Объективно у современной российской науки и образования есть проблема, которую ни в одном отчете не называют - чиновники - их слишком много в научных учреждениях и это плохо. Поясню...
Что такое чиновник изначально? Это человек безынициативный, не ищущий, во главу угла ставящий строгое соблюдение регламентов и субординации.
Что такое ученый? Это человек инициативный, ищущий, во главу угла ставящий научный результат. Научный результат при этом бывает один - научное открытие - формирование и проверка гипотезы. При этом в основе научного поиска лежит сомнение в авторитетах - иначе бы мы по сей день считали, что земля плоская.
Что такое управление научной организацией? Это создание ситуации, в которой ученым комфортно: минимум субординации (это не отменяет профессиональное уважение), максимум свободы научного поиска и поощрение инициативы.
Что делает чиновник, попавший в научную организацию? В первую очередь, он вместо слова «ученый» начинает говорить «научный сотрудник» (самозащита такая). Потом он неминуемо превращает научную организацию в министерство транспорта и создает там атмосферу, благодатную для чиновников, но подавляющую ученых. Зато порядок и субординация - на высоте.
Как в научной организации отличить чиновника от ученого?
- Ученый, даже управляя и подчиняясь, - смотрит на коллег, как на равных. Он не прогибается перед теми, кто выше по званию и статусу, и не пытается давить на тех, кто ниже. Ученый - это уважение к людям, к их уму в первую очередь. Ученый не будет врать себе, что открыл научную школу, если в действительности не открыл, да скорее всего, и до гробовой доски будет сомневаться в своих достижениях и стремиться их улучшить.
- Чиновник - всегда карьерист, прогибающийся и давящий, боящийся потерять пост, а не самоуважение, боящийся не успеть по службе, а не совершить ошибку в научном поиске. У чиновника море однотипных публикаций, скрывающих за терминологической насыщенностью пересказ чужих мыслей своими словами. Добавив пару мыслей к контаминации чужих научных трудов, чиновник основывает научную школу и начинает руководить наукой, заставляя других работать в рамках созданного им симулякра научной деятельности.
Dixi