Сроки: 18-21 сентября 2012 года.
Состав делегации: 5 человек (директор, заместители директора).
Цели: ознакомление с системой образования Латвии на примере г. Елгава, организацией работы местного самоуправления с образовательными учреждениями, организацией системы контроля и оценки качества образования, электронного документооборота
Перечень мероприятий и учреждений, обсуждаемые вопросы:
1. Городская дума. Встреча с вице-мэром (работа мэрии и депутатского корпуса с системой образования, роль системы образования в развитии г. Елгавы).
2. Управление образования г. Елгава.Встреча с руководителем управления образованием, сотрудниками управления (структура системы образования, система управления образованием на уровне самоуправления г. Елгава, аттестация педагогов, организация электронного документооборота, электронные сервисы в системе образования г. Елгава).
3. Земгальский региональный центр развития компетенций. Руководитель Центра, сотрудники центра (Система повышения квалификации, направления работы Центра, обеспечение качества образования, система непрерывной подготовки и повышение квалификации педагогов, поддержка педагогов и руководителей учреждений просвещения, профессиональная ориентация учащихся.).
4. Исторический музей г. Елгава. Директор музея. (Использование элементов музейной педагогики в работе с учащимися. Интерактивные сервисы для учащихся в экспозиции музея).
5. Елгавская Государственная гимназия. Директор и администрация Гимназии, учителя. (Система поддержки педагогов, оценка качества работы педагогов, использование технологий в учебном процессе, организация итоговой аттестации школьников, выбор учебно-методических комплектов).
6. Елгавский детско-юношеский центр «Junda». Руководитель центра. (Профориентация и профессиональная подготовка школьников).
7. Ремесленная школа г. Елгава. Директор, заместители директора, педагоги. (Система начального профессионального образования, проектная деятельность, материально-техническое обеспечение учреждений образования).
8. Елгавская основная школа № 2. Директор, педагоги, учащиеся. Посещение 4-х уроков, беседа с учащимися и учителями. (Билингвальное обучение, технологии в учебном процессе, правила внутреннего распорядка в образовательном учреждении, взаимодействие титульной нации и национальных меньшинств).
9. Елгавская гимназия № 1. Директор. Заместитель директора по информационным технологиям. (Информационные технологии в ОУ, профильное обучение, разработка образовательных программ и образовательных маршрутов, дополнительное образование учащихся. Естественно-математическое и технологическое направления обучения).
Основные положительные наблюдения и важные факты:
1. В основе работы всех учреждений лежит широкое участие в проектной деятельности. Результаты проекта являются основанием для материально-технического обеспечения и дополнительного финансирования образовательных учреждений и его сотрудников.
2. Осуществлен максимально полный переход на электронный документооборот и электронное взаимодействие участников образовательного процесса. Создание единых национальных баз данных и электронных сервисов (в т.ч. электронных журналов и дневников), отказ от бумажных отчетов и рассылок существенно упростило управление процессами и высвободило время учителей и руководителей. При этом каждый учитель обеспечен электронным сетевым рабочим местом, электронной подписью, возможностью использовать республиканские сервисы с ЭОР. В каждом ОУ имеется заместитель директора по ШИС. Расходы на ИКТ являются отдельным разделом бюджета ОУ. Электронные базы являются едиными для систем образования, здравоохранения, транспорта, социального обеспечения и т.д. в частях, их касающихся.
3. Единство требований к образовательному процессу и его результатам осуществляется на основе разработки единых учебных предметных программ при наличии вариативности УМК. Требования к результатам фиксируются не только на конец ступени обучения, но и на конец каждого класса. На итоговой аттестации (9 и 12 классы) экзамен проводится по одному варианту, что возможно благодаря изменившемуся менталитету учителей и самих учащихся.
4. Создана система поддержки учителей, основанная на активной работе методических объединений, организации республиканских и городских диагностических работ, задачей которых является выявление проблем и адресная помощь учителю и образовательному учреждению, в том числе и путем дополнительного оснащения и финансирования.
5. Система аттестации учителей основывается на самооценке учителя через его портфолио и обязательной экспертной оценке при посещении (3 раза) уроков или других мероприятий (1 раз - без предупреждения).
6. Интересен совместный проект с германской фирмой Нордметалл по привлечению учащихся начальной школы к изучению окружающего мира и естественных наук через самостоятельные исследования физических явлений и технических устройств (52 простых экспериментальных установки для самостоятельных исследований и игр на переменах).
Выводы:
1. В работе системы образования Латвии в значительной степени больше, чем в Эстонии, проявляются общие корни советской системы образования, что представляет особый интерес для возможного сотрудничества.
2. Образование является важным приоритетом в Латвии. При этом основной вектор развития смещается с гуманитарного на техническое направление. Активно развивается профессиональное образование как в школах, так и в ремесленных училищах.
3. Основные успехи системы образования Латвии связываются с изменением менталитета как учителей, так и учащихся.
4. В системе образования Латвии обеспечиваются единство требований к образовательным результатам при возможности вариативного построения образовательного процесса.
5. Система образования Латвии полностью перешла на электронный документооборот и электронное взаимодействие участников образовательного процесса.
Администрация г. Елгава, Управление образования г. Елгава, руководители образовательных учреждений проявляют большую заинтересованность в развитии разносторонних отношений с системой образования Санкт-Петербурга.
Наиболее перспективными представляются следующие направления сотрудничества:
1. Использование средств ИКТ в образовательной деятельности, в то числе управлении образованием.
2. Развитие интереса учащихся к естественным и техническим наукам в урочной и внеурочной деятельности.
3. Взаимодействие системы образования с работодателями и муниципальными органами.
4. Развитие учреждений начального профессионального образования.
5. Аттестация педагогических кадров.
Представляется интересной организация сотрудничества между одним из районов Санкт-Петербурга и г. Елгава в области образования, а также между учреждениями начального профессионального образования Санкт-Петербурга и г. Елгава по направлениям металлообработка, электросварка, кулинарии, дизайну, парикмахерскому искусству.