Napoleonic Cut-Steel Parure - драгоценность или бижутерия?

Apr 14, 2024 00:16



"Gold gab ich für Eisen"
«Золото отдал я за железо»

Украшения из полированной стали вошли в моду в 1810-х годах, предположительно, частично под влиянием набора стальных украшений, купленных Наполеоном для своей второй жены, эрцгерцогини Марии Луизы Австрийской.



Драгоценности шведской королевской семьи
https://en.wikipedia.org/wiki/Jewels_of_the_Swedish_royal_family

Шведская королевская семья владеет исторической коллекцией драгоценностей, некоторые из которых принадлежат фонду семьи Бернадотт, а другие - частным лицам. Они отделены от государственных регалий Швеции, которые принадлежат шведскому государству.
Драгоценности надевают на такие мероприятия, как государственные банкеты, Нобелевский банкет, ежегодный Представительский Миддаг (Представительский ужин) и королевские свадьбы. Они хранятся у придворного ювелира В. А. Болина.
Большая часть коллекции драгоценностей шведской королевской семьи берет свое начало с того времени, когда принцесса Жозефина Лейхтенбергская, внучка первой жены Наполеона Бонапарта, Жозефина де Богарне, вышла замуж за будущего Оскара I,, в 1823 году. Жозефина, известная в Швеции как Жозефина, также получила большое наследство от своей сестры, императрицы Бразилии Амелии. Принцесса Виктория Баденская привезла с собой большую коллекцию драгоценностей, когда выходила замуж за будущего Густава V в 1881 году, как и принцесса Маргарет Коннаутская, когда она вышла замуж за будущего Густава VI Адольфа в 1905 году.
Карл XIV Юхан учредил фидеикомиссию драгоценностей, которые будут находиться в распоряжении королевы, чтобы коллекция увеличивалась, но никогда не могла уменьшаться. В конце 19 века Оскар II преобразовал фидеикомиссию в фонд, ныне являющийся частью фонда семьи Бернадотт. Эти украшения не принадлежат королевской семье частным образом, но они могут позаимствовать их у фонда для ношения.



Napoleonic Cut-Steel Parure
https://www.thecourtjeweller.com/2023/08/a-diadem-that-sparkles-without-diamonds-swedens-napoleonic-cut-steel-tiara.html
https://royalwatcherblog.com/2023/07/14/napoleonic-cut-steel-tiara/

- состоит из тиары, колье-чокера и серег. Она изготовлена из стали и позолоченной латуни и не содержит ни одного драгоценного камня. В 1976 году историк искусства Йоран Альм нашел эти предметы в серебряном шкафу. Украшение было отремонтировано, и королева Сильвия впервые надела его во время государственного визита в Австрию в 1979 году. Впоследствии тиару носили принцесса Лилиан, принцесса Кристина, принцесса Дезире и, чаще всего, наследная принцесса Виктория.
Считается что парюра была изготовлена в 1810 и 1814 годах для члена Французской императорской семьи, возможно, для Гортензии де Богарнуа, дочери императрицы Жозефины, а затем королевы Нидерландов в результате ее брака с Луи Бонапартом.



Cut-Steel Bandeau
https://www.thecourtjeweller.com/2021/07/the-swedish-cut-steel-bandeau-tiara.html

- В коллекции также есть тиара в стиле бандо меньшего размера и расческа для волос, вероятно, аналогичного происхождения. Наследная принцесса Виктория впервые надела тиару меньшего размера и расческу для волос на торжественном вечере накануне свадьбы Гийома, наследственного великого герцога Люксембурга, и графини Стефани де Ланнуа в 2012 году. Меньшую тиару носили принцесса София и принцесса Кристина.

https://bijouxroyauxenfoliewordpress.wordpress.com/2016/02/10/the-cut-steel-bandeau/
"Происхождение этой диадемы неизвестно. Были высказаны разные предположения о его происхождении. Наиболее вероятной, на мой взгляд, является версия Роджера Лундгрена, который написал статью в журнале Kungliga о ювелирных изделиях из точеной стали, которыми владели Бернадоты. Для Роджера Лундгрена эти украшения относятся к наполеоновским временам и были изготовлены в 1820-х годах для гортензии де Богарне, падчерицы Наполеона и королевы Голландии. Последняя затем передала бы их своей племяннице Жозефине Лейхтенбергской, которая стала королевой Швеции.
В любом случае, несомненно то, что повязка на голову впервые появилась « более чем за сто лет » (по словам источника, близкого к королевской семье) 19 октября 2012 года на свадьбе наследного великого герцога Люксембургского Гийома и графини Стефани де Ланнуа.. "

* * *
Техникой стальной огранки в совершенстве владели английские мастера. Маленькие стальные кусочки обрабатывали так, чтобы у них было 12- 16 граней в виде ромба или усечённый конус и затем полировали сукном. Первые мастерские, в которых предметы украшали стальными алмазами, были основаны в Вудстоке (Woodstock), неподалеку от Оксфорда, в конце XVI века. С начала XVIII века технику стальной огранки стали считать ювелирной и использовать при изготовлении мелких предметов - пуговиц, пряжек, брошей. Производством изделий с алмазной гранью славились мануфактуры Бирмингема, Лондона (Clerkenwell) и Вулвергемптона (Wolverhampton). Известный англий- скии мастер Мэтью Бултон (Matthew Boulton, 1728 - 1809) из Бирменгема первым стал размещать в стальных пряжках, пуговицах, брошах с алмазной гранью керамические вставки, исполнявшиеся на знаменитой мануфактуре Дж.Веджвуда. В 1780-х годах, в период «англомании», захлестнувшей Европу, британские изделия со стальной огранкой в больших количествах экспортировались во Францию, составляя конкуренцию марказиту, и в Россию.



Пряжки. Англия. Конец 1780-х гг.

Мода на все английское быстро распространялась по всей Европе, так что интерес к английским бриллиантам вскоре охватил и Россию. Тульские умельцы быстро овладели новой техникой огранки. По приглашению князя Потемкина обучение для них проводил мастер Георг Кёниг, стажировавшийся в Англии. К концу XVIII века мебель и другие предметы, производимые тульскими умельцами, уже украшались гранеными камнями - имитацией алмазов.
Самое раннее изделие, украшенное «гранеными камнями», - это шкатулка-сейф, принадлежавшая Петру I, которая была создана в 1720-х годах. Техника стальной огранки заключалась в том, что выточенный вручную маленький стальной гвоздь с полусферической шляпкой гранили «под алмаз» и полировали. Гвоздь заклёпывался или ввинчивался на поверхности предмета. В некоторых случаях поверхность предмета формировалась из стальных полос-рам со стальными алмазами - в этом случае крепежные штырьки располагались по сторонам алмаза круглой формы. При мерцающем свете свечей блеск стальных алмазов походил на сияние и игру драгоценных камней.
Спустя время мастерство русских достигло таких высот, что посол Франции граф де Сегюр писал, что русская отрасль промышленности доведена до такой степени совершенства, что она смело может соперничать с английскими фабриками.

https://dzen.ru/a/ZLxPMAL8cTpzxBAD

Стальные алмазы из Тулы Людмила ДЕМЕНТЬЕВА
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.46
https://antiqueland.ru/articles/1230/

Одно из таких, кстати, очень легких изделий, не смотря, на те самые 1300 стальных вставок, хранится в Горном музее Петербурга. Секрет в том, что оправа изготовлена из латуни, а сами они внутри полые.





© Форпост Северо-Запад / Горный музей
https://forpost-sz.ru/museum/vernissage/dorogiebrillianty

Английские стальные изделия были хорошо известны в России. Предметами экспорта были не только готовые изделия, но и своеобразные «заготовки», предполагавшие дальнейшую декоративную обработку. В некоторых случаях английские изделия бывает сложно отличить от работы тульских мастеров.
Таковы, например, стальные пряжки с акварельными вставками с изображением путти с лавровой ветвью и надписью: «Мир со Швецией заключен 3 августа 1790 (правая) Мир соседственный и вечный (левая)».
Стилистические и технические особенности исполнения пряжек идентичны работам тульских мастеров, более того, мемориальная надпись на русском языке о Ве-рельском мирном договоре, завершившем русско-шведскую войну 1788 -1790 годов, казалось бы, должна свидетельствовать об отечественном производстве. Эти пряжки были опубликованы в 1960-х годах именно как образцы тульского производства. Однако на оборотной стороне каждой части пряжки имеется печать красного .--рта с оттиском «Порт Ревель 1791». Ревельский порт - северные морские ворота России - пропускал через свои таможенные склады большинство английских товаров. Таким образом в Россию и попали эти пряжки, ставшие замечательным памятником истории англо-русско-шведских отношений.
Хорошо известно увлечение российского императорского двора тульскими изделиями с алмазной гранью. Блестящая коллекция таких предметов была не только в Кабинете редких вещей, но и в коллекциях крупных вельмож екатерининского времени, в частности у светлейшего князя Г.А. Потемкина, который не раз демонстрировал ее своим гостям. Именно для знакомства и изучения технологии производства подобных изделий по распоряжению Потемкина в 1785 году двое «тульских художников» Алексей Сурнин и Яков Леонтьев были отправлены в Лондон, где поступили на попечение русского посла С. Р. Воронцова (1744- 1832). Жизнь и приключения туляков в Англии в течение семи лет, их обучение на знаменитых бирмин-семских мануфактурах, авантюру контрабандного вывоза Сурниным в Россию, при пособничестве священника русского посольства Я.И. Смирнова, «до полторы тысячи разных сортов инструмента для образца», увлекательно описал крупнейший исследователь истории Г льского оружейного завода В.Н. Ашурков (1904 - 1990).



Шпага. Англия. https://guns.allzip.org/topic/79/1085790.html

Несомненно, что опыт, полученный в Англии, был "спешно применен в Туле, однако, сравнительный анализ работ английских и тульских мастеров заставляет говорить скорее не о заимствовании, а о конвергенции, то есть возникновении сходных явлений в различных источниках происхождения в одно и то же время при наличии необходимых сходных условий. Творческие поиски мастеров крупных металлообрабатывающих центров Англии и России, развиваясь сходным образом, были направлены на выявление многообразных декоративных свойств стали.

Среди партикулярных изделий второй половины XIX века выделялись работы Т. И. Свешникова. Ассортимент его изделий, на которых, как правило, есть клеймо, включал шкатулки, копилки в виде бочонков, предметы для дамского рукоделия - швейки с птичкой-зажимом, игольницы и тому подобное. Как правило, их декор - это пышные цветочные гирлянды, выполненные насечкой. В обозрении Всероссийской промышленно-художественной выставки, проходившей в Москве в 1882 году, отмечалось, что «Из Тульской губернии были доставлены очень изящные стальные изделия в виде подсвечников, шкатулок, кинжалов. Особенно изящно была исполнена панагия с золотою и серебряной насечкой единственного, оставшегося в г. Туле мастера подобных изделий, г. Свешникова». Бронзовая медаль выставки была присвоена Свешникову за сохранение традиций мастерства.

И тут не могу не вспомнить про бисер из стали, изготавливавшийся для женского рукоделия :



19th Century Bags. Происхождение неизвестно.



Вышитая сумочка из экспозиции выставки «Ars Вotanica. Растительные мотивы в бисере первой половины XIX века», 2024 г., филиала ГИМ в Туле
https://www.youtube.com/watch?v=S0HCqzcVktk&t=769s

В дальнейшем изделия из сталии уже не оказывались на пике моды, но нельзя сказать, чтобы о них забыли:

Bijouterie en acier aux XVIII et XIXe s.
https://www.institutdugrenat.com/2012/01/bijouterie-en-acier-aux-xviii-et-xixe-s/

Согласно техническим словарям XIX века, вот что можно узнать о ювелирных изделиях из стали :
"Ювелирное дело из стали, мода на которое была так велика в восемнадцатом веке, снова завоевало популярность к концу следующего столетия, но изменения в моде, похоже, замедлили это столь интересное производство.
Сталь, благодаря своей твердости, поддается прекрасной полировке; один в форме очень тонко ограненных половинок бусинок, и эти стальные наконечники склепаны друг с другом на пластинах из серебристой меди, в которых просверлены тысячи отверстий, которые силуэтно воспроизводят положения, которые мы хотим выполнить. Таким образом достигается сияние и мерцание; однако эти тысячи маленьких граненых шипов упрекают в том, что они отражают свет только однообразно; возможно, нам пришлось бы искать счастливый силуэт и отчетливые эффекты с помощью более объемных и менее запутанных рисунков.
Ювелирные изделия из стали, которые производятся в настоящее время, не достигают всей законченности, которую можно было найти в изделиях XVIII века (пуговицы, шпаги, цепочки для часов и т. д.); Но необходимо учитывать тот факт, что сегодня эта промышленность, оставшаяся полностью французской, подчиняется французским законам. капризы моды и то, что в обычное время ее производство неизбежно ограничено, в то время как в эпоху моды она приобретает значительные масштабы и должна производиться быстро и дешево; средства производства усовершенствовались для этой цели.



Фюрстенбергская тиара из чернёной стали. Изготовлена Анри Пиком для Cartier примерно в 1912 году.



Diadème en acier, cut steel and brass, 19e s., musee de Boston, USA.

А теперь вишенка на торт:



Сталь, равная бриллиантам 5 марта 2013
https://je-nny.livejournal.com/2319474.html

Когда-то, лет тридцать назад, мне довелось примерить диадему, предназначавшуюся для подарка английской королеве...
Сама не верю!
Но было.
Диадема входила в состав гарнитура, который своими руками сделал замечательный мастер и реставратор Евгений Васильевич Буторов - сделал из стали с алмазной огранкой по заказу кого-то из посольства, а к нам принес показать. В то время, насколько я помню, он уже не работал в Историческом музее.
Знаменит Буторов тем, что возродил эту уникальную технику обработки стали, которая превращала этот вовсе не благородный металл в произведение ювелирного искусства, действительно сравнимого с бриллиантами! Пришлось возродить и освоить при реставрации эфеса шпаги - 10 лет кропотливейшей работы!
"Наконец кое-что проясняется. Собирается реставрационный совет из специалистов различных музеев Москвы. Долго обсуждают и принимают решение: провести эксперимент на трех, из восьми тысяч, «граненых каменьях» (ибо каждый подлинный того времени - ценность) тремя различными предложенными способами. После долгого обсуждения одобрен механический способ, как наиболее отвечающий духу эпохи и обеспечивающий наибольшую дальнейшую сохранность экспоната. И здесь снова возникало множество проблем. Огранка «каменьев» самая различная. От простой «фацетом» - на 16 граней, до «королевской» - на 86! Формы тоже разные - и «фантазийные», и простые, и «маркизы», и овальные, и вообще небывалые в ювелирной практике. А размеры - от полумиллиметра до пяти миллиметров... И везде нужен новый инструмент. И «каменьев» этих 8173! Только тех, что когда-то были на эфесе. Около двух тысяч пришлось делать заново. А ведь задача реставратора - не просто восстановить вещь. Нужно ее сделать так, чтобы сохранить почерк Ластера, не превратить его в «новодел». А это гораздо сложнее, чем сделать все заново..."
(с) je_nny

Думаю, уважаемая Евгения Перова узнала бы шведскую тиару, если бы 30 лет назад видела именно её.
Однако 30 лет от написания поста - 1983 год, а тиара впервые продемонстрирована публике в 1979 году, что как-то уж очень подозрительно близко по времени.
Возможно, Евгений Васильевич Буторов  изготовил не одну парюру, и та диадема, которую примеряла автор, была уже не первой и не последней.

С другой стороны, подлинность и время изготовления тиары может подтверждать её футляр. Но, при известной ловкости, можно и новую тиару изготовить точно в размер старинного футляра.
Про тиару известно, что она была сломана и подверглась реставрации. Интересно, кто и где её "реставрирвал" и каков был объём реставрационных работ?
И, в конце концов, куда делась тиара Буторова?

Слишком много вопросов.....

*********************************************************

Рассказывая о тиарах из стали, нельзя не затронуть ещё одну тему - как и почему именно во время правления Наполеона Бонапарта возникла мода на украшения из недрагоценных металлов?

Украшения печали из чугуна
BIJOUX DE DEUIL: en fontes de fer, où en fontes de Berlin.
https://www.richardjeanjacques.com/2023/01/



La naissance d'Athéna - Allégories du jour et de la nuit - Mariage d'Eros et Psyché
Auteur: Bertel Thorvaldsen ( Copenhage, 1770 - Copenhague, 1844 ) auteur modèle réalisé après 1810
Berlin (Fonderie Royale de Berlin - Königliche Giesserei von Berlin)Fonte de fer, dite « de Berlin », laque noire cirée, acier doré et poli

Первые образцы чугунных украшений, геометрические узоры из пересекающихся нитей, обычно покрытые черной эмалью, были изготовлены в 1798 году королевской Литейной фабрикой в Глейвице (Kénigliche Eisengiesserei Gleiwitz) в Верхней Силезии и представляют собой попытку расширить ассортимент продукции, доступной местным оружейникам и литейщикам. Королевский литейный завод в Берлине (Kénigliche Eisengiesserei Berlin) открылся в 1804 году, и из его инвентаря известно, что он начал изготавливать ювелирные изделия из чугуна два года спустя, когда Наполеон завоевал город. В 1808 году генеральный инспектор Вильфосса, очарованный качеством немецких литейных заводов, отобрал у них большое количество оригинальных форм, в том числе для изготовления чугунных украшений, и отправил их во Францию для изучения и использования .
Именно в 1806 году появился Берлинский чугунолитейный завод. Именно прусские королевские литейные заводы представили эту смелую и эксцентричную коллекцию украшений из Черного Железа.
Эти королевские литейные заводы были построены со второй половины XVIII века, чтобы иметь возможность конкурировать со шведским железом, которое в то время было самым желанным в Европе. Наполеон вторгся в Пруссию, Наполеону потребовалось всего 19 дней от начала нападения на Пруссию до вступления в Берлин. Пруссия вышла из этих конфликтов, длившихся почти три года, экономически очень ослабленной.
Прусских буржуа и дворян попросили помочь в военных действиях, пожертвовав свои золотые и серебряные вассалы и драгоценности в обмен на то же самое, что и менее ценное.
На многих стальных украшениях Берлина есть надпись : "Gold gab ich für Eisen »
« Я отдал золото за железо « или »обменял на родину". в Берлине в то время было обменено более 160 000 колец.
Немецкими центрами производства изделий из чугуна были Берлин и Глейвиц (литейный цех, основанный королевской семьей в 1786 году).
Почти все виды украшений были изготовлены из чугуна : диадемы, ожерелья, кольца, застежки и пуговицы.
Но именно королевская мануфактура в Берлине, открытая в 1804 году, положила начало моде на эти украшения из чугуна . В конце наполеоновских войн мода на изделия из чугуна в Берлине сохранилась и в 1814 году, в Берлине было произведено 40 000 изделий !), а экспорт будет осуществляться по всей Европе .
Украшения украшены мотивами, заимствованными из готической архитектуры (боеголовки, полилопастные арки), в сочетании с натуралистическими мотивами (растительные и животные) и классическими мотивами (аканты). На некоторых украшениях плетение очень тонкое.



1820 bracelet en fonte de Berlin revendu par l étude Pierre Bergé

"Gold gab ich für Eisen"
«Золото отдал я за железо»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Золото_отдал_я_за_железо

Кстати, наряду с чугоном и сталью существовал ещё один вид дешевых сплавов, именовавшихся "немецкое серебро".



Chatelaine. Date: ca. 1903.
German silver (no silver content) early Edwardian period belt purse, tiled mesh. Inside hallmark cut-out stars of unknown French maker./ Немецкое серебро (без содержания серебра), портмоне на ремне раннего эдвардианского периода, сетчатая вставка. Внутри вырезанные звезды неизвестного французского производителя.
German silver - мельхиор
Nickel silver, maillechort, German silver, argentan, new silver, nickel brass, albata, or alpacca is a copperalloy with nickel and often zinc.
https://en.wikipedia.org/wiki/Nickel_silver

И для максимальной широты охвата тематики -

"Что такое марказит и почему его называют золотом дураков? Винтажная бижутерия с марказитами"
https://dzen.ru/a/YoeFVGYOz1e67oNW


история, дизайн, золото, металл, бижутерия

Previous post Next post
Up