Leave a comment

aazz_z May 28 2024, 13:08:53 UTC
«Одинец»: почему некоторые казаки носили серьги
https://cyrillitsa.ru/history/183217-odinec-pochemu-nekotorye-kazaki-nos.html

"...Среди некоторых современных казаков существует легенда, что ношение серег имеет определенный родовой смысл. Украшение в левом ухе означает, что казак - единственный сын у своих родителей. Если он вешает серьгу в правое, то это символизирует, что он - последний мужчина в своем роду, и у него нет ни братьев, ни племянников, ни кузенов. Серьги в обоих ушах свидетельствуют, что казак - вовсе единственный ребенок в семье, и у него нет даже сестер.
Однако в книге «История казачества России», русского и советского писателя, публициста-историка, Михаила Астапенко, говорится, что во многих архивных документах дореволюционного времени, в описании казаков всегда присутствует серьга, даже в том случае если мужчина не помнит ни отца, ни матери и понятия не имеет, есть ли у него родня.
Византийский писатель и историк X века Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича, отмечал, что «…В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным…»

Современные историки указывают, что до XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец». Порой она украшалась изображениями тотемных животных, несла на себе некоторые фамильные знаки или являлась простым полукольцом, но ее дужка всегда была выполнена в форме иголки и именно ею прокалывали ухо.

У потомственного донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн и поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:

«Был мальчиком. И тетка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы - хазарскую быль -
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль…»

Фактически автор обрисовывает обряд инициации, когда старший из племени, заставляя мальчика вытерпеть боль (своего рода гибель и возрождение), рассказывает ему об истории происхождения рода, и при этом оставляет ему знак, символизирующий, что он - теперь мужчина, охотник и боец. В древней Азии и Восточной Европе носить в ухе серьгу мог только сильный и удалой воин, который уже встречал в своей жизни смерть. Казаки сохранили этот обычай, как и многие другие, ранее являвшиеся элементами культуры других народов."

Reply


Leave a comment

Up