Phaptawan Suwannakudt Artist on WordPress.com
Эта тема была на слуху где-то в районе 2010 года в связи с песней «Waka Waka (This Time for Africa)» (рус. Давай, Давай! (На этот раз - в Африку)), записанной Шакирой перед Чемпионатом мира по футболу 2010, который проходил в Южно-Африканской Республике.
Припев песни и слова «waka waka» заимствованы из «Zangaléwa», песни 1986 года, записанной камерунской группой Golden Sounds, которая стала хитом не только в Африке, но и в Колумбии, где Шакира услышала эту мелодию в детстве. Группа Golden Sounds также не были первоначальными создателями припева, поскольку он был адаптирован из «военных маршей неизвестного происхождения, восходящих ко Второй мировой войне».
То, что на каком то камерунском (?) диалекте означало "Давай!" напомнило поклонникам футбола о существовании странной легенды о загадочном дереве Вак-Вак с сочными плодами в виде прекрасных обнаженных девушек.
Когда современный человек слышит о дереве с плодами в виде людей или просто человеческих голов, то первое что может прийти ему на ум - что речь идет о какой-то очередной трагической истории, вроде того, что случилась в Стамбуле в 1655 году .
"В середине 1655 г. янычары из-за невыплаты жалования восстали. Они требовали от Мехмеда IV казни некоторых государственных деятелей, выступавших против них. Хотя султан сначала не хотел принимать этих требований, не видя иного выхода, он приказал задушить и выбросить из стен дворца тридцать человек, против которых сплотились янычары. Последние собрали трупы и развесили их на ветвях старого чинара на площади Султанахмет. Жители Стамбула годами вспоминали это злодеяние, которому даже дали отдельное название - «Вака-и Ваквакие» («Событие ваквака»). Ваквак - это легендарное дерево, плодами которого являются люди. Теперь на месте этого чинара располагается Немецкий фонтан."
Но легенде о дереве Аль-Ваквак уже больше тысяче лет, и в те суровые времена мертвыми телами на деревьях никого удивить было нельзя, такая обыденность не считалась достойной серьезного упоминания.
Другое дело - дерево, рождающее живых людей.
Вот это настоящая диковинка!
Философия макабра.
https://aazz-z.livejournal.com/285337.html Из Википедии:Аль-Ваквак (арабский: ٱلْوَاريََال аль-Вак-Вак), также пишется аль-Вак-Вак, Вак аль-Вак или просто Вак-Вак-Вак, это название острова или, возможно, нескольких островов в средневековой арабской географической и художественной литературе.
Al-Wakwak (Arabic: ٱلْوَاق وَاقal-Wāq Wāq), also spelled al-Waq Waq, Wak al-Wak or just Wak Wak, is the name of an island, or possibly more than one island, in medieval Arabic geographical and imaginative literature.
Иллюстрация дерева Ваквак, Книга чудес (рукопись 14 века) Абу-л-Хасана аль-Исфахани
Дерево с говорящими головами (с)Семь Легенд
Бузург ибн-Шахрияр в своей "Книге о Чудесах Индии" пишет:
"Считалось, что название этой страны произошло от необычного дерева, что там росло. Это было большое дерево листья, которого круглы, а иногда продолговаты. Плод этого дерева напоминает тыкву, но размером он больше и имеет вид человеческого лица. Качаясь от дуновения ветра, эти плоды издают звук; внутри они наполнены воздухом, точно плоды «содомского яблока» ; если срезать их с дерева, воздух тотчас же выходит, и остается одна кожура. Иногда приезжий матрос соблазнится видом такого плода и срежет его с ветки, чтобы увезти с собой. Но воздух тотчас же выходит оттуда, и остается одна оболочка, черная, как дохлый ворон.»
"Книга о чудесах Индии" Бузурга ибн Шахрияра - один из интереснейших историко-географических и литературных памятников арабской средневековой письменности. Она создавалась во 2-й половине X в. в одном из приморских городов Южной Месопотамии или Западного Ирана и представляет собой свод рассказов, которые автор слышал от моряков и купцов, плававших в Индию, Китай, Индонезию, Африку и другие далекие страны.
"Чудеса Индии" - не простое собрание былей и небылиц о морских приключениях и путешествиях. Чрезвычайно разнообразное по тематике, произведение это является своеобразной энциклопедией знаний жителей приморских городов халифата о странах восточных морей.
"Книга о чудесах Индии" Бузург ибн Шахрияр
Читать >>>> В арабских версиях знаменитый остров Вак-Вак расположен в Китайском море. Островом правит королева, и население здесь исключительно женское: это обычно иллюстрируется в аль-Казвини рукописях "Чудес творения", изображающих королеву в окружении ее прислужниц.
Ибн Хордадбех упоминает Ваквак дважды:
"К востоку от Китая находятся земли Ваквак, которые настолько богаты золотом, что жители делают из этого металла цепи для своих собак и ошейники для обезьян. Они изготавливают туники, сотканные из золота. Там добывают превосходное черное дерево.
Золото и черное дерево экспортируются из Ваквака."
В "Сума Ориент" из Томе Пиреса упоминается, что у народа Явы есть "много прекрасных гончих с ошейниками и кольцами из золота и серебра", что соответствует описанию Ваквака ибн Хордадбехом.
Майкл Ян де Гедже предложил этимологию, которая интерпретирует его как перевод кантонского названия Японии. Габриэль Ферран идентифицировал его с Мадагаскаром, Суматрой или Индонезией. Том Хугерворст утверждал, что малагасийское слово vahoak, означающее "люди, клан, племя", происходит от малайского слова awak-пробудить, "люди, команда". Энн Кумар соглашается с Хугерворстом и идентифицирует Ваквак как Индонезию, а также утверждает о возможности нападения древних индонезийцев на восточное побережье Африки.
Арабский отчет десятого века Аджайиб аль-Хинд "Чудеса Индии" аль-Рамхормузи рассказывает о вторжении в Африку людей по имени ваквак или ваквакк, вероятно, малайцев из Шривиджайи или яванцев из королевства Матарам, в 945-946 годах нашей эры. Они прибыли к побережью Танганьики и Мозамбика на 1000 лодках и попытались захватить цитадель Канбалох, хотя в конечном итоге потерпели неудачу. Причина нападения в том, что в этом месте были товары, подходящие для их страны и для Китая, такие как слоновая кость, панцири черепах, шкуры пантер и амбра, а также потому, что им нужны были рабы из народов банту (арабы называют цзэн или зендж, яванцы - дженгги). Существование чернокожих африканцев было зафиксировано до 15 века в старояванских надписях , а яванцы все еще были зарегистрированы как экспортирующие чернокожих рабов в эпоху династии Мин. Согласно надписи Вахару IV (931 г. н.э.) и надписи Гараман (1053 г. н.э.), в эпоху королевства Матарам и Айрланга Королевство Кахурипан (1000-1049 гг. н.э.) на Яве переживало долгое процветание, поэтому ему требовалось много рабочей силы, особенно для доставки урожая, упаковки и отправки их в порты. Рабочая сила была импортирована из Дженгги (Занзибар) и, возможно, Пуджута (Австралия) и Бондана (Папуа). Согласно Наерссену, они прибыли на Яву путем торговли (куплены торговцами) или были взяты в плен во время войны, а затем превращены в рабов.
Автор говорит, что жители Ваквака многочисленны, причем некоторые из них внешне напоминают турок. Они самые трудолюбивые из всех созданий Аллаха, но, как говорят, вероломны, хитры и лживы.
Tree on the Island of Waqwaq. Golconda, early 17th century Ink, opaque watercolor, and gold on paper Museum für Islamische
Одна из сказок о Хасане басрийском, вошедшая в знаменитую «Тысячу и одну ночь» :
"А после этого нам встретится большая гора и текучая река, которые доходят до островов Вак. И знай, о дитя мое, что все эти воины - невинные девы, и царь, правящий нами, женщина с семи островов Вак. А протяжение этих семи островов - целый год пути для всадника, спешащего в беге. И на берегу этой реки и другая гора, называемая горой Вак, а это слово - название дерева, ветви которого похожи на головы сынов Адама. Когда над ними восходит солнце, эти головы разом начинают кричать и говорят в своем крике: «Вак! Вак! Слава царю-создателю!» И, услышав их крик, мы узнаем, что солнце взошло. И также, когда солнце заходит, эти головы начинают кричать и тоже говорят в своем крике: «Вак! Вак! Слава царю-создателю!» И мы узнаем, что солнце закатилось. Ни один мужчина не может жить у нас и проникнуть к нам и вступить на нашу землю, и между нами и царицей, которая правит этой землей, расстояние месяца пути по этому берегу. Все подданные, которые живут на этом берегу, подвластны этой царице, и ей подвластны также племена непокорных джиннов и шайтанов."
Персидский путешественник, чье имя осталось неизвестным, рассказывал, что дерево Вак-Вак растет в Индии, вот как он его описывал:
"Плод дерева как голова человека: есть у него глаза, рот, брови и нос. По ночам с дерева доносится лай, как от большого числа шакалов. Путники, которые делают там остановку, слышат [его]."
Одни признавали существование дерева, другие считали это сплетнями. Египетский ученый Ибрагим ибн Васих Шах считал, что Вак -Вак это промежуточная форма жизни между человеком и растением.
Описание дерева постепенно видоизменяется, и на ветках теперь висят существа, похожие на женщин. Они прикреплены к дереву за волосы, а когда дует ветер отрываются от них и падают на землю.
Итальянский миссионер Одорика Фриульского писал следующее:
«Слышал я, растут там деревья, которые родят мужчин и женщин, и человечки эти бывают с локоть величиной, и к дереву прикреплены они пуповиной; когда дует ветер, они свежие, а если ветра нет, то засыхают. Правда, сам я подобного не видел, но слышал от людей, говоривших, что им случалось встречать это».
А вот в Японии, которую некоторые считали той самой легендарной страной Вак-Вак, существовала своя версия легенды о дереве с цветами, напоминающими человеческие головы - о дереве Джинменджу. Оно особенно часто появляется в период Эдо Конджаку Хякки Сюи от Ториямы Сэкиена.
Дерево Дзиммэндзю - если верить легендам росло не в Японии, а где то в горах на юге Китая, могло быть в высоту до 10 метров, а его плоды в виде человеческих лиц постоянно смеются или улыбаются, даже если падают с дерева и ударяются о землю. Позже им стали приписывать возможность говорить, как хором, всеми плодами на дереве, так и по одиночке. Первым литературным упоминанием дзиммэндзю считают 1712 год, так что неизвестно откуда к японцам попала эта легенда, быть может они узнали о ней позже арабов.
В наше время многие считают, что истоком как Дзиммэндзю, так и Ва Вак является миф о дереве Нарифон из будийской мифологии. Согласно ему бог Индра создал дом для бодхисатвы Вессантары и его семьи в волшебном лесу Химвати, чтобы те жили в покое, безопасности и могли предаваться медитации. Но лес был не столь безопасен как думал Индра, в нём жили и другие отшельники, причем многочисленные и могущественные. Они занимались медитацией и воздержанием много лет от этого приобрели они большую силу. Таким образом жена и дочери бодхисатвы оказались в лесу полном мужчин изголодавшихся по женскому телу. И вот однажды пойдя в лес за водой подверглись нападению, им чудом удалось убежать. После чего Индра задумался как избавится от озабоченных йогов. Он создал двенадцать деревьев , чьи плоды были подобны юным красавицам, головами они были прикреплены к ветвям дерева и обладали особой притягательностью для мужчин. Отшельники появление деревьев пропустить не смогли и возлегли с ними. После этого они погрузились в глубокий сон длившийся 4 месяца. Когда они проснулись то лишились всех своих духовных заслуг, а с ними и могущества. После этого женщины Весантары оказались уже в безопасности.
Согласно тайскому фольклору, с тех пор, как Вессантара и его семья умерли, деревья приносят плоды ежедневно, но лес исчезнет, когда учения Будды будут утрачены (по прогнозам, через пять тысяч лет после его смерти). Когда на деревьях появляются плоды, их хватает на семь дней, после чего они завянут и погибнут, если их не сорвать. У них такие же внутренние органы, как у людей, но нет костей. Эти девушки также обладают магической силой и обладают духами, которые могут петь и танцевать.
Предположительно, в буддийском храме недалеко от Бангкока есть две капсулы Makaliporn. Говорят, что они пришли из Гимафана, мифического леса. В храме Ват Пхеут Удом недалеко от Патхум Тани есть изображение дерева вместе с призраками и сценами ада.
Народные предания утверждают, что дерево растет где-то в горах Пхетчабун, и очень распространены мистификации: изображения девочек-нарифонов, растущих на деревьях , а также сухих девушек-нарифонов.
История показывает нам, что тема альтушек с ГосУслуг появилась не вчера и даже не позавчера:
- Каждому отшельнику - по вегетандру!
"В мое время школярам на самых первых занятиях вбивали в головы, что Corpus Vegetabilis, сопрягаясь с иными сферами, проявляется в следующих тварных воплощениях.
Во-первых, тарикары, возникающие на пересечении миров растительного и животного, по примеру баранца либо казарок-берниклей.
Во-вторых, кушасмы, что есть промежуточные звенья промеж растений и стихий или минералов в качестве всевозможных кораллов либо того же железного дуба.
И в-третьих - яндарумы, представляющие собой разумные растения по примеру энтов.
Это смешанные, то есть микс-классы.
Помимо них были еще переходные или пас-классы, к их числу относятся и вегетандры - растения, у которых есть нечто от человека. Как, скажем, у хуорнов или дерева Вак-вак…"
- Ненад Гоуда «Комментарии к Prologus'у Энрико Говаломе.
("Prologus in magnum exotarium bestialis et humane" Энрико Говаломе)
К этому всему можно добавить, что целый ряд современных исследователей уверены, что прообраз дерева вак вак - это панданус, называемый баккуван у батакских народов Индонезии и выращиваемый на Мадагаскаре, где он называется ваква.
Листья этого дерева очень ценятся за свои прочные волокна, плоды съедобны, но невкусные.
Мне кажется очень сомнительным, чтобы на мореплавателей, искушенных всякими диковинными плодами, мог произвести такое сильное впечатление не вполне съедобный панданус.
Существует великое множество деревьев с плодами размером с человеческую голову - начиная от кокосовой пальмы и заканчивая дурианом. Нет проблем и с призывным утренним криком "вака-вака" - в субтропиках и тропиках громко кричать умеет не только множество птиц, но даже крохотные гекконы.
Так как до меня на эту тему думало не мало людей и так и не нашло ничего подходящего, я решила посмотреть на проблему под необычным углом: приглядеться Baya Weaver (Ploceus philippinus)
Ткачики-байя (Ploceus Philippinus) летают рядом со своими гнёздами в окрестностях восточного города Бхубанешвара. Птицы этого вида из семейства ткачиковых обитают на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии и известны своими искусно свитыми висячими гнёздами, напоминающими перевернутую воронку. Свои домики эти пернатые обычно строят на тернистых деревьях или пальмовых ветвях, и нередко их жилища свисают прямо над водой, чтобы хищникам было сложнее до них добраться.
Вьют гнёзда исключительно готовые к размножению самцы. Строительными материалами служат длинные полоски рисовых листьев, грубых трав и длинные волокна, оторванные от пальмовых ветвей. При строительстве гнезда в ход идут также сгустки грязи и навоза, которые помогают гнёздам «устоять» при сильных ветрах.
Кстати, в Индии широко распространено народное поверье, что вместе с грязью ткачи-байя прикрепляют к внутренним стенам своих гнёзд светлячков, которые в ночное время освещают их жилище.
Автор статьи: Наталья Травова
Гнезда различных видов ткачиков не редкость, но что ещё может быть настолько же похоже на человеческую фигуру, застрявшую в ветвях дерева!
Click to view
И раз уж я начинала свой пост с упоминания песни Шакиры "Вака-Вака", то не лишним будет и закончить аналогичной песней.
У воинственного народа маори есть своя Вака.
Из-за особенностей звучания согласных в маорийском языке, название песни записывают в двух тождественных вариантах - и как "Вака", и как "Хака".
Click to view
Не следует забывать, что ещё савсем недавно существовал народ маориори.
Так как на архипелаге Чатем не хватало древесины, мориори создали четыре типа ваки, отличавшихся от новозеландских прототипов и представлявшие собой скорее плоты, чем каноэ:
Вака-пухара (маори waka pūhara), или корари (маори kōrari): имела два киля и плоское дно. Его ахтерштевень украшался резьбой.
Вака-риму (маори waka rimu): была схожей с вака-пухара, однако бока и дно лодки были покрыты волокном высушенных водорослей.
Вака-пахи (маори waka pahī): вака, использовавшаяся для плавания к отдалённым островам.
Вака-ра (маори waka rā).
Трудности сохранения народа и проблемы выживания его представителей в условиях малых территорий и ограниченности природных запасов стали основой для создания мориори охотничье-собирательского общества в качестве организационного принципа самоустройства.
Ограниченность населения вызвала введение мориори культурных запретов на каннибализм, являвшийся частью традиций их предков - маори. Попытка сохранить свой народ вызвала введение культурных и религиозных запретов на ведение войн. Пацифизм как идеология был сформулирован легендарным вождём мориори Нунуку-венуа.
Пацифистская идеология ненасилия предотвратила губительные междоусобные войны и обеспечила мирное развитие девяти племён мориори (Hamata, Wheteina, Eitara, Etiao, Harua, Makao, Matanga, Poutama и Rauru) в течение 24 поколений. Однако заветы Нунуку, трактуемые как божественный закон, морально обезоружили мориори перед лицом вторжения маори в начале XIX века и привела к почти полному исчезновению этого народа, истреблённого захватчиками.
9 ноября 1835 года на остров Чатем на захваченном британском бриге «Lord Rodney» прибыл первый отряд из 500 воинов маори. Они были вытеснены со своих исконных островов британскими колонизаторами и искали новые территории, где бы могли обосноваться их семьи.
Когда мориори отказались подчиниться захватчикам, не прибегая при этом к насилию, маори устроили беспощадную резню коренных жителей. Они убили бо́льшую часть мориори и захватили всё их имущество и земли. Мориори, имевшие культурный запрет в течение многих столетий на ведение войн и не имевшие военных традиций и организации, стали лёгкой добычей для нападавших, тем более что прибывшие имели численный перевес и огнестрельное оружие.
Вака. Рис. участника второй кругосветной экспедиции Дж. Кука, 1773 г.
Вака (маори Waka) - тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори. Вака занимает важную роль в истории и культуре маори. Согласно представлениям этого полинезийского народа, именно на таких каноэ в Новую Зеландию прибыли их предки из мифической прародины Гаваики. В результате каждое маорийское племя, или иви, идентифицирует себя с конкретной вака, на которой приплыли их прародители
На рисунке 18 века изображено хлебное дерево Калир-Канда (это не джекфрут, к тому же существует несколько разных "хлебных деревьев" ).
Хле́бное де́рево (лат. Artocarpus altilis) - однодомное дерево семейства Тутовые, вид рода Артокарпус. Его родиной считается Новая Гвинея, откуда полинезийцы завезли его на острова Океании. Название рода Artocarpus происходит от др.-греч. ἄρτος ‘хлеб’ и καρπός ‘плод’.
Цветки мелкие, зеленоватые и невзрачные: мужские зацветают первыми и собраны в удлинённые соцветия; женские - в крупные соцветия в форме булавы. Опыляются крыланами (Pteropodidae). После опыления женские соцветия постепенно срастаются в большое соплодие (плод), по форме напоминающее округлую шишковатую дыню. Плоды образуются по одному или гроздьями на вершинах веток. Молодые плоды имеют зелёный цвет; по мере созревания они обычно становятся сперва жёлто-зелёными, затем жёлтыми или жёлто-коричневыми. Диаметр плода может достигать 30 см, масса - 3-4 кг. В зелёной стадии плоды твёрдые, с крахмалистой, волокнистой белой мякотью. После созревания плод становится мягким, мякоть приобретает кремовый или жёлтый цвет и сладковатый вкус. Все части дерева, включая незрелые плоды, содержат липкий млечный сок-латекс.
Род артокарпус (Artocarpus) включает в себя порядка шестидесяти растений, распространённых в основном в тропиках Юго-Восточной Азии и Океании.
Кстати, существуют разновидности Хлебного дерева Artocarpus altilis: дикая - с косточками и культурная - без косточек.