Недочеловеки: блемии, бигфуты, песьеглавцы и просто другие.

Aug 02, 2023 15:43



Часто путаюсь в обилии всевозможных териоцефалов в мифах разных народов.
Причём, надо различать тотемы-прародители, богов-териоцефалов и просто вымышленных окраинных жителей плоской земли, которых традиционно расчеловечивали.
Планирую собирать в один пост хотя бы несколько разновидностей недочеловеков, которым не приписывали никаких волшебных качеств и разве что иногда - нечеловеческую силу.




Киноцефал, наряду с блемми, циклопом и сциаподом, из путешествия сэра Джона Мандевилла

Кинокефалы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинокефалы
Киноцефалия
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.c484f68c-64c9122a-3e987a8d-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Cynocephaly

Кинокефалы, киноцефалы (греч. κῠνοκέφᾰλοι), псоглавцы, песьи главы, песьеглавцы, песиголовцы - зооморфные персонажи из культуры разных народов, имеющие человеческое тело и голову собаки, волка, шакала или гиены.

В Русском православии почитались наравне с другими святыми. Иконы с их изображениями находились во многих церквях. Были запрещены, удалены отовсюду и забыты.
Наиболее известный из всех - Святой Христофор - христианский святой, согласно одной из версий жития, принадлежал к подобному собакоголовому племени, жившему на границах империи. Согласно другой - собачья голова была дарована ему Богом в ответ на молитвы, чтобы противостоять искушениям.
Немецкий епископ и поэт конца 10 века Вальтер Шпайерский изобразил святого Христофора как великана из рода киноцефалов в земле Хананеев (Ханаан в Новом Завете), который ел человеческое мясо и лаял. В конце концов, Кристофер встретил младенца Христа, пожалел о своем прежнем поведении и принял крещение. Он тоже был награжден человеческим обликом, после чего посвятил свою жизнь христианскому служению и стал Атлетом Кристи, одним из военных святых.



Киноцефал Святого Христофора

Рассказы о народе псоглавцев встречаются у античных писателей: Гесиода, Геродота, Ктесия, Мегасфена, Плиния Старшего и др. Согласно им, кинокефалы жили в Индии, Ливии, Эфиопии, Скифии - на границах тогдашней ойкумены. Аристотель в Истории животных упоминает кинокефалов в ряду обезьян, что исследователи трактуют как описание павианов (ср. Бабуин: Papio cynocephalus).
Гесиод упоминает «песиголовцев надменных» в числе потомства Геи-Земли, в одном ряду с массагетами и пигмеями.

Самая точная оценка места, где произошла битва между аргонавтами и киноцефалами, - современная Северная Сербия или Южная Венгрия.

Средневековый Запад: Павел Диакон упоминает киноцефалов в своей Истории гентис Лангобардорум: "Они притворяются, что у них в лагерях есть киноцефалы, то есть люди с собачьими головами. Они распространяют среди врагов слух, что эти люди упорно ведут войну, пьют человеческую кровь и глотают собственную, если не могут добраться до врага ". При дворе Карла Великого норвежцам присвоили это звание, подразумевая нехристианские и нечеловеческие качества: "Я очень опечален, - сказал король франков в "Жизни Ноткера", - что меня сочли недостойным позволить моей христианской руке поиграть с этими собакоголовыми".
Франкский богослов девятого века Ратрамнус написал письмо, Epistola de Cynocephalis, о том, следует ли считать Cynocephali людьми (он думал, что они были). Если бы это были люди, долгом христианина было бы проповедовать им Евангелие. Если бы это были животные, и, следовательно, без души, это было бы бессмысленно. Цитируя святого Иеронима, Фома Кантимпрский подтвердил существование киноцефалов в своей "Liber de Monstruosis Hominibus Orientis", xiv ("Книга о чудовищных людях Востока").
Энциклопедист тринадцатого века Винсент из Бове познакомил своего святого покровителя со своим покровителем Людовик IX Французский с "животным с головой собаки, но со всеми остальными представителями человеческой внешности… Хотя он ведет себя как мужчина ... и, когда он миролюбив, он нежен, как мужчина, когда он в ярости, он становится жестоким и мстит человечеству".

С расширением границ мира в эпоху Великих географических открытий кинокефалы «перекочевали» на Молуккские острова, в Индонезию и в Америку - Христофору Колумбу, в частности, рассказывали о племени каннибалов с пёсьими головами (ими оказались караибы). Последние свидетельства очевидцев относятся к XVIII в.

«Кинокефалов, или песьеглавцев первоначально помещали в Африке, позднее на картах XII-XIII вв. они перемещаются на север Азии. На Севере кинокефалы впервые появляются в контексте эсхатологических пророчеств Псевдо-Мефодия Патарского. Они составляют одно из подразделений апокалиптического войска Гога и Магога (т. н. яфетические солдаты). На карте Генриха Майнцского читаем легенду: „Рифейские горы - граница Азии и Европы; река Танаис. Здесь живут мерзкие люди Грифа, кинокефалы“. На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружён луком и стрелой, рядом значится легенда: „Кинокефалы зовутся так, потому что у них пёсьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их - собачий лай“. На карте мира 1550 г. просвещённого французского картографа Пьера Деселье (Дьепская картографическая школа) на северо-востоке „Московии“ в области „Colmogora“ помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога), одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружьё, но вместо лица по-прежнему пёсья морда. В англо-нормандской картографической традиции песьеглавцы перемещаются с северо-востока в Индию и в Африку».

Кроме того, в англосаксонской Англии староанглийское слово wulfes heafod ("волчья голова") было техническим термином, обозначавшим преступника, которого можно было убить, как если бы он был волком. Однако так называемые Leges Edwardi Confessoris, написанные около 1140 года, предлагают несколько буквальное толкование: “[6.2a] Ибо со дня своего изгнания он носит волчью голову, которую англичане называют влюшеед. [6.2b] И это предложение одинаково для всех преступников ". Киноцефалы фигурируют в старинной валлийской поэме "Па гур"? как цинбин (собачьи головы). Здесь они враги свиты короля Артура; люди Артура сражаются с ними в горах Эйдин (Эдинбург), и сотни из них падают от руки воина Артура Бедуира (позже известного как Бедивер). В следующих строках стихотворения также упоминается драка с персонажем по имени Гарлвид (Грубовато-Серый); Гврги Гарлвид (Человеко-Пес Грубовато-Серый) появляется в одной из Валлийские триады, где он описан таким образом, что ученые обсуждали его как оборотня.

«Русский мат как мужской обсценный код: проблема происхождения и эволюция статуса»
В.Ю. Михайлин

Цитата из обзора:

В работе В.Ю. Михайлина традиция возведения генезиса русского мата к культам плодородия оспаривается; несмотря на то что Михайлин во многом согласен с Успенским, он предлагает существенную доработку его теории и рассматривает историю мата от языческих культов до современной дедовщины. Связь теории «основного мифа» Топорова - Иванова с мифологическим противником громовержца, псом, его не устраивает: «Позволю себе один-единственный вопрос. По какой такой причине извечный противник громовержца, традиционная иконография которого предполагает в первую очередь отнюдь не собачьи, но змеиные ипостаси, именно в данном контексте принимает вид пса, причем принимает его неизменно и формульно?»

Плодородная земля, как считает автор, не могла ассоциироваться с мужским началом в архаике: это чисто женская территория. Напротив, сугубо мужской территорией считалась та, что имеет отношение к охоте и войне, маргинальное пространство, в котором добрый муж и семьянин готов проливать кровь и грабить, а порядочный юноша, не смеющий поднять взор на соседскую девушку, насилует дочерей врага.

Михайлин предполагает, что на таких территориях мат был некогда связан с магическими практиками мужских военных союзов, отождествляющих себя с «псами». Именно поэтому ругань также называли «песьей лаей»: символически воины являлись воплощением волков или псов. Этим же можно объяснить тот факт, что еще недавно мат был преимущественно мужским языковым кодом.

В индоевропейской культуре каждый мужчина проходил инициацию, так или иначе сопровождающуюся периодом, который можно обозначить как «песья» стадия. Воин-«пес», живущий за пределами домашней зоны, на маргинальной территории, существует вне культуры очага и сельского хозяйства. Он не полноправен, не зрел, обладает «боевым бешенством», частью которого можно назвать и употребление неприемлемого дома мата. «Волкам» и «псам» не место на человеческой территории, для которой одно их присутствие может быть чревато осквернением: соответствующие нормы и формы поведения строго табуированы, а их носители, не пройдя обрядов очищения и не превратившись тем самым из «волков» обратно в люди, не имеют элементарнейших гражданских прав. Они по определению являются носителями хтонического начала, они магически мертвы и как таковые попросту «не существуют».

Таким образом, формула «*** твою мать» в мужских «песьих» союзах была заклинанием, магически уничтожающим оппонента. Такое заклинание символически сравнивало соперника с сыном хтонического существа, отождествляло его мать с сукой и выводило его в исключительно маргинальную, нечеловеческую территорию, где подобный коитус мог произойти. Следовательно, и все матерные слова подразумевают собачьи половые органы и звериный коитус, не имеющий ничего общего с человеческим, происходящим в домашнем пространстве и обрамленному обрядовой традицией и другими знаками культуры.



Бигфут (от англ. Bigfoot), также известный как сасквоч (Sasquatch, с салишских языков se’sxac - «дикие люди»[1]), - мифическое[2][3][4] человекообразное существо[1], криптид[5], якобы обитающий на северо-западе США и в западной Канаде. Обычно описывается как большой волосатый гоминид, передвигающийся на двух ногах. Часто считается локальным (североамериканским) вариантом снежного человека[



Источник: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.90dbf380-64ca4a2b-6092d492-74722d776562/https/www.wired.com/2014/09/fantastically-wrong-giants-of-patagonia/
В 1520 году Фердинанд Магеллан выкроил время из своего плотного графика кругосветного плавания, чтобы остановиться на территории нынешней Патагонии, где он обнаружил обнаженного великана, танцующего и поющего на берегу. Магеллан приказал одному из своих людей вступить в контакт и обязательно ответить взаимностью на танцы и пение, чтобы продемонстрировать дружбу.
Это сработало. Мужчина смог привести гиганта на небольшой остров у берега, где его ждал великий капитан. Эту сцену описал сопровождавший нас в путешествии ученый Антонио Пигафетта, который вел дневник путешествия, который позже превратился в книгу Путешествие Магеллана: повествовательный отчет о первом кругосветном плавании: “Когда он оказался перед нами, он начал удивляться и бояться, и он поднял один палец вверх, полагая, что мы пришли с небес. И он был таким высоким, что самый высокий из нас доставал ему только до пояса”, и у него был громкий, раскатистый голос.





A map by Diego Gutiérrez from 1562, showing the Patagonian giants and some mermaids playing frisbee, apparently. БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА

Цитата из Вики:
"В 1535 году историк Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес объяснил в своей "Общей и естественной истории Индии" (Historia general y natural de las Indias), что "Мы, испанцы, называем их патагонцами за их большие ноги", с чем согласился историк Франсиско Лопес де Гомара в 1552 году. Основываясь на этих сообщениях, первым названием, которое испанцы использовали для обозначения народа техуэльче, было патагонцы. Однако некоторые исследователи предполагают, без поддающихся проверке оснований, что Магеллан мог быть вдохновлен собакоголовым монстром из романа 1512 года "Первобытный человек", известным как "Патоган".
Согласно наиболее распространенному мнению, слово "техуэльче" происходит от мапуче термина "чевел че", что означает "храбрый народ", "суровый народ" или "народ бесплодной земли".



Рассказы ранних европейских исследователей о гигантах, живших в Патагонии, могут иметь под собой фактическую основу, поскольку теуэльче отличались высоким ростом. Английский путешественник XVIII века Джон Байрон привёл в своей книге Viaggio intorno al mondo fatto dalla nave Inglese il Delfino comandata dal caposqadra Byron (Флоренция, 1768) описание патагонца ростом примерно 2 м 40 см, что является наибольшей величиной для человека; статуя этого индейца и книга англичанина выставлены в одном из флорентийских музеев. Миф о гигантах был окончательно развенчан французским натуралистом Альсидом Дессалином Д’Орбиньи, который написал, что видел в Патагонии не гигантов, а лишь рослых и красивых людей. Антропометрические исследования, проведённые в XX веке, позволили предположить, что средний рост теуэльче в XVI веке, когда они были встречены экспедицией Магеллана, составлял около 180 сантиметров, что значительно превышало средний рост испанцев тех времён (около 165 см), поэтому индейцы действительно могли казаться им «гигантами».

Согласно аргентинской переписи 2001 года, в аргентинских провинциях Чубут и Санта-Крус проживало 4300 теуэльче, и ещё 1637 - в других частях Аргентины.



Блеммии
Вымышленная раса человекоподобных существ, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди. Первое известное описание акефалов имеется в «Истории» Геродота. Плиний Старший назвал подобных существ блеммиями в «Естественной истории».

Местом их обитания в древности и в Средневековье считали Африку, обычно - территории к югу от Египта: Нубию, Куш, Эфиопию, изредка - страны Юго-Восточной Азии. Иногда описывались как существа необычайно высокого роста.

Происхождение легенды о блеммиях связано, возможно, с реальным племенем с таким названием, жившим в Нубии и сражавшимся с римскими войсками. На своих доспехах и щитах они часто изображали крупные человеческие лица, и издалека действительно могло показаться, что это их собственные лица, находящиеся на уровне груди или живота.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Блеммии
Блеммии (Влеммии, др.-греч. Βλέμμυες; lang-la, Blemmyae, Blemmyes) - кочевое нубийское племя, говорившее на кушитском языке, описано римскими историками. Жили примерно в III в. до н. э. - VI в. н. э. между Нилом и Красным морем. В 40-х годах VI в. н. э. поселения блеммиев у южных границ Египта были завоеваны нубийским царем Силко. С конца III века, вместе с другим народом, нобатами, они часто воевали с римлянами. Период их политической активности длился не многим более трёхсот лет, с 250 по 550 годы. За пределами этого периода упоминания о народе чрезвычайно редки. Поскольку авторы свидетельств о блеммиях были, в основном, их противниками, упоминания о них преимущественно имеют негативный оттенок. С блеммиями связан ряд важных исторических событий - оставление римлянами удерживаемых в Египте укреплений, падение царства Мероэ, распространение христианства в Нубии
Блеммии занимали значительную честь территории современного Судана, где находилось большое количество важных городов - Фарас, Калабша (англ.)рус., Балана и Аниба. Все они были укреплены стенами и башнями, сочетающими египетские, эллинистические, романские и нубийские элементы. Их культура также испытала влияние культуры Мероэ. Религиозные центры блеммиев находились в Калабше, где находился Храм Калабша солнечного льва Мандулиса, и в Филах.

**** Щит с глазами - это ещё и щит Афины с головой Медузы.








история

Previous post Next post
Up