May 08, 2016 06:59
Погода на этой неделе в наших краях оставалась теплой и преимущественно хорошей, хотя, небо периодически закрывали облака, и иногда, как правило, по ночам, шли небольшие дожди. Днем здесь сейчас жарко, особенно, в общественном транспорте, а ночью пока еще прохладно.
На улицах зацвел аэлантус, чей специфический терпкий запах разносится теперь по всей округе, а на базаре продают урюк, пока еще, впрочем, привозной и не сладкий, а также уже появилась кукуруза. Сейчас на базарах изобилие клубники, все больше появляется черешни и уже есть новые яблоки.
В нашей округе полным ходом продолжаются строительные работы, которые, впрочем, сейчас находятся, главным образом, на стадии массированного разрушения придорожных построек, строительный мусор от которых, вдобавок к тракторам, целыми днями теперь вывозят самосвалы по переулку под нашими окнами, потому что отрезок центральной улицы возле нас закрыли совсем для постройки на ней автомобильной эстакады. Заодно они еще меняют вдоль дороги теплотрассу, в связи с чем тротуары во многих местах разрыты и ходить по ним приходится с большими предосторожностями.
В общем, ради благоустройства окрестностей в будущем пока что местным жителям приходится претерпевать большие неудобства.
На этой неделе мне удалось совершить одно дальнее путешествие в долину, рассказ о котором пока еще мною не написан, хотя, несколько небольших замечаний можно сделать уже теперь.
Прежде всего, следует заметить, что эта поездка открыла серию путешествий, которыми, скорее всего, завершается мое здесь пребывание, и в ходе которых мне бы хотелось напоследок посмотреть места, которые по тем или иным причинам оставались до сих пор вне поля моего зрения. Таких интересных для меня мест здесь существует несколько, и один из городов в долине оказался как раз первым в списке поездок.
При том, что раньше мне доводилось бывать в этом городе уже неоднократно, но практически всегда это было проездом, так что городские достопримечательности каждый раз оставались за пределами моего внимания, вследствие чего у меня сложилось довольно специфическое и не особенно благоприятное впечатление об этом городе, которое, как оказалось, было весьма далеким от истины.
Учитывая, что в этом городе отсутствует аэропорт, в качестве средства передвижения для поездки мне пришлось выбрать такси, в чем, впрочем, не было ничего экстраординарного, поскольку большинство людей путешествуют в долину и обратно именно на такси, что много раз приходилось делать прежде также и мне.
В этот раз, однако, выбор такси для поездки едва не стал роковым или, по крайней мере, сильно повлиял на график поездки.
Дело в том, что как раз накануне моей поездки на дорогу в горах сошел оползень, под который попали две машины, причем, если пассажиров одной из этих машин удалось спасти, то несколько человек во второй машине погибли.
Об этом происшествии мне стало известно ранним утром в самый день поездки, в связи с чем, у меня появились некоторые сомнения относительно возможности совершения путешествия именно в этот день. Однако отменять поездку мне не хотелось, а на стоянке такси выяснилось, что дорога через перевал открыта, так что ничего, вроде бы, не препятствовало моему путешествию, и в половине восьмого утра мы в него благополучно отправились.
Проблемы, однако, обнаружились уже в горах, когда на подступах к перевалу наша машина вместе с сотнями других таких же машин попала в гигантскую пробку, в которой мы простояли несколько часов, в результате чего, в пункт назначения прибыли только уже в половине третьего дня. При том, что вернуться обратно мне хотелось в этот же день, на осмотр достопримечательностей у меня вместо практически целого дня по плану оставалось только несколько часов, а, учитывая мое слабое знание этого города и местоположения достопримечательностей в нем, выполнение культурной программы моей поездки оказалось под большим вопросом.
Впрочем, все завершилось в итоге благополучно, и за три часа мне удалось посмотреть практически все достопримечательности из моего списка, и, даже более того, в ходе осмотра одной из достопримечательностей мне удалось совершить восхождение на очередной, уже пятый по счету, минарет.
Что касается места оползня, из-за ликвидации последствий которого и возникла пробка в горах, то его мне удалось лучше рассмотреть только на обратном пути, когда собственно пробки уже не было, хотя, с десяток сломавшихся в пробке машин продолжали оставаться на обочине.
Сам по себе оползень оказался относительно небольшим, отчего под него и попало только две машины, и убрали его тоже довольно быстро, хотя, в момент моего возвращения на противоположной от обрушившейся горы стороне дороги все еще оставалось несколько куч свежей земли.
В общем-то, погибших людей, конечно, было жалко, однако, в целом, подобные происшествия в горах происходят постоянно, и никто из путешественников от них не застрахован.
Впрочем, как было сказано ранее, подробный рассказ об этом путешествии пока что мною не написан...
А пока что, на этой неделе в сети была опубликована очередная часть моих сочинений из серии «Записки охотника за минаретами», текст которой приводится ниже:
«Музей
За прошедшие годы мне довелось побывать в Андижане, наверное, уже с десяток раз, что, впрочем, не сильно отразилось на моем знании этого города, поскольку передвигался я там каждый раз по большей части на такси из одного учреждения в другое, слабо представляя себе при этом фактический маршрут движения. Гораздо лучше мне были известны основные дороги между населенными пунктами, тем более, что в значительной степени они являлись общими для разных городов в долине, не говоря уже о главной трассе через перевал, которая там вообще одна...
Все это время Андижан представлялся мне городом древним и знаменитым, ибо, там, например, родился основатель государства Великих Моголов и автор «Бабур-наме» - Бабур, но, при этом, в плане исторических памятников мало интересным, в связи с чем, мои поездки туда ограничивались, обычно, чисто служебными целями.
Между тем, по мере публикации мною на сайте MileevArt в сети воспоминаний художника Милеева, который был родом как раз из этих мест, обнаружилось, что во второй половине тридцатых годов прошлого века он некоторое время работал художником в Андижанском областном краеведческом музее, для которого создал несколько картин и скульптурных произведений.
Вполне естественно в связи с этим, что во время очередной своей поездки в Андижан, прошлой осенью, мне захотелось заодно разыскать этот музей, чтобы попытаться узнать что-либо о работах Милеева, которые могли там случайно сохраниться...
С учетом этой дополнительной задачи и значительного объема основной работы, а также имея в виду большую удаленность Андижана от нас, мне пришлось растянуть свой обычный однодневный график поездки на два дня, что потребовало некоторых дополнительных согласований с принимающей стороной, а также необходимость брать с собой больше вещей в дорогу, что само по себе также составило для меня определенную проблему, поскольку привычные мои однодневные поездки позволяли мне до сих пор благополучно обходиться без этих вещей, и мне было не так-то просто составить список нужных предметов, особенно, с учетом того, что обстоятельства моей ночевки в Андижане до самого последнего момента оставались неясными.
Время поездки было назначено мною на вторую половину рабочей недели, поскольку к этому моменту погода обещала быть наиболее теплой, что для ночевки в неопределенных условиях имело немаловажное значение, особенно, учитывая, что ехать туда мне пришлось в самом конце октября.
Отъезд в путешествие произошел, как обычно, рано утром, но сама дорога из-за особенностей водителя и остальных пассажиров оказалась в итоге неожиданно долгой, так что в Андижан мне удалось прибыть только уже после обеда.
Погода всю дорогу оставалась хорошей, и горы, как всегда, выглядели весьма живописно, а их вершины уже были покрыты снегом, который на самом перевале встречался даже на обочинах дороги.
Несмотря на то, что через перевал в долину мне приходилось ездить уже десятки раз, во время этой поездки мне удалось увидеть здесь кое-что новенькое...
Как обычно, на трассе в горах велись ремонтные работы, отчего там периодически возникали крупные заторы, и в целом движение транспорта сильно замедлялось. Но главное, оказалось, что дорогу ремонтировали также и в туннелях на перевале, чего за прошедшие годы на моей памяти никогда не происходило, и в связи с чем мне впервые за все время моих поездок в долину удалось проехать через перевал по резервным открытым объездным дорогам и таким образом преодолеть перевал естественным путем, а не срезать горные перешейки через туннели, причем, сделать это получилось в обоих направлениях и по разным дорогам. Это была самая запоминающаяся часть пути.
С перевала открывались великолепные виды на окрестные горные вершины и ущелья, которые невозможно бывает разглядеть из туннелей, а в обратную сторону вдобавок дорога шла по самому краю отвесного обрыва, так что по временам даже захватывало дух и не хотелось думать о том, что произойдет, если машина вдруг потеряет управление, тем более, что в отличие от утреннего второй водитель не экономил на скорости и даже в горах временами разгонялся до сотни километров в час, что, впрочем, позволило сэкономить в итоге на обратном пути почти полтора часа.
Что касается моего пребывания в Андижане, то основная работа в медицинском учреждении была выполнена мною полностью, но закончилась только ближе к вечеру, когда уже начало темнеть, и времени на посещение музея в этот день уже не оставалось. В связи с этим, поход в краеведческий музей мне пришлось отложить на следующее утро, а на ночевку отправиться в одну из местных гостиниц.
К счастью, в утреннем походе в музей меня вызвался сопровождать один из сотрудников учреждения, что мне очень сильно помогло, учитывая мое слабое знание города...
Как оказалось, Андижанский областной краеведческий музей располагался в старом городе, где как раз во время моего визита происходила масштабная реконструкция, в связи с чем проехать до самого здания музея на машине оказалось совершенно невозможно и несколько сотен метров нам пришлось идти пешком по пыли и щебенке. Старые здания там ломали целыми кварталами, а на их месте прокладывали новые широкие улицы.
До здания краеведческого музея, впрочем, перестройка пока еще не добралась, и оно оставалось на месте...
Между тем, прямо перед музеем неожиданно обнаружилось какое-то средневековое медресе, что явилось для меня приятным сюрпризом, поскольку до сих пор о древних сооружениях в Андижане мне ничего известно не было. Естественно, обойти стороной этот памятник старой архитектуры для меня было абсолютно невозможно, и мы зашли внутрь...
Как выяснилось впоследствии, это было медресе из архитектурного комплекса Джами, построенное во второй половине позапрошлого века. Комплекс этот имел громадные размеры и помимо медресе включал еще мечеть и минарет, но сильно пострадал во время одного из землетрясений, которые часто происходят в здешних краях.
От самого медресе полностью сохранилась только лишь фасадная часть, которая была отреставрирована и производила грандиозное впечатление, а также небольшие участки боковых галерей по сторонам.
В центре обращенного на восток, протянувшегося более чем на сто двадцать метров фасада медресе возвышался традиционный прямоугольный портал со стрельчатой нишей, который завершался арочной галереей с двумя изящными угловыми башенками с декоративными фонарями. От портала на север и юг расходились два этажа келий, причем в стенах первого этажа были устроены небольшие окна с ажурными решетками, тогда как кельи второго этажа были оформлены лоджиями с арочными перекрытиями, в которых были устроены выходы на крышу медресе. По краям здание медресе замыкали учебные помещения в виде башен, в которых арочные своды накрывал большой купол.
Гармоничный фасад медресе имел довольно скромную отделку шлифованным кирпичом, а также синими узорчатыми изразцами, которыми были облицованы отдельные элементы фасада и куполов по сторонам. Потемневшие от времени входные деревянные арочные ворота медресе были покрыты красивой художественной резьбой.
Прямо за воротами, на первом этаже медресе в проеме портала обнаружилось несколько артефактов, вроде, старинных деревянных дверных створок, колонн и колес, а слева, в отдельном помещении, стояла целая огромная арба столетней давности. На стенах здания медресе с стороны двора были прикреплены образцы произведений местного народного творчества и предметов обихода, типа, кувшинов, корзинок, ляганов, и даже стоял старый чугунный утюг.
На втором этаже одного крыла здания медресе, в бывших кельях учеников, располагалась экспозиция изделий местных народных мастеров, осмотреть которую нам помогла девушка-экскурсовод, которая интересно рассказывала об экспозиции и ответила на несколько моих вопросов. Впрочем, сама экспозиция оказалась небольшой...
Из остальных частей комплекса Джами виднелся возвышавшийся вдалеке на пустыре за забором тридцати двух метровый минарет, который, по словам экскурсовода, после землетрясения находился в аварийном состоянии, в связи с чем, залезть на него не было никакой возможности, тем более, что вокруг минарета полным ходом шли работы по разрушению корпусов какой-то фабрики, сновало множество строителей и машин, и все было завалено горами мусора...
Кстати, несмотря на недавнюю реставрацию, на входном портале медресе местами также были видны большие трещины, которые, как сказала экскурсовод, еще увеличились во время недавнего землетрясения...
После посещения медресе нам, наконец, удалось добраться и до краеведческого музея, который располагался совсем рядом с медресе.
Там меня ждало сразу два известия: хорошее и плохое. Хорошее известие заключалось в том, что сотрудники музея вспомнили произведения Милеева и сообщили мне, что несколько картин, вроде бы, еще находятся в музейной экспозиции. Однако посмотреть картины оказалось невозможно, поскольку музей уже некоторое время не работал по причине предстоящего переезда в новое здание, а все экспонаты были упакованы в ящики. Причем, сроки этого переезда были неизвестны, поскольку новое здание для музея еще даже не было построено…
В итоге, получилось так, что произведения художника Милеева, которые, судя по всему, были самыми ранними из дошедших до нас его работ, до сих пор сохранились, причем, находились совсем рядом со мной, но увидеть их было, к сожалению, нельзя. Учитывая же, что возможности приехать сюда в будущем у меня могло уже и не быть, мне ничего не оставалось, как попросить сотрудников музея сфотографировать когда-нибудь интересующие меня работы художника и отправить электронные варианты фотографий мне по Интернету, чтобы я мог опубликовать их на сайте. Надежды на это, впрочем, у меня особой не было, но ничего другого в данной ситуации все равно сделать было нельзя...
На этом мое двухдневное путешествие в Андижан завершилось, и уже вечером этого дня такси благополучно доставило меня домой.»
Как обычно, эта часть записок основана на моих же недавних сочинениях и посвящена путешествию, совершенному мною прошлой осенью, а поскольку это путешествие имело продолжение нынешней весной, то и записки, соответственно, также должны быть продолжены.
А тем временем, завтра всеми нормальными людьми в мире отмечается великий памятный праздник, с которым мне хотелось бы всех заранее поздравить. Правда, в отличие от прошлого года ничего нового по случаю этого праздника мною в этот раз написано не было, что, впрочем, абсолютно не означает изменения моего отношения к празднику, а произошло токмо в силу стечения обстоятельств.