В январские каникулы на блогах в очередной раз посыпались обсуждения "Иронии судьбы", неотвратимой и унылой, как Старый Новый год, а, заодно, и загадки успеха этого фильма.
Можно почитать статистику показа фильма на ТВ по годам - в обязательную новогоднюю обойму фильм вошёл уже после Перестройки, когда у ТВ появились новые хозяева, - и, значит, это всё не имеет никакого отношения к "выбору советского народа".
(Единственное, что мне нравится в "Иронии судьбы" - саундтрек. А сейчас, разглядывая скриншоты, обратила внимание, что мне не нравится даже работа оператора - мало света, мало искрящегося снега, - одна сплошная чёрная, как бы, новогодняя, ночь.)
Нашлись блогеры, которые оправдывают режиссерские просчёты и сюжетные провалы тем, что пьеса писалась для провинциальных театров с их специфическими требованиями к актерскому составу, к построению мизансцен с минимумом декораций. ...Но и под пьесой, и под сценарием стоит всё также фамилия - Рязанова (в соавторстве с Брагинским). И, значит, к его режиссерским просчётам можно добавить ещё и сценарные - ...или нельзя?
Меня заинтересовало: а как же распределялись роли в писательском тандеме Брагинский-Рязанов, просуществовавшем на протяжении 21 года и оставившем после себя обширное наследие?
Было ли это равноправное сотрудничество, или Брагинскому нужна была на обложке фамилия прославившегося к тому времени режиссера, а Рязанову, раньше ничего не публиковавшему, хотелось заявить о себе в качестве драматурга (а заодно немного подзаработать с авторских гонораров, занимаясь проталкиванием пьес на подмостки в провинции)???
Не всегда стоит доверять тем байкам и легендам, которые писатели рассказывают о себе и своих друзьях, но в случае с Брагинским и Рязановым всё однозначно: они выработали устав, первым пунктом которого было условие:
- Никому не рассказывать, кто и что придумал.
Так что правильного ответа нет и не будет, но возможны версии.
Чтобы понять, каков вклад Рязанова, какой он драматург и режиссер, показательнее всего сравнить две экранизации пьес/сценариев:
"Служебный роман" против "Сослуживцев" Понятно, что Рязанов дорабатывал сценарий под себя практически сам, и очень забавно сравнивать всё начиная с кастинга актеров:
Пожалуй, кроме типажа Новосельцева, также разительно отличается только ещё один персонаж - секретарша Верочка:
Click to view
Блогеры отмечают, что образ Верочки, отличный от заявленного в пьесе, - большая личная удача Рязанова, при помощи Ажеджаковой превратившего проходной персонаж "красотки" в запоминающийся гротескный феервек.
Кого-то мне эта Верочка-Ахеджакова странно напоминает? Уж не самого ли Брагинского?
Разглядывая гущу на дне чашки кофе и раскидывая деревяшки с рунами, могу сделать вывод, что драматург из Рязанова был номинальный, однако его советы реального режиссера, привносили в пьесы Брагинского юмор, динамику и зрелищность.
...А ещё: хороший оператор - полноправный участник творческого коллектива.