Минск. Урочище Уборки

Aug 29, 2023 22:50


Уборки - историческое пригородное урочище Минска, которое начало застраиваться в последней четверти XIX века к югу от города; застройка сформировалась в начале XX века, примыкая на севере к Старому городу, ограничиваясь на востоке урочищем Серебрянка, на юге урочищем Сенжаны, на западе урочищем Добрые Мысли.

На протяжении своей истории Уборки в документах именовались и на планах города обозначались как «на Уборках» (пол. na Uborkach 1765), урочище Уборки (1889, 1891, 1895), урочище 2-е Уборки (1911), Уборки и Уборки вторые (1923), Уборки (1923).

Происхождение топонима Уборки краеведы связывают со словами «убирать поля», «убирать урожай» и «находится у бора» (Уборки - у бора).

Первое письменное упоминание этой местности увидел в диспартименте (распределении) гибернового налога (денежного сбора на зимнее содержание войска) 1765 года.



Dyspartyment Podatku Hybernowego od Miasta Minska w Roku 1765.

Среди прочих владений бурмистра шляхетного пана Базыля Шишко перечислены «грунта на Уборках и Недзвежине».

Посмотрел Полный список обитаемым местам в окрестностях Минска, составленный статистическим ведомством к дню 16.03.1857. Упомянут созвучный топоним - фольварк Узборы (8 жителей польского племени), который, вероятно, отношения к описываемой местности не имеет.



Позднее урочище Уборки стали отождествлять с Неморшанской рощей, где в середине 1850-х годов устраивались маевки (майские гуляния) и развлекалась молодежь. Неморшанская роща - топоним патронимического происхождения, указывающий на ее принадлежность с 1835 года помещикам Неморшанским. При строительстве в 1873 году Ландварово-Роменской железной дороги город выкупил большую часть рощи у семейства, чтобы вырубить ее для прокладки путей.

В связи с прокладкой линий МБЖД (1871) и ЛРЖД (1873) Минск начал расти в южном направлении, там селился трудовой люд, в основном рабочие, но жили там и служащие, торговцы, ремесленники, содержавший свои сады и огороды, чей уклад жизни почти ничем не отличался от сельского. Постепенно в урочище Уборки между Койдановским и Игуменским трактами формируется новый жилой район. Он так быстро застраивался, что городские власти не успевали проверять соответствие новых строений и переулков проектному плану Минска.

В 1889 году в урочище Уборки, отнесенном к 4-й полицейской части (привокзальный участок города), насчитывалось 64 владения. Согласно Алфавитному списку домовладельцев, составленному по окладным книгам Минской городской управы в октябре 1891 года, в Уборках насчитывалось уже 79 домовладений. Судя по именам, домовладельцами были как христиане, так и евреи; как мужчины, так и женщины. Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 года, в пригороде, присоединенном при разработке к городу, под названием «урочище Уборки» насчитывалось 585 жителей, из них 295 мужского и 290 женского пола.

Сохранились проекты на постройку в этом урочище деревянного дома и сарая с флигелем на плаце Г. Булгака (20.09.1889), двух деревянных домов и сарая на плаце Н.Л. Ходзька (03.11.1889), деревянного дома и сарая на углу Мариинской ул. и Рохитского пер. владельца Адуцкевича (12.05.1892), деревянных домов с сараем и брандмауером по Рохидскому пер. владельца Родзевича (27.11.1893). Замечу, упомянутый Рохитский переулок - это самое начало нынешней улицы Толстого. Также сохранились дела о признании права собственности по давности владения участком земли в урочище Уборки мещанки Р. Корзюковой (1897), дворянина И. Пекарского (1897).



Фрагмент градостроительного плана Минска. 1896.

На этом проектном плане нанесена сетка квартальной застройки «привокзального участка города». Видим вытянувшуюся вдоль полотна дороги [Кирилловскую] улицу с односторонней застройкой, ниже обозначены параллельные безымянная, переходящая за переездом в Оранскую улицу, далее Обская, Киевская, Велосипедная, Таганрогская, Либавская, Гомельская и Неморшанская улицы, которые пересекаются Московской, Старомещанской, Каменной, Либавской, Пензенской, Уфимской, Казанской, Псковской улицами. На пересечении Киевской и Казанской улиц запроектирована зеленая площадь.

Застройка в городе, и особенно на окраинах, велась стихийно. Жители урочища Уборки (железнодорожный район) жаловались городской думе, что «все дома и строения… расположены в одну общую местность без разделения какой-либо улицы». Такой же беспорядок царил в урочище Добрые Мысли того же района, где встречались улицы, загороженные с двух сторон. К домам на окраинах невозможно было подвезти дрова, подъехать в случае пожара. Членов городской управы беспокоило лишь то, что при переоценке имущества горожан для обложения в пользу города налогом им приходилось перелезать через заборы. А так выглядел ситуационный план Минска.



Фрагмент плана губернского города Минска. 1898.

План-реконструкция конца XIX века зафиксировал весьма хаотичную застройку южной части города. Сравнивая с градостроительным планом 1896 года видно, что ему соответствовала только одна Кирилловская улица, от которой строго в южном направлении должны были формироваться новые квадратные кварталы c площадью.

Корни всех этих недостатков в планировке Минска крылись в частной собственности на землю, которая препятствовала как планомерной застройке города, так и реконструкции его отдельных районов.

Городская управа не использовала исторические названия районов Минска в административно-территориальном делении города, правда, в документах управы они все-же как ориентиры присутствовали. Поэтому вопрос очерчивания контура границ урочища Уборки является довольно сложным и запутанным.



Памятная книжка Минской губернии на 1900 г. - Минск, 1899. - II. С. 53.

Согласно справочнику конца XIX века, уличную сеть урочища Уборки составляли только Вокзальная и Безыменная улицы. При этом в справочниках 1904-1905 годов эти же улицы перечислены наряду с урочищем Уборки, а не как его составляющие.

Уличную же сеть урочища Добрые Мысли (за линией МБЖД) составляли: Московская (Койдановский тракт), Кирилловская, Борисовская, Слонимская, Обская, Ново-Мещанская, Киевская, Велосипедная, Воробейная, Таганрогская, Кирпичная, Либавская, Дмитриевская, Гомельская, Самарская, Полоцкая, Казанская, Уфимская, Пензенская, Каменская и Старо-Мещанская. Многие из этих улиц существовали только в проекте и не были проложены в натуре. Фактически в справочниках 1901-1904 годов к урочищу Добрые Мысли причислена вся территория к югу от петли, образуемой пересечением Московско-Брестской и Либаво-Роменской железных дорог до земли фольварка Каперский. Разросшийся Минск поглотил фольварк Каперский к 1915 году.

Согласно статистике, в 1910 году слобода (!?) Уборки была уже в составе Минска. Из южной части Уборок в центральную часть города можно было попасть через железнодорожные переезды со Слонимской на Московскую, с Георгиевской на Мало-Георгиевскую (ныне Толстого), с Кирилловской на Оранскую улицы, далее до железнодорожного переезда по Игуменскому тракту и Коломенской улице (ныне Свердлова).



Фрагмент плана водоснабжения города. 1911.

На плане красными точками обозначены буровые колодцы, синими - деревянные и каменные колодцы. Дальнейшая беспорядочная застройка продолжения Кириловской улицы (ныне Володько) велась вдоль полотна железной дороги до земель Сенницкой волости. Более упорядоченная застройка города велась по другую сторону железной дороги в урочище Серебрянка вдоль Игуменского тракта (ныне Маяковского).

С включением пригородного урочища Уборок в состав Минска произошла определенная трансформация контура его границ. К примеру, расширился список транспортных коммуникаций: «3 Безыменных пер. при Вокзальной ул. в ур. Уборки». В справочниках 1911-1913 годов наряду с улицами в составе 4-й полицейской части упоминаются «2-е Уборки - уроч.».



Список домовладельцев. 1911.

Список домовладельцев с нумерацией по четной и нечетной сторонам урочища 2-е Уборки «от Кирилловской ул.». Звездочкой отмечены домовладения с одинаковыми адресами, прочерком - угловые домовладения, относившиеся к смежным улицам. На нечетной (левой) стороне улицы перечислены 7 и на четной (правой) - 3, а всего 10 домовладений. Судя по нумерация без начала и непоследовательности, это - небольшая застройка, прилегающая к Кирилловской улице (переулок в поле?).



Фрагмент немецкого плана Минска. 03.1918.

На плане обозначены путепроводы над Александровской железной дорогой по Московской улице (Бетонный мост) и ЛРЖД, железнодорожные переезды по Мало-Георгиевской улице и Игуменскому тракту, а также переезд через ЛРЖД на Оранскую улицу.

Замечу, как ориентир топоним «Уборки» упоминался в публикациях лишь в начале 1920-х годов.

Ныне местность былого урочища Добрые Мысли к югу от петли, образуемой пересечением железных дорог, принято причислять к былому урочищу Уборки. Так, на основе анализа раскладных податных ведомостей Минска 1863-1918 годов историк Иван Сацукевич пришел к выводу, что со временем Уборки (окрестности улиц Толстого и Могилевской) выделились из урочища Добрые Мысли. Границы между ними не были четкими:

«Цэнтр ва Уборках у адрозненні ад большасці іншых прадмесцяў Мінска быў падвоенным: 2 важнейшыя вуліцы - Мала-Георгіеўская і Магілёўская [Кірылаўская], ад якіх у розныя бакі разыходзіліся іншыя вуліцы і завулкі. Меньшая частка Уборак была да лініі Маскоўска-Брэсцкай чыгункі, большая - за. Адпаведна паўднёвай граніцай Уборак была гарадская мяжа забудовы, усходняя і паўночная - лінія Лібава-Роменская чыгункі. Складаней за ўсё з вызначэннем заходняй мяжы Уборак. Гэта мяжа падзяляе тэрыторыю Уборак з суседнімі Добрымі Мыслямі. І мяжа паміж імі пачыналася ад скрыжавання Мала-Георгіеўскай і Маскоўскай і вяла па ўмоўнай лініі, якая пад роўным вуглом адыходзіла ад гэтага скрыжавання ў паўднёва-усходні бок. А вось за лініяй Маскоўска-Брэсцкай чыгункі граніца паміж Добрымі Мыслямі і Уборкамі праходзіла (вельмі ўмоўнае сцвярджэнне) недзе ўздоўж Нова-Мяшчанскай і Слонімскай вуліц».

В северной части урочища Уборки (до линии МБЖД) уличную сеть составляли: Бобруйская, Петербургская (ныне Ленинградская), Михайловская (ныне Кирова), Сергеевская, Николаевская, Ильинская (ныне Ульяновская), Вокзальная, 2-я Сергеевская (ныне Рабкоровская), Мало-Георгиевская (ныне Толстого); в южной части - Кирилловская (ныне Могилевская) и др. с почти исключительно деревянной 1-этажной застройкой. Некоторые из этих старых домов на Слонимской, Красивой, Уфимской, Новоуфимской улицах, Степном и Красивом переулках (это исконные годонимы) уцелели до наших дней.

Примерно такого же мнения о территории Уборок придерживался историк Александр Лакотко.

топонимика, история, Минск, старый город, Беларусь

Previous post Next post
Up