Желание узнать историю своего рода, получить как можно больше информации о своей фамилии, рано или поздно, возникает у каждого человека. Хорошо, если в этот момент рядом еще находятся старшие рода, носители информации о фамилии, которые могут многое объяснить и подсказать. Но часто, когда многое уже упущено, приходится собирать буквально по крупицам любую информацию, имеющую отношение к фамилии и роду, из доступных источников. Большая удача, что про фамилию Анчок можно найти довольно много информации.
В подавляющем большинстве источников XIX и начала XX века фамилия Анчок упоминается как абадзехский дворянский род. В русской летописи встречается много подтверждений, что род Анчок был одним из влиятельнейших и уважаемых в Абадзехии. Так, например, немецкий путешественник и востоковед Юлиус фон Клапорт в своих исследованиях об азиатских народностях на Кавказе, которые он проводил по поручению Российской Императорской Академии, иностранным членом которой являлся, писал:
«У абадзехов нет никаких князей, а только старейшины и уздени, среди которых самыми уважаемыми являются Эдик, Энамок, Энчико и Джангат. У них воспитывался начальник Атажука Хамурзин, также, как и начальник Огэ Рослан-бек Мисоаост, а в настоящее время воспитываются сыновья кабардинского князя Кучука и его племянник Девлет-мурза. Абадзехи имеют также на обоих берегах Лабы хорошие пастбища, но семьи, живущие ближе к бжедугам и шапсугам, не пользуются ими. Абадзехи делятся на три главных рода, которые, однако, по образу жизни совершенно не отличаются друг от друга: Энамок - 29 родов, Энчико - 20 родов, Эджигх - 10 родов».[1]
Русский государственный деятель и историк Петр Григорьевич Бутков, проходивший в годы присоединения Грузии к Российской империи службу на Кавказе и собравший материалы по истории этого края, указывал, что: «Черкесы, под именем Керкетов, Церцетов, известны были Скиласу, Страбону, Плинию, Помпонию Мель, Птолемею, Аммиану Марцеллину и Стефану Византийскому, точно в тех местах восточного берега Черного моря, от Анапы до крепости Гагры, где и ныне некоторые поколения Черкесские обитают, а в том числе и Абезихи, или Абазехи, разделяющиеся на три колена. Одно из оных называется Енамоково, другое Анчоково, третье Адыгово, и сие-то последнее, некогда, отпустило от себя колонию в Кабарду».[2]
«Черкесы Абазехи, или Абазихейцы в 1802 году состояли из трех колен: 1-е Енамоково, которое считало в себе 29 родов; 2-е Анчоково, имело оных 20; и 3-е Адыгово, 10». [3]
Семен Михайлович Броневский, начинавший службу на Кавказе еще в 1790-х годах, и после перехода на гражданскую службу занимавшийся сбором материалов по истории Кавказа, так писал о абадзехах:
«Сколько известно, абазехи народ трудолюбивый и менее прочих черкесов наклонный к буйству. Их не почитают за коренное Черкеское колено, но произошедшее от смешения абхазов и черкесов. Они не имеют владельцев, и каждый род управляется своими старшинами, из коих знатнейшие суть: Едик, Ена-Моков, Анчоков и Жангатов».[4]
Известнейший русский путешественник и военный географ Михаил Иванович Венюков при описании абадзехов отмечал, что:
«Старейшины между абадзехами или, лучше, почетнейшие между ними фамилии первостепенных узденей ведут свое происхождение от двух главных родов: Качмез (Кушмаз) и Водземир (Оздамир). К первому роду принадлежат фамилии Едико, Хуштоко, Еномоко, Даур, Нашко (Нешуко), ко второму Афшоко (Анчоко), Жангато (Дженгет), Башико (Бешуко), Темидоаш (Темдаши) и Безрак (Безоруко)».[5]
Правда, бывший офицер русской армии и впоследствии кубанский краевед Н.Л. Каменев в очерке «Басейн Псекупса» дает принадлежность фамилии Анчок не к Воздемиру, а к Кушмезу:
«Тлекотлешами у абадзехов были следующие фамилии: от Оздемира Дауров, Бешико, Хуштако и Еномуко; от Кушмеза - Анчоко, Джянкет, Безруко и Темдаш; от ногайских мурз - Едиге, Касай, Унароко, Джюбатур и Аджитляш».[6]
В 1832 году Иван Федорович Бларамберг подготовил рукопись с описанием Кавказа, в частности и с описанием абадзехов:
«Что касается остальных черкесских племен, то в силу демократического устройства власти у них имеются лишь старейшины. Хотя у нас есть полный список наиболее уважаемых у них семейств, мы не будем приводить его здесь полностью во избежание излишних длиннот и ограничимся лишь первыми семействами каждого племени. У абадзехов - семейства: Инсшок (Inschok), Едиге (Edighe), Анчох(Antsokh), Бешон (Bechon), Чанкет (Tchanket). К абадзехам принадлежит также небольшое племя Туби».[7]
Российский этнограф и кавказовед Леонтий Яковлевич Люлье, так же не обошел тему известных абадзехских фамилий:
«У абадзехов дворянские фамилии в настоящее время следующие: Бешок, Инемок, Едиге, Джанкиат, Анцюок, Негиок и Даур. Хотя со временем влияние дворян и ослабело, но они сохранили преимущества, присвоенные их званию, до тех пор, пока общественный переворот не сравнял их с простолюдинами».[8]
Е. Фелицын. Сборник тамг или фамильных знаков адыгов.
Русский историк и краевед Дьячков-Тарасов, много общавшийся со стариками абадзехами, в своем очерке про абадзехов выделял, что:
«Из абадзехских дворянских фамилий особенно славились Едыге, Бешуковы, Анчоковы, Гуте, Джянчатовы, Дауровы, Гонежуковы, Хатуковы, Бета, Неджуковы, Цей. Эти то дворянские (уорк) фамилии и стояли во главе обществ (хабль) и передавали им свои имена».[9]
Необходимо отметить, что общество Анчокохабль считалось самостоятельной и большой абадзехской общиной и имело влияние как на другие общества абадзехов, так и на другие субэтносы адыгского народа.
«Барон Сталь делил абадзехов на нагорных или дальних и равнинных или ближних и отметил девять следующих отдельных обществ: Tyбий, Темдаши, Дуар-Хабль. Дженгет-Хабль, Гатюко-Хабль или Тфишебс, Нежуко-Хабль, Анчоко-Хабль, Бешуко-Хабль и Едиче-Хабль. Эти общества или по абадзехски «хабль» делились на общины или «псухо», независимые друг от друга, но не враждебные между собою и тесно связанные союзом или «блягага». Благодаря своему изолированному положению, абадзехи, удаленные от русских и других предшествовавших им народностей, лучше, чем другие черкесские племена, сохранили старинный уклад черкесской жизни. У них удержался в большей, чем у других горцев, неприкосновенности родовой быт и не было даже князей. Отличаясь особенною храбростью и воинственностью, они считались самым демократическим племенем, и, как таковое, имели влияние и на другие племена».[10]
«В статье г. А.-Д.Г. общества абадзехов распределены так: 1) Туба-хабль, между р.р. Белой и Псефиром; 2) Темдаши, между Белой и Курджупсом; 3) Даур-хабль, между Курджупсом и Пшехой; 4) Дженгет-хабль, по левому берегу Пшехи; 5) Тфишебс, между Пшехой и Пшишем; 6) Анчоко-хабль, на левом бер. Пшиша; 7) Бешуко-хабль; 8) Едигэ-хабль и 9) Нежуко-хабль, далее к зап. до реки Супс на границе с шапсугами».[11]
Из «этнографического очерка черкесского народа», составленного генерального штаба полковником бароном Сталем:
«Абазехи - самое многочисленное и воинское черкеское племя. Абазехи разделяют на нагорных (или дальних) и на равнинных (ближних) и живут сплошными аулами и хуторами, в числе девяти отдельных обществ: Туба, Темдаши, Даур-Хабль, Дженгет-Хабль, Гатюко-Хабль, (или Тфишебс), Нежуко-Хабль, Анчоко-Хабль, Бешуко-Хабль и Едиче-Хабль».[12]
«Пространство между Псекупсом и Пшишем было занято большим обществом Анчоко-хабль; оно распространяло свои права и на правый берег р. Тфишебс и было известно у русских больше под названием общества Тфишебс».[13]
Влиятельность Анчоковых отмечается и во многих других источниках:
«Между тем, часть абадзехов не считали поконченным вопрос о мире с русскими. В декабре 1847 г. эти абадзехи обратились с письмом к гр. Воронцову, изъявляя полную готовность принять русское подданство. «Вместе с народом Анцокова, говорится в этом письме, собрался народ Кушмезова и Адземирова, Бушук, Мерек, Нажик и весь народ, живущий на р.р. Пшиш, Сууб и Ташави, которые согласились принести покорность и во всем вас (Воронцова) слушаться». Абадзехские дворяне просили, чтобы им, при русском владычестве, были возвращены рабы, отнятые у них народом. Народ Кушмезова и Адземирова желал переселитьсч в Пешиб Шичау и просил построить ему две крепости. Адземировы и Кушемезовы, надо прибавить, считались у абадзехов знатными фамилиями, но этих фамилий было всего 15 и они тонули в массе абадзехского народа, настроенного демократически».[14]
«27 января 1847 года к генералу Рашпилю явились 3 абадзехских старшины: Бекмирза и Батчерий Кальмоко, а также Магомет Зазиоко, которые от имени абадзехской дворянской фамилии Анцоковых, состоящей из 100 семейств, заявили, что, если миролюбивые предложения фамилии Анцоковых будут приняты русским военным командованием, то другие абадзехи не замедлят присоединиться к Анцоковым».[15]
Один из первых этнографов и создателей музейного дела в Адыгее Зачерий-хаджи Брантов в своем «Абадзехском сказе» описал приезд в аул Хакуринохабль в 1872 году некоего полкового командира, присланного царской администрацией, с целью всесторонне разобраться в родовитости той или иной фамилии. В Хакуринохабль должны были съехаться все, кто считает себя султанами, князьями, узденями для подтверждения своего родовитого происхождения. Упоминается среди прочих и Осман Хаджемук Анчок, который ссылался, что давно существует Анчокохабль и в подтверждение своего звания, аналогичного дворянскому, приводил довод, что абадзехи считали их фамилию родовитой, слушались, обращались за помощью и взамен получали всяческую поддержку.
В том же «Абадзехском сказе», Брантов перечисляя абадзехские фамилии, представители которых отличились в сражениях и битвах, отмечает и Анчоковых.
Видный исследователь-кавказовед Наталья Георгиевна Волкова в своих исследованиях почему-то Анчоковых относит к шапсугским старшинам, но других источников, где бы это подтверждалось, мною не обнаружено.
«В зависимости от бесланеевских князей Кануковых и Шолоховых были северокавказские абазины башильбаевцы и баракиевцы. Кроме того, башильбаевцы признавали также власть абхазских князей Маршаниа, а баракаевцы - первостепенных шапсугских узденей Лах и Анчок, вступивших в родство с Даурами одной из влиятельных абадзехских фамилий».[16]
Так же, как и подтверждения тому, что фамилию Анчок можно отнести к жанеевским фамилиям, как считала известный историк Екатерина Николаевна Кушева.
«В 50-60-е годы XVI в. князем у жанеевцев был Сибок, а у бесленеевцев - Машук. Русская летопись в одном случае назвала первого Кансауковым, а второго - Кануковым, что соответствует известным позднее княжеским фамилиям: у жанеевцев - Анчоковых, а у бесленеевцев - Кануковых».[17]
«Сибок, по отчеству Кансауков, назван в русских современных источниках жаженьским, жжанским или оджанским князем, т.е. князем западноадыгского племени Жане, а Машук, по отчеству Кануков, - абеслинским, т.е. бесленеевским князем, что вполне соответствует известным и позднее у жанеевцев и бесленеевцев княжеским фамилиям Анчоковых и Кануковых».[18]
Можно также найти в источниках, что Анчоковы относятся к одной из важнейших фамилий темиргоевцев:
«Народонаселение темиргоевцев и егерукаевцев 4322 душ мужского пола и 3846 душ женского пола, всего обоего пола 8168 душ. Таким образом вместе с мамхирцами подчиняется Болотоковым 11,588 душ. Важнейшии фамилии суть: 1) князья Болотоко; дворяне: 2) Каноко, 3) Тлекечуко, 4) Пшиз, 5) Догужи, 6) Мамгет, 7) Куевы, 8) Бзакумуко, 9) Алхаз, 10) Дауш, 11) Четаржако, 12) Хочемизо и 13) Анчок».[19]
А еще, Анчоковых относят к субэтнической группе абазин-тапанта и сословию агмыста ду (большой агмыста). Принадлежность к абазинам выводится из источника, где упоминается:
«Признавая над собою власть первостепенных узденей Лях и Анчок, вступивших в родство с Даурами, одной из сильных абазинских фамилий, баракаевцы пользуются покровительством абазех».[20]
В той же самой книге на стр. 116 можно прочитать, что «дворянские фамилии у абазех - Инемуква, Эдыге, Даур (здесь они уже абазехи - прим. мое), Джангята, Амфок (Анчок - прим. мое) и Берзеки; немногие из членов их пользуются достатком, который стараются дополнить грабежом в русских пределах, часто и у соотечественников своих».
А вот в сборнике «Абхазия и абхазы в российской периодике» составленном Р. Х. Агуажба и Т. А. Ачужба со ссылкой на статью «Горские племена, живущие за Кубанью» из газеты «Кавказ» (№94, 1850 год) дается такой текст:
«Признавая над собою власть первостепенных узденей Лях и Анчок, вступивших в родство с Даурами, одной из сильных абазехских фамилий, баракаевцы пользуются покровительством абазех».
В 2006 году в городе Черкесске была издана книга С.Х. Ионовой «Абазинские фамилии и имена». В частности, среди общих фамилий абхазо-абазинского происхождения, автор упоминает фамильное имя Анчоковых - Анфоковых (Ачба), которые, судя по полевым материалам абазинских этнологов, являются потомками абхазского рода Ачба.
У Ионовой дальше встречаем: «Анцокъомэ ядэхьап1» - «Анчоковых место захода». «Анцокъомэ ядэхьап1» - местность, расположенная северо-восточнее аула Джамбечий Республики Адыгея.
Анцокъу - фамилия, - имя; я - прилагательный аффикс; дэхьан - заходить, проходить; п1э - место; спуск, место прохода Анчоковых».[21]
Отрадно также, что и абхазы считают фамилию Анчок своей:
«Фамилии у абхазов: Анчок, Анчокеа (есть у абазин и у абадзехов)».[22]
Считается, что абхазские фамилии Акыртаа, Анчок, Аридба, Аринба, Барас, Блабба, Данарчоу, Жгенти, Заарум-Ипа, Звамбая (Звамба), Кати, Лакербая (Лакрба), Лях, Маан, Марганиа (Маргания), Мканба, Цанба, Цыжба (Цыжвба), Шиокум и Эшба относились к нетитулованным, т.е. низшим, дворянским.
В антропониме Анцокъомэ имеем абх.-абаз. анчва//нчва «бог, боги - матери». Анцва́ (абх. Анцәа, абаз. Анчва) - у абхазов и абазин верховное божество, творец природы и людей.
Можно предположить, что слово Анчоко состоит: первая часть абх. Анцуа «Бог», а окончание фамилии - къуэ (- сын) адыгское, т.е. «сын Бога» и фамилия Анчок является адыго-абхазского происхождения.
В итоге мы имеем, что Анчоковы - жанеевская княжеская фамилия; абазинский аристократический род; абхазское низшее дворянство; абадзехские знатные старшины, первостепенные уздени; абадзехские и темиргоевские дворяне и шапсугские уздени.
Устами одного известного персонажа: «Друг мой, для низшего дворянства (эх, абхазы подкачали, и это при таком-то корне слова!!!) это слишком много, а для князя, или «сына Бога», - слишком мало». читать
далее