Маленький райский сад, Верхнерейнский Мастер, 1410-1420,
Тема
"Цветочная символика Алтаря Портинари и загадка Улавливателя слез." разрослась до неприличия, количество знаков превышено, текста, перенесенного в комменты, тоже не мало, и возникла необходимость собрать ещё один пост в продолжение.
Можно с уверенность сказать, что к середине 15 века в европейской живописи уже сложилась устойчивая символика растений: белые лилии символизировали Благовещение, благоуханные розы - райский сад. Традиция определяла, какие растения пристойно изображать рядом со святыми, какие из цветов являются атрибутами каждого из них.
Живопись ещё была предметом роскоши, доступным не многим, краски дороги, и работа живописца не предполагала ничего случайного. Но и тогда и заказчик и живописец хотели выделиться, блеснуть мастерством и детализацией рисунка и своим глубоким знанием
христианской литературы - не только канонической.
Религиозные сюжеты, сцены паломничества в святые места не могли обойтись без изображения деревьев и трав, и разноцветные пятна цветов очень оживляли полотна и демонстрировали зрителю яркий синий цвет, изготовленный из природного полудрагоценного лазурита, который одно время стоил дороже сусального золота.
Ирисы и аквилегия на алтарном образе Монфорте, как элемент пейзажа:
Алтарный образ Монфорте/Monforte Altarpiece, Hugo van der Goes (circa 1440-1482), circa 1470
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Hugo_van_der_goes_monforte_altarpiece_detail_01.jpg Но и при изображении персонажей в интерьере далеко не все художники (и заказчики) были готовы отказаться от изображения растений. В картинах Благовещания белая лилия первоначально находилась в руках у ангела, но постпенно она переходит из его рук в вазу, - в сосуд, - который и сам по себе уже нагружен многообразной религиозной символикой.
Конечно, первое, что риходит на ум современному человеку: чаша - символ Евхаристии. Можно развить тему и вспомнить про купель для крешения, чаши для омовения, чаши для поднесения даров, чаши для реликвий.... Раннехристианский символ чаши и виноградной лозы означал не только Причастие, но всё христианское учение.
"Есть у цаты (православной) на кресте и третье толкование: перевернутый полумесяц напоминает колыбель младенца Иисуса. Также существует мнение, что полумесяц похож на евхаристическую чашу, в которой находится Тело Христово, на церковный корабль и на купель для обряда крещения."
Мозаика галереи Мавзолея Санта-Костанца. IV в. Рим
Традиционная белая лилия в вазе и свободно растущие цветы-символы Марии в правой части триптиха:
Благовещенский Триптих/Annunciation Triptych (Mary woman Annunciation angel), Rogier van der Weyden (Goswijn Van Der Weyden), 1434
https://commons.wikimedia.org/wiki/Paintings_by_Rogier_van_der_Weyden Мадонна Медичи с фамильным гербом - ваза с синим ирисом и белой лилией: мы можем только догадываться, что побудило художника поместить два цветка одну вазу, но герб под ней и разворот лепесков намекает на связь ириса с эмблемой Флоренции.
Medici Madonna (angel Mary Christ Child), Rogier van der Weyden (Goswijn Van Der Weyden), 1460
https://commons.wikimedia.org/wiki/Paintings_by_Rogier_van_der_Weyden Где один - там и три: попадались букеты и погуще: аквилегия, лилия и, скорее всего, роза:
Annunciation. Barthélémy d'Eyck (Бартелеми Д'Эйк, (fl. 1444-1469)), Circa 1442-1445.
https://commons.wikimedia.org/wiki/Barthélémy_d%27Eyck Medieval & Renaissance Manuscripts. Book of Hours France, ca. 1480 MS M.6 fol. 21r
Virgin Mary: Annunciation -- Virgin Mary, nimbed, veiled, kneels at prie-dieu with open book with pseudo-inscription. Archangel Gabriel, wearing cross-surmounted fillet kneels before Mary with joined hands. Dove of Holy Ghost descends on rays from upper right corner to Mary. Around Mary and Gabriel are two ointment jars; vase with lilies; loom; and basket with spools of thread.
Lower margin decorated with scattered flowers, including viola, strawberry, columbine, thistle, and cornflower.
Дева Мария: Благовещение - Дева Мария в венке, под вуалью, преклоняет колени перед алтарем, держа в руках открытую книгу с псевдописью. Архангел Гавриил в повязке с крестом преклоняет колени перед Девой Марией, сложив руки. Голубь Святого Духа спускается на лучах из верхнего правого угла к Марии. Вокруг Марии и Гавриила находятся две баночки с мазями, ваза с лилиями, ткацкий станок и корзина с катушками ниток.
Нижний край украшен россыпью цветов, в том числе фиалкой, земляникой, водосбором, чертополохом и васильком.
thistle, and cornflower = чертополох и василек. Чертополох (остролист) - возможно, хотя маловероятно, а василька я не вижу - вижу маргаритки (daisy).
А это Благовещение создано на 20 лет позже Алтаря Портинари и художником совершенно другой школы, но букет в вазе уже выглядит вполне самодостаточно:
(Википедия считает, что, несмотря на имя Жаклин, Jacquelin de Montluçon - мужчина)
L'Annonciation, Jacquelin de Montluçon (1467-1505), between circa 1496 and circa 1497
https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Annunciation-Jacquelin_de_Montlucon-MBA_Lyon-IMG_0239.jpg Вполне естественно, что при очередной волне иконоборчества букет в вазе отелился от сюжетного полотна и зажил своей собственной жизнью.
Интересный вопрос: является ли в таком случае изображение букета, составленного особым образом, религиозной живописью?
Каким бы это ни казалось странным, но Мадонну с огурцом тоже относят ко времени создания алтаря Портинари - даже лет на 5-6 раньше:
Madonna and Child (Madonna Lehman), Giovanni Bellini, c. 1470
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Madonna_Lehman_by_Giovanni_Bellini_(MET)
(Разгадки не - есть слабенькая версия. Официальное искусствоведение считает, что огурец - отсылка к истории Ионы, который после пасти кита очнулся в беседке. увитой "огурцами", где "огурцы" - ошибка переводчика, который перепутал с ним какое-то другое растение).
Любопытно, что в живописи к тому времени уже можно наблюдать сложившийся символизм улиток и слизней, которые впоследствие станут привычными атрибутами цветочного натюрморта:
(внизу на переднем плане рядом с основанием опоры навеса)
Flügelaltar »Die Perle von Brabant«, linker Flügel: Johannes d. Täufer, Mitteltafel: Anbetung der Heiligen Drei Könige, rechter Flügel: Hl. Christophorus, Dieric Bouts, около 1465
https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Dieric_Bouts_003.jpg - "Рыцари против улиток". "Коммерсантъ"
https://www.kommersant.ru/doc/2313566- «Благовещение» Франческо Дель Коссы 1471
https://ru.wikipedia.org/wiki/Косса,_Франческо_дель- Мадонна с Младенцем и святыми Франциском и Себастьяном, Карло Кривели 1491
https://en.wikipedia.org/wiki/Carlo_Crivelli(Кривелли прекрасен со своими огурцами. Кроме двух сосудов на подлокотниках трона Богоматери, он ещё любовно разложил цветочный набор у её ног)
- Когда две чаши не сливаются в одну?
Мадонна с Младенцем и святыми Франциском и Себастьяном, Карло Кривели 1491 - пример того, когда сосуды разнесены по разные стороны от центральной фигуры и уравновешивают композиицию. Это выглядит немного избыточно, но не даёт простора для трактовок.
На алтарном образе алтаря Портинари есть два сосуда с цветами, стоящие рядом, на изображении Св. Иеронима в келье есть два сосуда в ряд - почему два, а не один большой букет?
Про мою трактовка символики сосудов Алтаря Портинари я писала в предыдущих постах, что касается Св. Иеронима:
Святой Иероним в келье (картина Антонелло да Мессины) Ок. 1475
https://ru.wikipedia.org/wiki/Святой_Иероним_в_келье_(картина_Антонелло_да_Мессины)
"...Мотив «Христовой невесты» подкрепляется, вероятно, и изображёнными на картине растениями. Одно из них идентифицируется как гвоздика, в XV веке символизировавшая помолвку и часто изображавшаяся на портретах обручённых пар[24]. Небольшое деревце в горшке (возможно, самшит[21]) может обозначать hortus conclusus, «запертый сад», являющийся символическим обозначением Девы Марии. Наконец, предметы, непосредственно окружающие святого, - шкатулки-дарохранительницы и стоящий на полке прозрачный графин - также заимствованы из мариологической иконографии, где ассоциируются, соответственно, с её чревом, принявшим Христа, и её чистотой[13]."
К слову сказать, по всей видимости, самшиты в вазонах в то время были обычными украшениями интерьера и иногда изображались на картинах.
Благовещение со святым Emidius, Carlo Crivelli, 1486
Благовещение. Франческо ди Симоне да Сантакроче. 188,5х164,5 см,1504 г, Академия Каррара, Бергамо
В случае "Святого Иероним в келье" я не вижу прямой аллегории на Новый и Ветхий заветы, но обе чаши нарочито выставлены на передний план, и это говорит о большом смысловом значении, которое вложил в них художник.
Обращает на себя внимание и год создания - обе картины написаны практически в одно время, но у Хуго ван дер Гуса сосуды решены совершенно в другом ключе.
Картина написана более чем через 50 лет после "Святой Иероним в келье":
Maria mit dem Kind und Stiftern, van der Weyden, 1513
По аналогии могу предположить, что кроме собственно важнейших атрибутов Святых Отцов, для донаторов и простых прихожан имело огромное значение покровительство конкретного святого. Бонсай, стоящий у ног Св. Иеронима, по-моему, должен был обозначать какое-то землевладение донатора.
В таком случае остаётся загадкой, по какой причине чаша с гвоздиками меньше размером и отодвинута дальше к краю.
Чаши имеют одинаковую форму, и можно предположить, что гвоздики тоже высажены в грунт. Я думаю, что это тоже какое-то землевладение, но связанное либо с отдельно взятым монастырем, либо с аббатством под защитой донатора. Возможно, имелся ввиду только собор, для которого предназначалась картина, какая-то домовая семейная часовня.
Если бы речь шла о женском монастыре, аббатстве под руководством аббатисы, то было бы логично рисовать второй вазон поменьше. Вся женская атрибутика левой части картины, которую искусствоведы связывают с символикой Марии, могла бы указывать на "невест христовых" - монахинь.
Hussite Wars, illustration from the Jena codex (15th century), fol. 56a.
Гуситы (чашники, чешский: Husité или Kališníci, "Люди чаши"; латинский: Hussitae) были чешским прото-протестантским христианским движением, которое следовало учению реформатора Яна Гуса (фл. 1401-1415), частью Богемской реформации.
Гуситы были одними из важнейших предшественников протестантской реформации. Это преимущественно религиозное движение было вызвано социальными проблемами и укрепило чешское национальное самосознание.
en.wikipedia.org/wiki/Hussites
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hussite_wars?uselang=ru# / У католиков до сих пор, в XXI веке принято причащаться мирянам (простым людям, прихожанам) только хлебом, а священники причащаются и вином и хлебом. Этим обрядом подчеркивается неравенство между священниками и мирянами.
У православных причащаются и миряне и священники одинаково т. е и хлебом и вином, что говорит о "равенстве" мирян и священников./
Арест Гуса в 1414 году вызвал значительное возмущение в чешских землях. Власти обеих стран срочно и неоднократно обращались к королю Сигизмунду с просьбой освободить Яна Гуса.
Когда пришло известие о его смерти на Констанцском соборе, вспыхнули беспорядки, направленные в первую очередь против духовенства и особенно против монахов. Даже архиепископ чудом избежал последствий этого народного гнева. Обращение с Гусом считалось позором, нанесенным всей стране, а его смерть рассматривалась как уголовное деяние. Король Вацлав IV., движимый неприязнью к Сигизмунду, сначала дал волю своему возмущению ходом событий в Констанце. Его жена открыто поддерживала друзей Гуса. Во главе правительства стояли общепризнанные гуситы.
Лига была сформирована определенными лордами, которые обязались защищать свободную проповедь Евангелия во всем своем имуществе и поместьях и подчиняться власти епископов только в тех случаях, когда их приказы согласуются с предписаниями Библии. Университет будет рассматривать любые спорные моменты в арбитражном порядке. Вся гуситская знать присоединилась к лиге. Кроме устного протеста против обращения совета с Гусом, было мало свидетельств каких-либо действий, предпринятых дворянством до 1417 года. В тот момент несколько представителей низшей знати и несколько баронов, подписавших письмо протеста 1415 года, удалили католических священников из своих приходов, заменив их священниками, готовыми причащаться как вином, так и хлебом. Чаша с вином стала центральным идентифицирующим символом гуситского движения. Если бы король присоединился, его решения получили бы санкцию закона; но он отказался и обратился к недавно сформированной Римско-католической лиге лордов, члены которой обязались поддерживать короля, Католическую церковь и совет. Начала вырисовываться перспектива гражданской войны.
В качестве примера дальнейшего развития жанра натюрморта мне случайным образом попались работы голландского живописца Ян Давидс де Хема (1606 - 1684 гг.), отца Корнелиса де Хема.
По ссылке пост с некоторыми его работами:
"Голландский художник Ян Давидс де Хем". Русская и мировая живопись
https://dzen.ru/a/ZoKTaTrMYWQTr6kT
Jan Davidsz. de Heem (1606-1683/1684)
(garland)
Johannes van der Meer (1630-)
(portrait)
Цветочная гирлянда с портретом Вильгельма III Оранского, 10 лет, 1659-1666
Cornelis de Heem (1631-1695) and Jan Davidsz. de Heem (1606-1683/1684),
Floral Still Life (Dutch: Bloemen in een glazen vaas, met een citroen, een broodje en een slak),
between 1670 and 1690 / circa 1644
Jan Davidsz de Heem (1606-1683/1684) and Nicolaes van Verendael (1640-1691)
Flower still-life with a skull and crucifix (German: Blumenstrauß in gläserner Vase, Kruzifix und Totenkopf), c. 1645 and 1660s
Possibly Thomas Willeboirts Bosschaert (-1654)
Jan Davidsz. de Heem (1606-1683/1684) :
"Евхаристия в венке из фруктов", 1648
Ян Давидс де Хем: Стеклянная ваза с цветами на каменном выступе, 1655
Jan Davidsz de Heem: Vivat Oraenge, 1670
Annunciation with Saint Margaret and Saint Ansanus, Simone Martini and Lippo Memmi, 1333
https://en.wikipedia.org/wiki/Annunciation_with_Saint_Margaret_and_Saint_Ansanus#
«Мадонна с Младенцем и Ангелами (Мадонна Оньисанти)», Джотто ди Бондоне (годы жизни 1266-1337), примерно 1306-1310 гг.
Лучшие Картины Джотто ди Бондоне. Наш выбор - Мастер Творцов
https://dzen.ru/a/Zumm5Q4CoQY7C7_2