновенно. Один Каддафи имел личный счет на сумму более 20 млрд долларов.
Согласитесь, имея Ливия хотя бы половину того, что предполагалось поставить (а это и два дивизиона С-300ПМУ-2, Су-35, Ка-52 «Аллигатор» (не менее 10 штук), 40 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1″ и прочее), то французы подумали бы 10 раз, прежде чем напасть. Да и не рискнули бы, ограничившись финансовой и моральной поддержкой оппозиции.
Получается, что Каддафи обманул не только Россию, предложив контракты, которые не собирался выполнять, но и сам наступил на свои грабли. Ведь теперь ни 4 млрд, ни даже 8 ему уже не помогут.
Читатель наверно также помнит о контрактах с РЖД и нефтяниками. Тут вопрос обстоит несколько иначе. Это нужно было непосредственно Каддафи, поэтому платить он не стеснялся - платил. Но обычно все умалчивают какие льготы Каддафи предлагал западным компаниям, которые готовы работать в Ливии. Прежде всего речь идет о американских компаниях, которые перестали сотрудничать с Ливией после того, как тот национализировал всю нефтянку страны. С 2004 года Каддафи всячески пытается привлечь западного инвестора и западные компании льготами, налоговыми послаблениями, которые испаряются когда речь идет о российских компаниях в той же нефтянке. Почему? - хочется спросить у Каддафи.
Кстати подобная ситуация произошла и с Китаем. Инвестиции Китая в Ливию составляли на 2011 год 85 млн долларов. Но, обратим внимание, что большая часть инвестиций приходится на 2006-2008 года, когда Китай практически мгновенно инвестирует в Ливию 70 млн долларов. Чтоже произошло позже? Почему в то время как в другие страны Африки (а в том числе и неспокойный Судан) Китай продолжает инвестировать свои средства, пусть и с поправкой на экономический кризис, то в Ливию он сократил инвестиции практически на 460%, с $45 млн в год, до $7 млн в год? Ответ кроется в том, что Каддафи не позволял контролировать Китаю компании, на что Китай имел полное право. А некоторые бумаги так и не были подписаны правительством Ливии, не смотря на то, что деньги перешли на счет ливийских компаний. В связи с этим совсем не удивительно, что российская миссия повстречалась с китайскими друзьями в Бенгази. Чуть позже 21 июня делегата от ливийских повстанцев в Китае встречали уже на высшем уровне. Это явно демонстрирует, что Китай не только не хочет терять контракты с Ливией на $19 млрд, но и готов активно сотрудничать с новым руководством Ливии, чтобы расширять партнерство.
4 млрд в обмен на 10 млрд
Говорить об экономических потерях России из-за разрыва контрактов также недальновидно. Из-за роста цен на нефть после начала операции Одиссея в Ливии, российский резервы выросли на 10 млрд долларов выше нормы (т.е. на 10 млрд больше, чем они росли до этого). Конечно, это нельзя назвать хорошей заменой, так как вместо того, чтобы развивать наш ВПК средства пошли исключительно в резерв, но за неустойку за разрыв контрактов с Каддафи сойдет. Кстати напомню, что если бы сохранялся статус-кво, совершенно не факт, что мы получили бы эти 4 млрд от Мамуара.
Зато теперь мы практически договорились с временным правительством в Бенгази, которые признали де-юро (подписали рамочный договор), что все контракты, подписанные с правительством Каддафи, останутся в силе. Правда, в рамочном договоре совершенно не сказано о поставках вооружения, но за это компенсацию мы уже получили.
Медведев всех обманул?
Дмитрий Анатольевич Медведев не самостоятельно строит российскую внешнюю политику. И это, наверно, к счастью. После того, как на задачу переговоров с Каддафи был назначен Маргелов, стало сразу понятно, что все эти слова на саммите «восьмерки» были лишь фарсом, дабы получить определенные уступки, прежде всего от Саркози, который, кстати, до сих пор со страхом вспоминает саммит 2007 года и его разговор с Путиным (что они тогда обсуждали до сих пор является загадкой, но после этого Саркози сменил свою чисто проамериканскую позицию на более сдержанную).
С одной стороны мы бросили на произвол судьбы Каддафи, но если учесть вышеизложенный текст, было за что, с другой стороны мы снимаем сливки с этой войны. Мы получаем дополнительный доход за счет роста цен на энергоносители. Мы получаем уступки от западных партнеров, которые дорожат нашей поддержкой по ливийскому вопросу. Мы получаем новые военные заказы от самых разных стран, которые видя пример «игры Каддафи» спешат обновить свой парк техники (по словам Исайкина, которые он сказал, находясь на авиасалоне Ле Бурже, выручка от военных контрактов в 2011 году превзойдет доходы 2010 значительно). И при всем при этом мы выглядим белыми и пушистыми на фоне заокеанских завоевателей. Как это не странно звучит, но мы в абсолютном выигрыше.
Что же касается предательства Россией своих союзников, то прежде чем утверждать такое, подумайте кто действительно России друг, а кто так.
Заключение
Каддафи политический труп. А, возможно, и не только политический (статья от 27/06/2011) . Даже, если отбросить всё то, что изложено выше, и представить, что Каддафи все-таки хотел дружить с Россией, но по каким-то неведомым автору этой статьи причинам не делал этого, сотрудничество с ним и оголтелая поддержка оного в данный момент в ближайшей перспективе выльется в геополитический проигрыш. Мы не только потеряем все контракты, заключенные с Ливией, но мы также будем выглядеть проигравшими на геополитической мировой арене. А этот статус крепко цепляется и имеет огромное влияние на переговорах не только с сильными мира сего, но и с пешками. После этого цена российской поддержки упала бы приблизительно также, как упала цена американской поддержки на постсоветском пространстве после войны в 2008 году. Спустя два года в Киргизии произошла пророссийская революция именно благодаря осознанию, что Россия вернулась на геополитическую арену, и вернулась в роли активного игрока, не желающего проигрывать.