retail: Ukraine & Belarus

Jun 12, 2009 14:58

Так получилось, что на прошлой неделе давал интервью украинскому деловому еженедельнику «Комментарии» о ситуации в украинском ритейле, а сегодня с подачи udikov в комьюнити minsk_by пришлось произвести оценку положению в белорусском ретейле. Контексты этих обзоров различны - на Украине основной вопрос, это то, как кризис отразился на крупноформатных ритейлерах, а в РБ основной вопрос это уровень развития белорусского ритейла в целом.
Хоть можно посмотреть на весь текст интервью на сайте «Комментариев», а общение по ситуации ретейла в РБ в ленте обсуждения этого в комьюнити minsk_by, тем не менее «внутри» поста привожу тексты этих обзоров (возможно кому-то читать эти тексты в формате моего журнала удобнее ))

Изменения в крупноформатном ретейле Украины
Как торговые сети больших форматов переживают общий спад потребления и снижение объемов продаж?
Крупноформатная розница преимущественно позиционировалась в нише дискаунтеров (экономичных магазинов), рассчитанных на рациональных потребителей, для которых важную роль играют удобство покупки (реже, но на длительный период), более низкие цены по сравнению с традиционной розницей, большой выбор товаров. В условиях финансового кризиса это сыграло ей на руку: гипермаркеты и cash&carry (C&C) не только не потеряли своих лояльных клиентов, но и приобрели новых потребителей, которые стали считать структуру своих затрат и перевели систему семейных закупок на рациональную схему.
Кроме того что крупноформатная розница сумела выиграть от кризиса в борьбе за потребителя, она с меньшими потерями прошла войну с поставщиками. Более жесткие требования к поставщикам гипермаркеты и cash&carry компенсируют достаточно высокими объемами закупки. К тому же, как это ни странно, но практика показывает, что крупноформатные сети в реальности оплачивают товарные кредиты раньше, чем это делают представители традиционного ретейла. Они более аккуратны в выполнении своих договоренностей с поставщиками. К примеру, при договоренности на кредитование в 120 дней cash&carry в среднем имеют просрочку платежа не больше 5-10 дней, тогда как традиционная розница при отсрочке в 90 дней может просрочить оплату задолженности на 40-60 дней и более, вплоть до «замораживания» платежей.
Проблемы, напрямую связанные с потерей оборотов и оттоком потребителей, появлялись при перебоях в поставках всего товарного сегмента. Особенно это было заметно в сегменте скоропортящихся товаров (мясо-молочная группа), но эти проблемы компании пытались решать максимально быстро, снизив требования к поставщикам и перезаключив договоры на поставки на условиях поставщиков. В других товарных категориях сокращение ассортимента порой играло на руку самим ретейлерам. Потребитель концентрировался на меньшем ассортименте, снижались логистические затраты, упрощался логистический и операционный менеджмент, оптимизировался ассортимент. В целом, при сохранении основных товарных позиций, снижение количества брендов, номенклатуры в конкретном товарном сегменте не несло значительных отрицательных последствий для ретейла.

Чем чреваты перебои с наличием товаров для крупноформатных сетей?
Перебои с поставками в крупном формате намного опаснее, чем аналогичные перебои в традиционной рознице. Причина в том, что основным потребителем крупноформатной розницы является рациональный потребитель, закупающий по списку недельный запас для домашнего хозяйства, или же малый предприниматель, делающий закупки для своего киоска, павильона или кафе. Эти потребители однозначно сделают покупки в объекте-конкуренте при отсутствии ключевых для них позиций. А так как они рациональны, не ориентированы на лояльность и эмоциональные привязанности, а исключительно на позиции (цена, ассортимент, удобство покупки), то с легкостью переключатся на другого поставщика (гипермаркет).
Снижение товарной номенклатуры в начале кризиса достигало 40%. Произошло вымывание ряда брендов, товарных позиций и иногда даже товарных групп с полок розничных объектов. На данный момент отношения с большинством поставщиков восстановлены, найдены альтернативные поставщики, и сужение ассортимента по сравнению с докризисным периодом составляет не более 25% в среднем по рынку. Связано это и с тем, что не все поставщики смогли выполнить возросшие требования ретейлеров, и с уходом некоторых импортеров и производителей с рынка, и с проблемами вплоть до банкротства ряда дистрибьюторов.

Сравнивая весну 2009 года и весну 2008 года, что можете сказать об экономике гипермаркетов и C&C с точки зрения товарооборота, прибыли с квадратного метра, размера среднего чека?
Финансовые показатели поменялись в сторону уменьшения: у продовольственных и универсальных крупноформатных ретейлеров произошло снижение прибыльности с метра (до 40%) и уменьшение размера среднего чека (примерно на 15-20%) по причине предпочтения потребителями менее маржинальных товарных позиций.
Нишевые крупноформатные ретейлеры (операторы рынка бытовой техники, строительных материалов и т.д.) испытывают аналогичные проблемы из-за значительного сокращения объемов потребления. Так, на рынке строительных товаров снижение объема потребления приближается к 60-70%, на рынке бытовой техники и электроники снижение произошло на уровне 30-50%. Но нужно отметить, что в сегментах непродуктового ретейла при заметном снижении оборотов не наблюдается перемещения потребителей в более низкие ценовые сегменты.
Наоборот, соотношение покупок в рамках ценовых сегментов сдвинулось в сторону более дорогих позиций. Дело в том, что потребители непродовольственных товаров эконом-сегмента пострадали от кризиса намного сильнее, чем представители «среднего» и «выше среднего» классов потребителей. Соответственно, аудитория с низкой покупательской способностью преимущественно заморозила покупки в непродовольственном секторе (как товаров не первой необходимости), а представители «среднего» и «выше среднего» классов несколько снизили покупательскую активность, но не перешли в более дешевые товары.

Что делают торговые крупноформатные сети для увеличения этих показателей?
Участились акции, проводимые ретейлерами совместно с производителями, идет концентрация ретейла на продуктах private label в «среднем» и «низком» ценовом сегментах. Крупноформатная розница намного раньше традиционной активизировала продажу весовых бакалейных товаров по принципу самообслуживания. Активизировались и программы лояльности и стимулирования сбыта. Рекламные кампании ретейла стали больше ориентироваться на рациональные факторы, чем на эмоциональные. Изменился мерчандайзинг, с помощью которого сети пытаются скрыть некоторое сужение ассортимента и увеличить акцент на бюджетных «антикризисных» продуктах.
Гипермаркеты остаются верными своему формату, однако ряд традиционных розничных сетей в последнее время, стремясь минимизировать отток потребителей в сегмент гипермаркетов и дискаунтеров, активно формируют собственную «экономную» ценовую политику. Из-за этого создается иллюзия несоответствия ценовой политики гипермаркетов своему формату.

Рынок food-retail Республики Беларусь
Предлагаю рассмотреть ситуацию на рынке ретейла РБ, хотя правильнее Минска ибо в регионах весь ретейл представлен гастрономами советского типа, которые практически ничем не отличаются от своих собратьем 20 лет назад, по типологии ритейл объектов -
1. Магазин у дома (малоформатный супермаркет) - данное направление развито на базе существующих с советских времен гастрономов, которые на 90% являются государственными. Ассортимент слабый, сервис клиентодезориентированный, полное соответсвие своему советскому наследию.
2. Среднеформатные супермаркеты - несколько мельче чем принято для данного формата в РФ, Украине, странах Европы. К ним можно отнести "Юбилейный", сеть "Рублевский". Концентрация подобных объектов весьма низкая. Данный формат в РФ, Украине постепенно идет на вытеснение магазинов у дома и классических гастрономов, в РБ случае их не системность и не развитость, сравнение с "Пятерочкой" достаточно верное, делает их "вещью в себе" - ассортимент и сервис на уровне дискаунтера, цены ближе к премиум сегменту - этот диссонанс делает этот сегмент ритейла стогнуирющим, ибо они не намного лучше классических гастрономов, но намного хуже гипермаркетов.
3. Крупный формат - в крупном формате представленно достаточно много игроков: Гиппо, Корона, ProStore (ProStore совместный проект с российской сетью "7-й континент"), но опять таки это недогипермаркеты - они несколько больше стандартных супермаркетов Москвы или Киева, но не могут сравниться с теме же Киевскими или Московскими гипермаркетами. Объектов C&C типа Метро здесь вообще нет. Количество побобных объектов очень мало.
4. Продовольственных магазинов специализирующихся на товарах премиум сегмента просто нет.

Если распределить объемы продаж белорусского фуд ритейла по типам объектов, то получится примерно такая картина -
1. Магазин у дома, гастроном - 70%
2. Супермаркет - 10%
3. Гипермаркет - 20%

В РБ не представлены привычные украинским и российским потребителям иностранные сети типа Metro C&C, Ашан, Billa и т.д. Проблема связанна с тем, что крупные инвесторы и мировые ритейл-сети, которые и стали костяком фуд-ритейла в РФ и Украине и заложили основу для развития своего ритейла в этих сегментах, не идут в РБ по причине высоких инвестиционных рисков, как и государственное регулирование экономики не способствует активному самостоятельному развитию этого сектора экономики.

Перспективы прихода в РБ российских сетей очень перспективны и положительны - пока европейским инвесторам рынок РБ страшен (не интересен говорить нельзя, здесь именно "страшен"), а вот россиянам, особенно с протекцией г-на Лужкова (близкий друг А. Лукашенко) боятся нечего, более того у них уровень защищенности больший, чем у собственных белорусских сетей. Но! На данный момент Президент РБ направил свои взоры на евроинтеграцию и начал заигрывать с Европейцами, и как ни странно достаточно успешно, и это соответственно ведет к постепенному охлаждению отношений с РФ и утеплением их с Европой, поэтому все может измениться. Но на данный момент именно у российских сетей есть возможность строительства ритейла в РБ - рынок низкоконкурентный, лидеров этого рынка на нем нет (европейцев), свои (РБ) не конкуренты. Положительный пример развития сети ProStore, опять таки российская сеть, тому пример, более того ее развитие лично лоббирует Президент РБ.

Кстати, первым признаком того, что "хорошо, то хорошо", но проблемы российского ретейла в РБ могут начаться в самом скором времени в том, что на данный момент РФ объявило о ограничении импорта в РФ ряда продуктов из РБ, например молочных продуктов, при том, что на рынке РФ существует явный дефицит молочной продукции. Это политическое решение, как и ограничение импорта алкоголя из Грузии и Молдавии.

супермаркет, маркетинг, ретейл, розница, статья, marketing, article, retail

Previous post Next post
Up