Аэропорт "Минск-1"

May 21, 2023 16:41


Краткий экскурс в историю первого гражданского аэропорта в Минске. Вообще первым был обустроен военный аэродром на южной околице в районе нынешней Серебрянки, на котором в марте-ноябре 1917 года базировалась 3-я боевая авиагруппа. Еще один небольшой аэродром «Добролёт» в 1920-1923 годах построили в Слепянке (Антоновское урочище). Для устройства гражданских аэродромов и посадочных площадок в непосредственной близости к городам и другим населенным пунктам, Совет Труда и Обороны принял постановление о порядке отвода земельных участков не менее 25 десятин (27 га) только 28.10.1923.



В апреле 1924 года «Авиахим» заключил с «Белгостроем» договор на строительство аэродрома по Койдановскому тракту. Смета предусматривала строительство деревянного дома (караульное помещение), масловодогрейки, сарая для дров, двух колодцев, стационарной уборной и выполнение земляных работ по созданию взлетно-посадочной полосы. В мае специалисты «Белгостроя» выполнили трассировку аэродрома, 3 июня начали укатку его площади. Одновременно вырубали кустарники (на площади в 725,00 кв. саж.) и выкорчевывали пни (на площади в 956,80 кв. саж.). Было выкопано (срезаны бугры и возвышенности), перевезено на подводах и выровнено на месте свалки в ямах 760,90 куб. саж земли для выравнивания площади аэродрома. Чтобы закончить строительство аэродрома в срок в «Белгострое» приняли решение об «увеличении интенсивности работ до крайних пределов», также разрешался «сверхурочный труд, как в рабочие дни, так и в дни отдыха (в виде исключения)». В результате принятых мер, окончательная сдача-приемка работ по строительству минского аэродрома произведена 04.09.1924.

В следующем году работы по оборудованию аэродрома продолжились. К 05.12.1925 построены ангар для сельскохозяйственного самолета «Конек-Горбунок» и бензохранилище. Погреб для хранения бензина на 500 пудов был сооружен «в 20 саженях от тира в сторону поля, удаляясь от построек».

Из заметки газеты «Звезда» от 29.04.1926 известно, что на аэродроме у Койдановского тракта устраивался Первомайский парад войск Минского гарнизона.



Савецкая Беларусь. - 05.05.1926.

В 1926 году на обширном поле аэродрома у Койдановского тракта состоялась Первомайская демонстрация трудящихся. Там же выстроились ровные и стройные шеренги красноармейцев: «блестящие штыки пехоты, пики с красными лентами кавалерии, пушки и броневики».



Аэродром на плане Минска. 1929.

На этой же территории совместного базирования, тогда она еще не входила в черту города, в 1930-х находился военный аэродром «Лошица».



Протокол заседания СНК БССР от 22.06.1933 № 33.

Гражданский аэропорт в Минске открыт 07.11.1933, когда вылетел первый пассажирский самолет К-5.



Звязда. № 195. - 26.08.1935. Белсоюзфото.

Таким выглядел вход в здание минского аэропорта до 1940 года. Между Москвой и Минском были налажены ежедневные регулярные воздушные сообщения.

По свидетельству бывшего пилота Анатолия Шароварова, первый в Беларуси аэропорт гражданской авиации находился в Мачулищах. «Первое время за ним числилось всего три самолета У-2, но взлетно-посадочными полосами пользовались и другие крылатые машины. К примеру, приземлялись на дозаправку и забирали пассажиров самолеты международных линий». Константин Гержидович вспоминал: «В 1939-1940-м как главного бухгалтера Белорусской конторы союзного Главмясомолснабсбыта меня начали направлять в командировки в новые западные области БССР. Прежние польские предприятия пищепрома вошли в советскую производственно-торговую систему. Очень удобно в этих командировках оказалось пользоваться пассажирской авиалинией Ленинград (Москва) - Берлин. Минский аэропорт находился в Мачулищах, и специальный автобус из города (стоянка была на площади Свободы возле конторы «Интурист» при гостинице «Европа») подвозил людей прямо к трапу. Самолеты летали с короткими посадками в Барановичах, Гродно и Белостоке. Это были немецкие самолеты с немецкими экипажами».

Приземлялись они, как и другие пассажирские и транспортные самолеты, на дозаправку в Мачулищах вплоть до 1940 года. Тогда количество пассажирских и почтовых рейсов увеличилось настолько, что мощностей небольшого гражданского аэропорта уже не хватало, гражданских перевели в Минск на более оснащенную авиабазу, а военных оставили в Мачулищах. В связи с этим штаб авиационного полка в Лошице переоборудовали в аэровокзал.

На второй (!) день войны, 23.06.1941, немецкие бомбардировщики разбомбили военный аэродром в Лошице, где базировалось около 140 советских истребителей двух полков 43-й авиадивизии.



Советские истребители И-153, уничтоженные на аэродроме в Лошице.



Советские истребители И-153, уничтоженные на аэродроме в Лошице.

В Лошице  незамаскированные самолёты на аэродроме стояли ровными рядами. Большое количество самолётов было уничтожено прямо на земле, вместе со складами горючего и боеприпасов.

В ночь на 26.03.1942 во время советского авианалета на оккупированный Минск две бомбы упали на аэродромную столовую, убив 29 немецких офицеров лётного состава. 20 и 21.08.1942 были массированные советские бомбардировки немецких аэродромов в Лошице и Слепянке. В ночь на 14.06.1944 советские самолеты вновь бомбили немецкий аэродром в Лошице.



Аэропорт «Минск». До 1952.

Первое 2-этажное кирпичное здание аэровокзала 1930-х годов постройки, в котором изначально размещался штаб авиационного полка, уцелело во время войны и было восстановлено. Парадный вход в здание с двумя крыльями  со стороны летного поля украшали две колонны на всю высоту здания. На 2-ом этаже просторная терраса, а над крышей возвышалась башенка поста для наблюдения за обстановкой на взлетной полосе. Напротив входа в центре круглой клумбы на постаменте памятник Сталину.
Отсюда до 1958 года пассажиры улетали в различные белорусские райцентры, Москву и другие города СССР, с которыми было налажено авиационное сообщение.

По свидетельству бывшего пилота Анатолия Шароварова, в здании размещался аэропорт с диспетчерской службой, лётными отрядами и медицинским кабинетами: терапевт, зубной врач, лор. На 1-м этаже был ресторан. Со стороны города стоял памятник Ленину, а перед взлетно-посадочной-полосой - Сталину.



Аэровокзал «Минск». 1950е.

На снимке общий вид главного фасада аэровокзала со стороны города. Справа достраиваемые жилые дома № 25 и 44 по Брилевской улице (снесены в начале 1990-х при соединении улиц Аэродромная и Жукова).



Аэровокзал «Минск». 1950е.

Еще один снимок главного фасада аэровокзала, перед которым в центре круглой клумбы на постаменте памятник Ленину.



Поликлиника авиаторов. 1960е.

В 1958 году старую 2-этажку аэровокзала приспособили для нужд Минского объединенного авиационного отряда, там же работала поликлиника. Позже, после перемещения авиационного отряда в аэропорт «Минск-2», в здании осталась врачебно-летная экспертная комиссия и поликлиника гражданской авиации. Там проходили освидетельствование и лечение пилоты, авиатехники, бортинженеры и другие работники авиационных организаций.



Улица Короткевича, 9а. 2015е.

На снимке почти не узнаваемое здание бывшего аэровокзала. В начале 2000-х годов его реконструировали с надстройкой мансардного этажа, покрыли кровлю ярко-синей металлочерепицей, застеклили террасу. Вероятно, по причине безвкусной переделки здание не получило статус историко-культурной ценности и в угоду инвестору в апреле 2020 года снесено ради строительства многоэтажек комплекса «Минск-Мир».

В 1947 году архитекторы Александр Воинов и Георгий Заборский разработали проект нового здания аэропорта в стиле классицизма.



Беларусь. № 1. - 1947.

Так выглядел проект нового вытянутого в ширину 2-этажного здания аэропорта с большим портиком в центре с надстроенной башней и двумя небольшими портиками по бокам. Был заложен фундамент здания, но потом строительство приостановить. Закончили строительство нового здания аэропорта к 1958 году.



Строительство аэропорта. 1953.

На снимке вид огороженной деревянным забором строительной площадки со стороны летного поля. Фасад 2-этажного кирпичного здания аэропорта с двумя портиками возводился с использованием крана.



Новостройка. 1959. Фото Лоуренса Монти.



Площадь перед аэропортом. 1959. Фото Лоуренса Монти.

На снимках главный фасад здания аэропорта (Чкалова, 38-1), открытого в январе 1958 года, и площадь перед ним с высаженными деревьями. На втором плане старое здание аэровокзала (Короткевича, 9А), на заднем плане снесенная застройка по улицам Брилевской и Короткевича.



Минский аэропорт. 1960е.

Фасад здания аэропорта со стороны летного поля. На двух портиках, украшенных сверху каменными знаменами, сделаны надписи «Минск» и «Мiнск».



Площадь перед зданием аэропорта. 1963-1968.

На снимке перспектива улицы Чкалова. На переднем плане 5-этажные дома с башнями. Надстройки - это скорее симметрия, архитектурное решение, как бы вторые ворота города, хотя конечно более скромные, ведь строились эти дома во время борьбы с архитектурным излишеством. Слева жилой дом, справа бывшая гостиница «Полёт».

К началу 1970-х годов Минский гражданский аэропорт оказался почти в центре города, зажатый автомобильными и железной дорогами. Со взлетно-посадочной полосой 2000 м он мог принимать лишь воздушные суда авиалиний ближней и средней протяжённости типа Ан-2, Ил-18, Ту-124, Ту-134 и Як-40. Строительство нового аэропорта «Минск-2» в Смолевичском районе началось в 1976 году. Его первая очередь вошла в строй в 1982 году.

Минский аэропорт обслуживал 16 внутриреспубликанских авиалиний (самолеты АН-24, ЯК-40, АН-2), 89 с городами других республик СССР (ТУ-134А, ТУ-124, ИЛ-18, АН-24, ЯК-40) и международные Минск - Берлин, Минск - Варшава (ТУ-134А).



Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Мінск. - Мінск, 1988.

Давно уже разобрано построенное в 1976 году рядом с основным новое здание аэропорта, прозванное в народе «стекляшкой», где находились залы ожидания и терминалы, а затем, в 1990-е, там шла бойкая торговля продуктами и бытовыми товарами.



Вид сверху на опустевший аэропорт «Минск-1». 10.09.2017.

«Минск-1» почти полвека являлся единственным гражданским аэропортом города. С 1982 года из этого аэропорта» выполнялись рейсы в основном малой протяжённости. С середины 2000-х годов он почти не использовался, изредка прилетали бизнес-джеты либо одномоторные самолёты и лёгкие вертолёты. В мае 2007 года принято решение о закрытии воздушной гавани и строительстве на ее месте жилого комплекса. Последний самолет поднялся в небо отсюда 28.06.2018.



Бывший аэропорт «Минск-1». 02.2023.

Главное здание одного из старейших аэропортов Беларуси сохраняется как памятник архитектуры. Там размещается офис компании-застройщика жилого квартала «Минск-Мир». О былом предназначении сооружения напоминает надпись на фасаде и манекены в костюмах пилотов и стюардесс, поставленные в холле за стеклом.

Минск, История, Беларусь, Аэропорт

Previous post Next post
Up