Вчера Истинный Учитель Истины (то есть я) вернулся из двухнедельной исследовательской поездки по странам восточной и центральной Европы. В частности, я провёл сеанс экзорцизма в Польше, изгнав из группы уволенных менеджеров крепко засевшего в них корпоративного духа. Вернувшись к повседневным делам, я тут же столкнулся в своём кабинете с серьёзным вирусом нечеловеческого происхождения.
-- Зря вы так на лень наезжаете. - сообшил мне посетитель с далеко зашедшими залысинами, работающий крупной сошкой в империи по продаже техники. - Лень - двигатель прогресса. Ведь, в сущности, что движет любым человеком? Тяга к энергосбережению. Я вот человек ленивый, честно говорю. Именно поэтому так эффективно работаю.
-- Вот как, голубчик? - заинтересовался я.
-- Звучит парадоксом, но так и есть. Не хочу ходить пешком - заработал себе на машину. Хочу лучше отдыхать - заработал себе на Мальдивы. Там, кстати, атмосфера -- чистая реклама баунти… Не хочу возиться с мелким - заработал на няньку. Чтобы самому по объектам не ползать - сделал карьеру, сижу в тёплом помещении. В полтинник, наверно, выйду в отставку - буду ездить, марлинов ловить. На танцы мулаток смотреть…
На этом месте я решил, что с меня достаточно. Внушив пациенту, что он рабочий тайваньского завода по производству техники в его единственный за полгода выходной, я переступил через распластанное тело и пошёл наливать кофе.
…Необходимо констатировать: на значительной части Земного Шара власть захватили адепты тоталитарной идеологии, которую наука -- в лице проф. Инъязова -- называет моаизмом.
Этот термин Сопромат Инъязович произвел от названия древней инновационной технологии о. Пасхи. Непреходящую инновационность этой технологии доказывает то, что она по сей день является основным источником стабильного дохода всех 3896 жителей острова.
История моаизма настолько поучительна, что её стоит кратко изложить. Примерно в XII веке нашей эры на лесистый тихоокеанский остров, заселенный десятками тысяч рыболовов и земледельцев, прибыла конкурентоспособная элита. Она тут же приступила к повышению островного благосостояния. Основой его стало строительство моаи - особых высокотехнологичных конструкций в виде каменных мужиков в шапках. Эти статуи, по всеобщему мнению, эффективно аккумулировали энергию родовых духов, способствуя обильным дождям и лучшему урожаю. Поскольку климат на острове был мягкий и ровный, а растительности много - дожди и урожай неизменно присутствовали. А поскольку дожди и урожай присутствовали - необходимость строить новые моаи никем не подвергалась сомнению. Каждый уважающий себя общественно-политический клан занимался установкой новых, более крупных истуканов новых, современных расцветок и дизайна. Каменным дурам организовывали также культурную программу: подле них регулярно жгли гигантские костры и организовывали танцы туземок. Количеством моаи, их бодрым видом и новыми украшениями измерялся уровень благосостояния деревень.
Моаи были настолько громоздки, что для их изготовления, транспортировки и установки требовалось много деревянного ресурса и рабочих рук. Поскольку в строительстве каменных мужиков и попиле зелени на катки и костры были заняты огромные средства, откаты и тысячи рабоих рук - мы можем смело констатировать, что они составляли основу пасхальной экономики.
Всего через сотню лет на острове началось обезлесение, что ухудшило экономические показатели. Логичным ответом на это островной элиты стало прекращение строительства моаи и освоение новых рыболовных и сельскохозяйственных приёмов.
Шутка, разумеется. Ответом стало строительство передовых, ещё более крупных моаи - их начали вытесывать и устанавливать с нарастающей интенсивностью.
Один из последних проектов в этой области достигал в высоту 20 метров и по своему художественному, культурному и практическому значению мог поспорить с произведениями З.К.Церетели. К сожалению, его так и не успели установить на место - безудержный прогресс дошёл до логического завершения. Когда к острову прибыли европейцы, от лесов уже ничего не осталось, строительство моаи прекратилось. Уцелевшие же аборигены жили в тростниковых шалашах, держали друг друга в рабстве, восполняли недостаток белка мягкими тканями тел сограждан и делали из костей друг дружки рыболовные снасти. Предложив им передовые бусы, яркую мануфактуру и возможность посмотреть мир, европейцы быстро развезли их гастарбайтерами по плантациям и установили над островом свой протекторат.
Однако моаизм на этом отнюдь не кончился. Сегодня его модифицированная форма правит психическим миром современника. Более того: Внеземным Цивилизациям, которые только и ждут повода сатанински поржать над плачевным состоянием Человечества, удалось закольцевать процесс, сделав его поистине беспощадным.
Сегодня, как простой рапануец семьсот лет назад -- современник стремится воздвигнуть из себя внушительную бесполезную дуру, у подножья которой будут жечь костры и плясать туземки. Для достижения же этой цели он стремится туда, где крутится больше средств. То есть в строительство и обслуживание чужих бесполезных дур. Оголтело продавая ближним плазменные сорокадюймовые бусы за десять себестоимостей, моаист не кручинится, что их силы расходуются на чепуху. Ведь это позволит ему украситься бусами более качественными - хотя и с наценкой, конечно. Правда, через два года он станет обладателем устаревшего хлама - но если он будет продавать бусы активно, то сможет покупать себе новые даже после того, как его голова подвергнется обезлесиванию, а собственные ресурсы иссякнут.
Приносить жертвы бездействующему типу -- так же полезно, как приносить их обычному идолу. Но эта мысль не приходит моаистам в голову из-за её унылой банальности.
Моаизм - это принесение воображаемым ценностям реальных жертв, и этим всё сказано. КПД моаи, как показывает историческая практика, невелик - и, во всяком случае,
не покрывает расходов на костры и мулаток даже в самых передовых странах. Что, в свою очередь, грозит всемирным крушением идеологии.
…К сказанному остаётся добавить, что моаизм не смертелен. Он легко поддаётся шоковой терапии. Курс самолечения, преподаваемый в колхозе им. Баграмяна, включает в себя ознакомление с началами арифметики и термодинамики, а также учебную экскурсию в Прибалтику, где моаизм в его современном изводе уже приблизился к логическому финалу.