Когда Истинному Учителю Истины (то есть мне) жалуются на бессилие гражданского общества - жалобщики обычно имеют в виду, что им пока так и не удалось спасти Родину на удалёнке через социальную сеть.
Эти люди заслуживают не насмешек, а искреннего сочувствия. «Мы лайкали и ретвитили, но без толку» -- на деле куда менее смешная жалоба, чем кажется.
В сущности, в начале десятых годов XXI столетия произошло привычное Человечеству рядовое событие: наиболее склонная к магическому мировосприятию прослойка общества разочаровалась в очередной магии.
Эту мысль необходимо пояснить. Магией становится любой - зачастую полезный - инструмент, который пользователь вдруг начинает принимать за самостоятельную силу, способную что-то сделать по его щучьему велению.
Разочарование в магии не менее древнее явление, чем она сама.
К примеру, замечательным изобретением стала в далёкой древности письменность. Когда несколько палок и огуречиков, начертанные на бересте, начали означать «собираемся на рассвете и выдвигаемся семью колоннами в направлении реки» и воплощаться в конкретных действиях - это был несомненный прорыв. Ибо идееделы древности рисовалы свои черты и резы на поверхностях - и эти знаки действительно превращались в движение первобытных танковых колонн и тоннокиловатты зерна.
Однако когда наиболее продвинутые пользователи пиктограмм пытались, к примеру, остановить наступление ледникового периода начертанием особо священных палок и огуречиков на особо священных камнях - их ждало разочарование. Следы их усилий сегодня с интересом и жалостью изучают археологи. В итоге выжили и породили новые цивилизации те, кто сумел отложить священные карандаши, принять шершавую реальность как она есть и вовремя заняться скучными оргвопросами переселения.
Сегодня наши современники в целом расхлёбывают то, что можно было бы назвать поддельным двадцать первым веком. В этом контексте - главной пострадавшей следует признать такую сложную и энергоёмкую отрасль, как воплощение идей.
Коротко говоря, в нулевых годах нашего столетия очередная инкарнация телеграфа была принята идееделами не за средство сообщения идей адресатам, а за силу, которая эти идеи воплотит. Многочисленные ура-прожектёрские футуризмы на тему «вы будете сидеть у себя в комнате с чашкой кофе и интерактивно кооперироваться с тысячами единомышленников» как-то выпустили из виду простой факт. Если у двоих незнакомцев совпали мнения -- это ещё не делает их единомышленниками, как флирт не делает супругами. Для того, чтобы человек в самом деле подчинился чьей-то коллективн воле, необходимо, чтобы эта воля развиртуализировалась для него в настоящую живую дисциплину, настоящее живое доверие и настоящую живую верность настоящим живым людям.
Человек, вынося своё нажитое непосильным трудом тело в тревожный мир, -- будет заставлять его терпеть риск, труд и лишения только ради чего-нибудь действительно ощутимого. Сущность же, от которой можно просто отфрендиться, таковой считаться не может.
Забыв об этом, широкие массы современных идееделов возложили неподъёмный груз надежд на химеру, родившуюся от скрещения риторических приёмов с продвинутым средством связи. Мастер аббревиатур проф. Инъязов называет эту химеру презрительным словечком «персоть», образованным из начальных букв выражения «Передовые Социальные Технологии».
В реальности
персоть изначально была...