Краткий экскурс в историю Суражской улицы, начало которой положило строительство вокзала Московско-Брестской железной дороги. На протяжении своей истории в документах именовалась и на планах города неизменно обозначалась как Суражская. Происхождение годонима очевидно - от названия города Сураж, как и многих других годонимов в этом районе - Слонимская, Уфимская.
Ныне Суражская улица протяженностью около 1000 м начинается от конца Вокзальной улицы в юго-западном направлении и продолжается Железнодорожной улицей. Проходит под Бетонным мостом, справа к ней примыкают съезды с/на Московскую улицу, улица Фабрициуса и Кооперативный переулок.
Минск. Вокзал МБЖД. 1871.
Подъезд к вокзалу осуществлялся по съезду с Койдановского тракта. Спустя 2 года в соседнем урочище Уборки была заложена станция Ландварово-Роменской железной дороги, которая устроила по тракту шоссе, соединившее оба вокзала железных дорог с городом.
Суражская улица. 1898.
Съезд с Койдановского тракта до вокзала МБЖД и далее до речки Немиги положил начало Суражской улице. Справа к ней примыкали Григорьевская улица (с 1931 - Фабрициуса) и Суражский переулок (ныне Кооперативный). Позднее улица продлилась до Кондукторской улицы (с 1922 - Железнодорожная).
Список домовладельцев Суражской улицы. 1911
Список домовладельцев с нумерацией по четной и нечетной сторонам Суражской улицы «от Московской до Кондуктор. ул.». Звездочкой отмечены домовладения с одинаковыми адресами, прочерком - угловые домовладение, относившиеся к смежным улицам. На нечетной (левой) стороне улицы перечислены 3 и на четной (правой) - 11, а всего 14 домовладений.
В советские времена на улице упоминались следующие объекты:
«Красным Крестом организован по Суражской ул. № 1 карантин-барак, где до размещения в общежитиях беженцы будут находится в течение двух недель» (Звезда. 20.12.1923).
Жилищно-арендное кооперативное товарищество - ЖАКТ № 19 («Сураская, 6») - 1929.
Потребительское общество транспортников МББ ж.д. (Суражская, 4) - 1928.
Без помпы, без торжественных речей открыли свои двери беспризорным 20.01.1929 учебно-производственные мастерские общества «Друг детей» на Суражской улице.
Зьвязда. 28.08.1933.
В 1933 году Белорусская контора «Торгсин» переехала на «Сураскую 10 - ў памяшканьне Мытнiцы. (Апошняя астаноўка трамваю № 1, супроць таварнай станцыi МББ).»
Во время немецкой оккупации на соседней улице Фабрициуса работали стекольный и химико-фармацевтический заводы.
Развилка Суражской и Московской улиц. 1941.
Общий вид Московской улицы, от которой перед Бетонным мостом ответвляется Суражская. Видны следы ремонта трамвайной линии, который прервала война. На месте домов слева сейчас стоит здание бизнес-центра «Террум» (Московская, 22).
На Суражской улице. 1941.
Вид в сторону Московской. Справа ограда Бетонного моста, вдоль которой движется колонна советских военнопленных.
Суражская улица. 1941.
Общий вид застройки улицы в сторону Московской. Справа на заднем плане насыпь к Бетонному мосту.
Суражская улица. 1941-1943.
Вид в сторону железной дороги. Слева насыпь к Бетонному мосту.
На Суражской. 1941-1944.
Гужевая повозка и немецкий автомобиль Phänomen Granit 30 на съезде с Московской на Суражскую. На втором плане насыпь к Бетонному мосту; в кирпичном сооружении, вероятно, трансформатор. На заднем плане слева за мостом 4-летняя железнодорожная школа, позднее женская школа № 44 и уже к 1970-м годам школа рабочей молодёжи № 11 (Московская, 31). Здание снесено в 1980-1981 годах при строительстве метро.
Суражская улица. 1941-1943.
Вид с насыпи к Бетонному мосту на поворот улицы у Суражского рынка.
На Суражской улице. 1942-1943.
Немецкая медсестра позирует на фоне насыпи и Бетонного моста.
Автостанция «Товарная». 1970-1975.
Вид на кассы с павильоном со стороны Суражской улицы. Справа они примыкали к кирпичному зданию Дистанции пути Минского отделения БелЖД, за которым остановочный пункт для пригородных поездов.
241. Автостанция «Товарная». 1980е.
Деревянное здание диспетчерской автостанции «Товарная» на перекрестке улиц Суражской и Фабрициуса, которая обслуживала автобусные маршруты Брестского и Слуцкого направлений. Рядом была стоянка для отстоя пригородных автобусов.
Автостанция «Товарная» закрыта в 1990-е годы и ныне на ее месте находится АЗС № 43 «Белоруснефть-Оргнефтехим» (Суражская, 8). О былом напоминают остановки городского транспорта «Товарная» на Суражской улице.
В конце 1970 года был представлен проект отдельного корпуса для библиотечного и культурно-просветительского факультетов педагогического института в районе улицы Московской. Здание по проекту архитекторов Ю. Григорьева и Л. Москалевича возведено в 1975 году. В том же году базе библиотечного факультета педагогического института и факультета культпросветработы театрально-художественного института был создан Минский институт культуры.
Рабкоровская улица. Минский институт культуры. 1975.
Вид от входа в здание института в сторону железной дороги на усадебную застройку.
Минский институт культуры. 1975.
Вид на здание института из-за железной дороги с улицы Могилевской.
244. Строительство станции метро «Институт культуры». Начало 1980х.
Путепровод между Чкалова (слева) и Московской (справа). Справа вид Суражской улицы в сторону Железнодорожной. Там на заднем плане за путепроводом просматриваются 2 кирпичных здания Дистанции пути Минского отделения БелЖД. Они были у 1-й платформы остановочного пункта «Институт культуры», снесены в середине 2000-х годов.
Начало Суражской улицы. 2010. Яндекс.
После реконструкции Бетонного моста и сооружения станции метро «Институт культуры» остатки усадебной застройки перед зданием БГУ культуры и искусств (Рабкоровская, 17) снесены. На их месте проложено продолжение Суражской улицы, ставшей продолжением Вокзальной улицы.