Купил некоторое время назад игрушку
"Вомпёр". Повёлся на стиль, атмосферу, крафт зелий и обещание небанального сюжета со сложными моральными выборами. По викторианскому Лондону, охваченному эпидемией "испанки", ходит свежеобращённый в вампира военный хирург, охваченный сложным моральным выбором "жрать или не жрать людей", и пытается выяснить, кто его покусал, что вокруг творится и откуда в Лондоне взялось столько тайных обществ.
Моральный выбор (ТМ) создатели попытались вшить прямо в игромеханику: самый простой способ прокачаться - это загипнотизировать кого-то из местных обитателей и выпить его кровушку, но местные обитатели - не просто статисты: они все связаны между собой сетью взаимоотношений, и на каждого завязан какой-то аспект ситуации в районе их обитания. Убей любого - и ситуация в районе станет хуже, и полученные через такую прокачку навыки станут, кхм, актуальнее. Но так как протагонист у нас - доктор, то он может, наоборот, лечить их, что постепенно улучшает ситуацию в районе. Игра регулярно подначивает испить-таки кровушки, и отказ от этого - и есть тот самый моральный выбор в пользу узкого и тернистого праведного пути, в конце которого игрока, судя по спойлерам, ждёт хорошая концовка. Но достигнет её, судя по тем же спойлерам, лишь тот, кто ни разу не поддастся Жажде, но при этом сумеет защитить лондонцев от прочих угроз. При этом местные обитатели - не обязательно невинные овечки. Ещё в самом начале игры игроку попадается глава местной банды, прямо на глазах игрока убивающий человека. И его тоже жрать нельзя, ибо [телега Гэндальфа про Голлума] (ну или телега Ветинари про предпочтительность организованной преступности в сравнении с неорганизованной). Это довольно сильно напоминает систему Приближенных в "Море" (мне кажется, это ж-ж-ж неспроста), но с несколькими дополнительными доворотами.
Казалось бы, что могло пойти не так? А вот что: игра не предоставляет вариант прохождения без драк вообще. Стэлса в игре нет, узкие коридоры и закрытые двери не позволяют обойти врагов, а важные сюжетные триггеры охраняются боссами. А одна из самых часто встречаемых разновидностей врагов - тадададаммм - охотники на вампиров. Ну, то есть, обычные люди, которые ночью выходят на заражённые улицы, чтобы дать отпор охотящимся людоедам. Вампира они опознают с десяти шагов в темноте и атакуют, не слушая объяснений. Вот на них-то нам и предлагается качаться ^_________^. Их можно жрать без всяких сюжетных санкций, в отличие от того бандита. Для того, чтобы добраться до очередной локации по квесту, который протагонисту выдаёт кто-то из настоящих людей, которых надо оберегать, хошь-нихошь придётся уложить десяточек ненастоящих.
Кроме охотников, по улицам бродят также разнообразные упыри и вурдалаки. Про одного из упырей один настоящий, сюжетный, человек говорит, что тот, мол, тоже жертва. Ну, он же не просил его обращать. Про охотников никто ничего подобного пока не говорил, их убийство (сначала - из самообороны, потом - просто чтобы расчистить путь, а хоть бы и просто ради экспы) обходится без каких-либо комментариев вообще. Впрочем, тот упырь тоже был сюжетный, с именем собственным, так что и тут вшитая в игру мораль вполне последовательна.
Отсюда - мораль:
1. Когда запихиваешь в игру сложный и бескомпромиссный моральный выбор (ТМ), надо аккуратнЕЕ, а то к этому моральному выбору примешаются стандартные геймплейные штампы, и игрок, глядишь, перепутает, где у тебя мораль, а где рыбу заворачивали.
2. Некоторые игры всё же лучше смотреть на ютубе, чем играть самому.