[ отцы и дети ]

May 16, 2019 20:50

С сожалением следует признать, что мы с нашими взрослыми детьми живем в параллельных мирах. И дело тут не кризисе методов воспитания: наша "житейская мудрость" безнадежно устаревает перед новыми реалиями, в которых молодежь разбирается лучше. Почему?

Наверное, в первый раз в истории человечества качественное изменение жизни происходит быстрее, чем за двадцать с небольшим лет - традиционный срок смены поколений.

На первый взгляд кажется, что именно нам, старшим, выпали главные перемены - развал советской империи, перестройка, бандитский разгул 90-х.. Но многое из этого - лишь временные трудности, изменение правил, форс-мажор разной степени тяжести.. Даже война принципиально не меняет жизненный уклад: солдаты возвращаются домой и продолжают заниматься привычными делами.

Так что же может называться качественным изменением ?.. Появление или исчезновение классов. Технологические прорывы, меняющие представления о способа взаимоотношений с окружающим миром. Например, возьмем 19-й век: кроме отмены крепостного строя, я не могу припомнить чего-то равного по степени воздействия на общество. Наука и технология того времени только готовят революцию, случившуюся в начале следующего столетия. Это значит, что несколько поколений десятилетиями жили, фактически, одинаково, и дети спокойно могли использовать опыт отцов и дедов !

У нас же получаются два перелома в течение пятнадцати лет: смена государственного строя в конце 80-х и наступление эры интернета, которое вскоре закончится если и не победой виртуального, то, по крайней мере, признанием его равноценной частью жизни.

И наши дети к такому повороту вполне готовы. Внимание, банальность - за ними будущее.. Но настоящая проблема взаимодействия поколений состоит в том, что за нами, пятидесятилетними, не прошлое, а позапрошлое. Какую поддержку, кроме материальной, мы можем оказать потомкам, чему научить? Настоящее взаимодействие завершается примерно, когда ребенок, узнав от родителей вечное - названия букв и правила перехода улицы - поступает в школу и получает в подарок первый компьютер.

Зачем я это пишу и последуют ли этические оценки ?.. Наверное, нет: я просто задумался об ускоряющемся времени и с грустью констатирую факт, что скорее всего, вскоре и дети с разницей в возрасте в 10 лет будут с трудом понимать друг друга (как новые поколения процессоров не дополняют, а отменяют предыдущие).

Поэтому расслабляемся: не нужно ничему удивляться, пытаться учить и догнать давно убежавшее.. пусть сами берут, что захотят.
Previous post Next post
Up