источник изображения ЖЖ постоянно предлагает вспомнить старые посты, то, о чём писала много лет назад.
Любопытно сравнивать что было интересно тогда, что интересно сейчас и сколько нового появилось за последние годы.
В далёком 2014 году у меня был коротенький пост про Berliner Goldhut.
Глянула
статью про неё в Википедии - есть не только расшифровка календаря, но и подробнейшее описание процесса изготовления и технологических трудностей, с которыми столкнулись ювелиры бронзового века при создании этого артефакта (технология изготовления предполагает вероятную дату изготовления между 1400-800 годами до нашей эры).
Но ещё интереснее оказалась
итоговая статья про все известные 4 шляпы с примерами похожих артефактов той же эпохи с аналогичными орнаментами.
Нашлась вот такая забавная "каска" - орнамент практически один в один, а штырек намекает на головной убор римского жреца-фламина -
апекс (лат. apex - вершина) из коры оливкового дерева.
Золотой шлем из Лейро Золотое Каска де Лейро ("Шлем Лейро") - ритуальный полусферический колпак, вероятно, относящийся к концу позднего бронзового века (около 1000-800 гг. до н.э.) в городе Лейро (муниципалитет Рианксо, Галисия, Испания). Обстоятельства его обнаружения показывают, что технически он является частью клада.
Колпачок, выкованный из цельного куска золота, полностью покрыт повторяющимися повторными украшениями, выбитыми по бронзовым формам, с повторяющимися выступами, чередующимися с полосами повторяющихся концентрических кругов. Центральная точка наносится острием с плоской стороной в форме усеченного конуса. Его максимальный диаметр составляет 19,5 см при высоте 15 см до основания наконечника, он весит 270 граммов.
Его чеканные украшения представляют параллели с декорами конических золотых шляп позднего бронзового века шифферштадтского типа, а также с короной Комерфорда (из Ирландии) и золотыми чашами, найденными в Акстроки, Гипускоа, или так называемым Сокровищем Вильены, Аликанте. Существует вероятность, что его использовали двояко: как ритуальный таз, хотя он декоративно проткнут шилом, и перевернутый как эмблема власти.
Каска была случайной находкой, сделанной рыбаком Хосе Висенте Сомосой 7 апреля 1976 года на небольшом скалистом выступе под названием Куррунчо-дус-Поркос, у пляжа в Лейро (Рианхо) в Галисии, Испания. Это место, расположенное в крупном устье реки Риа-де-Аруса, является частью эстуарной системы Уллы, которая предлагает "оптимальные условия для судоходства" и с незапамятных времен служила удобным проходом в сердце Галисии. Убирая немного земли, чтобы выровнять место для навеса, в котором можно было бы причалить к берегу его лодки, он наткнулся на грубо сделанный глиняный кувшин, который разбился, когда он ударил по нему. Он сразу увидел, что в нем находится золотой предмет, и сообщил о находке в Гражданскую гвардию Рианксо и департамент археологии Института естествознания Гальегоса падре Сармьенто . Находка была передана в Археологический и исторический музей Ла-Коруньи, где она хранится.
Существенной частью апекса, которой собственно и принадлежало название, был заостренный кусок оливкового дерева, который назывался apicula, основание которого было окружено прядью шерсти. Его носили на макушке головы и удерживали там либо только заколки, либо, что было более распространено, также застегивали с помощью двух ниточек или полосок, или накладок, хотя последнее слово также интерпретируется как нечто вроде пуговицы, с помощью которой завязки застегивались под подбородком.
В противовес итало-протокельтской традиции несколько золотых шлемов найдено и в скифских курганах:
Золотой "шлем" из кургана Передериева могила
«Курганный могильник «Сенгилеевский-2»
"Практически сразу после находки этих чаш, Андрей Белинский сделал анализы земли, в которой они лежали, а также анализ соскобов с их стенок. Ответ был точным и однозначным - это растительные наркотики, опий-сырец и конопля...
Эти «скифские чаши» оказались курильницами, которые использовались скифами во время своих ритуальных обрядов, когда они «общались» с Хаомой, зороастрийским богом дурманящего веселья. «Нужного состояния» для этого, скифы достигали как раз с помощью «курения трав» или греческого вина, которое они пили неразбавленным, что у самих греков считалось величайшим пьянством.
Правда с темой «курения трав» в культуре скифов был связан еще один, менее веселый обычай - похороны. Согласно все тем же зороастрийским обычаям, живые люди, после общения с мертвым телом, осквернялись от прикосновения к нему, после чего обязательно были должны пройти «обряд очищения».
Подробнее об этом можно прочитать в «Авесте», точнее в одном из ее разделов - «Видевдат», в котором Заратуштра как раз и спрашивает «доброго бога» Ахурамазду о том, как надо хоронить умершего человека...
Скифские женщины приготовляли для этого «ароматическую смесь», чтобы нанести ее на свое тело, состоящую из перетертых между собой кипариса, ладана и кедра (и, что важно, ни одно из этих растений не произрастало в Скифии).
А вот скифские мужчины, согласно записками греческого историка Геродота, устраивали для проведения «мужского очистительного обряда» после похорон «скифскую баню», в которой окуривали себя конопляным дымом.
Так что, скорее всего, эти золотые курильницы были использованы по своему прямому предназначению во время похорон скифа «царского рода», а затем положены, вместе с другими ценными вещами, в его могилу..."
Ничего нового про золотые шляпы я не написала - в статьях Википедиии говорится о том, что вполне возможно двойное назначение золотых артефактов - и в качестве чаш, и в качестве шапок.
И, пожалуй, стоит написать ещё про одну золотую шапку, история которой внезапно приняла неожиданный поворот:
Мемориальная доска ювелиру Из. Рухомовскому в Одессе (Одесса, ул. Осипова, 6)
Тиа́ра Сайтафе́рна (фр. tiare de Saïtapharnès) - золотая тиара, согласно надписи, принадлежавшая скифскому царю Сайтаферну (III в. до н. э.), приобретённая Лувром в 1896 году. Она оказалась подделкой, изготовленной незадолго до этого одесским ювелиром Израилем Рухомовским
иара по-прежнему хранится в Лувре в отделе декоративных искусств. В 1954 году тиара была включена в «зал подделок» в Лувре вместе с восемью Джокондами.
Её миниатюрная авторская копия с 1947 года есть в Британском музее, также ещё одна копия есть в Тель-Авивском музее. Миниатюрная копия выставлялась в музее Фаберже в Баден-Бадене..
"Тиара Сайтафарна - вовсе не мистификация!" (2021г)
(с)Александр Асов
Цитата из Александра Асова:
А теперь по делу... Интерес к шумихе вокруг "разоблачения" со стороны Шепселя Гохмана, Израиля Рухомовского, да и продажной прессы - более чем понятен. Они зарабатывали как на продаже «Тиары Сайтафарна», так и затем - на саморазоблачении мнимых фальсификаторов.
Лучше, да и много выгоднее, быть "аферистом века" и жить в Париже, чем быть честным, но неизвестным никому "бедным евреем", из забытого богом местечка под Одессой ( к тому же после жесточайших погромов и в канун революции).
Итак, какие аргументы провели нашего профессора?
1. Рухомовский показал наброски, как будто представляющие, что Тиара в его руках была, и что они сделаны на самом деле по книгам с фотографиями и картинами антиков, взятыми им за образец для подделки. И как это мог оценить специалист по израильским древностям? Никак. А вот подлинные специалисты-антиковеды с самого начала ничего подозрительного в этих сюжетах не нашли. Да, сюжеты в античных и средневековых произведениях искусства повторяются, делаются нередко по канону... И что?.. Аргумент т.о. отметается.
2. Некий историк Адольф Фуртвенглер заявлял, что поддельщик не сумел точно передать античную пластику и допустил ошибку, выгравировав богов ветров (Борея, Нота, Зефира и Евра) детьми, тогда как они всегда изображались атлетами. Это и впрямь ошибка и именно Адольфа Фуртвенглера, таких богов-помощников, эротов и проч., часто изображали именно детьми, тут хоть галерею таких изображений можно привести, на что ему указывали еще в 19-м веке маститые учёные. Что за придирки?
2. Рухомовский на глазах изумлённого профессора также стал делать копии с отдельных сюжетов Тиары какими-то убогими инструментами (специально привезёнными из его мастерской в Одессе), что сразу его разоблачало по мнению специалистов...
Мама моя дорогая! Вы только посмотрите, что у него получилось!
Настоящая работа И. Рухомовского (вполне годится для подстаканника за 100 р).
Ведь это грубая пародия! Скелетики какие-то... Кстати, он и потом любил изображать именно скелеты, повёрнут был на этом... Нарушение классических анатомических пропорций, обычное для самоучки... И очевидно сам видя, что "не тянет", он стал оправдываться, мол у него был помощник, который и делал чеканку...
Да боже-то мой! Если бы сей "мастер" и впрямь смог сделать точную копию Тиары (какие-то уменьшенные и упрощенные копии он потом и делал на заказ), это бы ничего не доказывало. Когда на подпольный рынок попадают подлинные античные предметы, сразу находятся и умельцы, которые, как умеют, делают их копии для массовых продаж. Это обычное дело, известное любому следователю, занимающемуся подобными аферами. И это вовсе не аргумент!
А вот такие аляповатые поделки, что выдал Рухомовский (таких чеканщиков "аля-антик" на Одесском привозе с десяток найдётся!), как раз и доказывают, что он - не автор, от слова совсем. Просто мистификатор, самозванец, выдающий себя за автора. Не видеть этого мог лишь слепец и... профессор К. Ганно, испугавшийся травли в прессе.
4. На центральной полосе шлема изображены 4 сцены из гомеровского эпоса, посвященные Ахиллу, Патроклу, Елене Прекрасной и Одиссею. На другом фризе: скифский царь охотится на крылатого зверя. Сей шлем увенчивала пальметта, изображавшаяся Ахилла, почитавшегося также царём острова Блаженных, т.е. загробного царства. И Одиссей посещал царство смерти... Гипотетический фальсификатор должен был быть выдающимся знатоком культуры античного мира, что понимать все эти тонкости и намёки, мифологические связи сюжетов. И вы хотите сказать, что всё это знал и прочувствовал ортодоксальный еврей из захолустного Мозыря, не имеющий даже гимназического образования? Увольте, не верю!
5. И, наконец, надпись. Её тоже критиковали... Как так? Написали, что это «дар» - да на лбу царя! Как посмели!.. Такие надписи и впрямь редко встречаются в захоронениях. Однако они вполне оправданны для погребального наряда... Не носил же он эту надпись на лбу при жизни! Ту корону принял преемник, такого рода святыни в гробы не отправляли никогда... Да и в таком случае: зачем было заморачиваться поддельщику? Ведь допусти он ошибку в надписи, его бы сразу разоблачили... Зачем идти на такой неоправданный риск? И вы скажете, что не знающий древнегреческого Рухомовский - выгравировал надпись, которая не вызвала сомнений у крупнейших эпиграфистов Франции? Нет, и этому я не могу поверить.
Вывод однозначен: Тиара Сайтафарна - это подлинник. И пора её вернуть из зала знаменитых подделок, туда, где ей самое место: в национальную сокровищницу Франции. А если они не хотят её признавать подлинной, то пусть вернут на родину, к нам, я имею в воду- в Россию. Ведь найдена-то она была в Российской империи!
Для меня вывод Асова не однозначен: не вижу я наверху тиары ни заметного штырёчка, ни дырочки... слишком она декоративна.
- Но очень бы хотелось узнать у специалистов химический состав примесей в золоте и его возможный регион происхождения.
По "ацтекским" хрустальным черепам, хранящийся в Британском музее и Музее на набережной Бранли в Париже (Musée du quai Branly)., проведена трассологическая экспертиза, которая не оставила никаких сомнений в способе и времени изготовления этих подделок.
Хрустальный череп
03.02.2023 • АЛЕКСАНДР МАРФИН
https://elementy.ru/kartinka_dnya/1685/Khrustalnyy_cherep ....Похоже, Сервантес что-то подозревал: