Сегодня с утра за "Чашкой кофе" в студии Радио КП-Челябинск успели порассуждать относительно появления на улицах города новых архитектурных композиций. Рассуждали с оглядкой на мнение горожан, в том числе дозвонившихся в эфир. И вот какие выводы.
1. Дело это в общем-то нужное и полезное. Привел прямую аналогию с жильем. Оно может быть с идеально гладкими стенами и стерильно чистым полом. Соответствовать, так сказать, всем снипам и санпинам. Но если глазу в обстановке не на чем будет зацепиться и отдохнуть, дом уже не будет таким уютным. В городской среде происходят совершенно аналогичные эффекты.
2. Для многих (если не для большинства) горожан новое увлечение мэрии покажется странным. Все, кто высказался на эту тему в ходе предварительного опроса, а позднее и во время эфира, говорили о других вещах, тоже, впрочем, имеющих отношение к теме благоустройства и городской среды: о качестве разметки на дорогах, о чистоте тротуаров, о внешнем виде фасадов и т.д. То есть, народу, чьи базовые требования к городской среде пока не удовлетворены, все эти фигурки и инсталляции могут показаться "архитектурными излишествами". Люди справедливо ждут, пока в городе будет наведен элементарный порядок, а там уже и до украшательства руки дойдут. В самом деле, красивую вазу в свинарник не поставишь.
3. Опасность попасть под прессинг общественного мнения тем более велика, что велика вероятность наломать дров. Работа по расстановке малой архитектуры требует очень деликатного и профессионального подхода. Для начала вообще нужно помнить, что дизайн городской среды со вступлением в автомобильную эру (то есть последние лет сто) создается с оглядкой на простую вещь: на какой скорости эту самую архитектуру будут воспринимать? Согласитесь, что когда ты едешь в авто со скоростью около 60 км в час, то это одна история, а когда ты передвигаешься со скоростью 5 км в час - совсем уже другая: с большей детализацией и даже тактильностью восприятия. То есть даже самую крупную по размеру скульптурную композицию с Кировки не поставить, скажем, на кольце по дороге в аэропорт: даже снижая скорость, из машины эту красоту можно попросту не заметить. Равно как крайне осторожно нужно подходить к тому, чтобы сваренные из труб гигантские буквы Ч появились в контексте пешеходной зоны.
4. Тем не менее, работу продолжать надо, потому что везде и всюду расстановка малой архитектуры означает появление в городе фокальных точек - то есть точек притяжения людского внимания и генерирования вокруг себя какой-то уличной активности. Для чего нужна такая активность - об этом как-нибудь в другой раз, пока же возьмем за аксиому: это важно. Челябинск тут никаким исключением не является и быть не может. Мы с Романом Грачевым наперебой приводили кучу примеров: сколько было дискуссий в свое время и по поводу Кировки, и по поводу Сферы любви, и по поводу пресловутых губ в парке Пушкина, и все эти объекты сейчас в списке обязательных к посещению и запечатлению на девайсы. Некоторые уже давно претендуют называться символами города, без них городскую среду Челябинска в общем-то трудно представить. То же самое происходило в Париже или Лондоне с "самыми уродливыми" (для своего времени, конечно) сооружениями Европы - соответственно с Эйфелевой башней и Тауэрским мостом. И это как раз тот случай, когда, на мой взгляд, общественное мнение важно слушать, но решения принимать с опорой на мнение специалистов.
Прослушать или
скачать Полозов Название композиции бесплатно на
Простоплеер