В контексте
разговора о столь необходимых Челябинску публичных пространствах можно привести в пример главную парковую зону города - Челябинский городской бор. Его зеленый клин широко вдается в городскую территорию, подходя вплотную к самому центру, но парадоксальным образом бор остается малодоступным для жителей и гостей Челябинска. Неиспользованный потенциал нашей главной зеленой достопримечательности хорошо отражен в концепции развития парковой зоны, которую подготовила одна из девелоперских компаний.
Впервые публикуя этот проект, хочется надеяться, что за этим последует продуктивная дискуссия и разработка комплексной программы развития парка, с конца 2000-х сильно притормозившего в своем качественном росте. Авторы концепции считают, что Челябинский бор может пополнить список лучших городских парков мира, но для этого необходимо предоставить горожанам возможность чаще в нем бывать.
Особенно это актуально для жителей активно развивающегося северо-запада, которые, с одной стороны, живут рядом с парком, а с другой - сейчас фактически лишены доступа в бор. Чтобы попасть в парк, им нужно или выбраться в центр, где есть, по сути, один-единственный парадный вход, или озаботиться преодолением настоящей полосы препятствий в районе Университетской набережной и на другом берегу реки Миасс. Проблему предлагается решить за счет дополнительных входов, которые неплохо было бы привязать к остановочным пунктам общественного транспорта и в ряде случаев оснастить автопарковками.
В самом парке предложено поэтапное оформление новых пешеходных дорожек и вело-роллерных трасс, для чего не предполагается никакая вырубка: будут задействованы уже существующие маршруты. Те из них, которые опоясывают бор по периметру, могут быть объединены в общий веломаршрут - с выходом в центр, а в перспективе и в новые районы на западе, включая пригородные поселки. В качестве еще одной возможной транспортной альтернативы названа существующая детская железная дорога, которая внутри парка могла бы работать уже не как аттракцион, а как вид общественного транспорта, особенно если удобно связать ее станции с новыми точками доступа в парк и остановками городского транспорта.
Отдельный разговор о точках активности, которые сделают парк еще более привлекательным и более приспособленным для отдыха. На сегодня она сконцентрирована, главным образом, на территории двух муниципальных учреждений - собственно парка имени Гагарина и городского зоопарка. За пределами муниципальной части бора могли бы быть организованы несколько общественных зон, включающие точки общепита, уличной торговли и сервиса, туалеты и т. д. Выйди муниципалитет к бизнесу с программой развития паркового пространства, заручись поддержкой областных властей, в чьем формальном ведении находится остальная часть бора, можно было бы надеяться на успешный пример государственно-частного партнерства.
Уже сам факт появления такой концепции вновь свидетельствует: бизнес давно готов помочь муниципалитету в обустройстве общественных зон. Он всегда более чутко улавливает реальные потребности горожан и, надо признать, часто обходит чиновников в их способности видеть на перспективу. Эта заинтересованность объясняется довольно просто: бизнес очень хорошо себя чувствует вблизи грамотно организованных публичных пространств. Ведь в том числе и собственный челябинский опыт свидетельствует: их появление и качественное развитие заметно повышает привлекательность отдельных улиц, кварталов, целых районов и даже всего города. Эффект может получиться отложенным на года, но в итоге многократно превзойти все ожидания.