Всё-таки это слишком хороший анекдот, чтобы его не рассказать.
Ниже будут даже не спойлеры, а краткий пересказ с моими комментариями.
Сразу скажу, что первоисточник я не читал, и если в фильме были какие-то отсылки к нему, которые полностью меняют картину, то я их, естественно, не опознал. Увы мне. [Edit: Таки да, см. комментарии.]
[Пересказ. Коротко не получилось, извините.]Итак, расклад на момент начала истории. Гавейн (возраст персонажа желающие могут попытаться определить по трейлеру и скриншотам, например) живёт с мамой и занят, в основном, походами по тавернам и весёлым домам, в других занятиях не замечен. Не потому, что он отлынивает от своих обязанностей: никаких свидетельств того, что у него есть какие-то обязанности, я не заметил. В одно прекрасное Рождество Гавейн отправился на пир у короля Артура. Артур, отчётливо старенький дедушка, внезапно вызывает его из толпы гостей, сажает на почётное место рядом с собой и изъявляет желание получше его узнать: племянник, как-никак. Гавейн честно признаётся, что рассказать ему нечего, на что сидящая рядом королева замечает: "Это пока". Тем временем, мама Гавейна колдует и наколдовывает Зелёного рыцаря. Рыцарь является в пиршественный зал и демонстрирует королю Артуру условный знак (из чего зритель делает вывод, что эту затею мама и дядя Гавейна придумали сообща). Зелёный рыцарь бросает присутствующим вызов примерно следующего содержания: принявший вызов должен будет нанести Зелёному рыцарю рану, какую угодно, на своё усмотрение, и за это получит топор Зелёного рыцаря (и что-то там ещё, но в кадре оно никак не проявилось, поэтому неважно), однако через год и один день должен будет нанести Зелёному рыцарю ответный визит и принять точно такой же ответный удар. Гавейн принимает вызов, но выглядит при этом крайне неуверенно. Король Артур протягивает ему свой меч и шёпотом напутствует: "Запомни: это всё только игра". К удивлению Гавейна, Зелёный рыцарь вовсе не собирается сражаться, напротив, он опускается на колени и подставляет шею. Гавейн некоторое время бродит вокруг и бормочет ерунду в недежде, что ситуация волшебным образом войдёт в какие-то понятные рамки, после чего рубит коленопреклонённому Зелёному рыцарю голову. Сидящие вокруг рыцари Круглого стола поднимаются со своих мест и приветствуют этот подвиг овациями, которые почему-то не помогают Гавейну выбраться из состояния полной дезориентации. А тут ещё Зелёный рыцарь поднимается, подбирает голову, ржёт и уезжает. Пранкер. На протяжении года Гавейн занимается примерно тем же, что и раньше, только ещё и геройские почести принимает. Спустя год без малого король Артур побуждает Гавейна съездить выполнить обещание. Гавейн энтузиазмом не горит, но соглашается. Собирают его в путь торжественно, всем замком, а мать, кроме всего прочего, вручает ему пояс-оберег, который защитит носителя от любого вреда. Дальше идут разнообразные приключения в пути, которые я пропускаю. Достаточно сказать, что Гавейна несколько раз спрашивают, зачем он едет туда, куда едет, и ничего осмысленного Гавейн ответить не в состоянии. Кроме того, ему намекают, что подаренный матерью пояс-оберег в данной ситуации - читерство. Гавейн прибывает в часовню Зелёного рыцаря, долго и в несколько попыток пытается собраться с духом, чтобы подставить шею под удар того самого топора, который Гавейн приволок с собой. Дальше нам показывают врезку про то, что будет, если Гавейн так и не решится исполнить обещание. То ли это видение, то ли мысли Гавейна, то ли ещё что. Если вкратце, он вернётся в Камелот, его будут чествовать, как героя, он станет королём после смерти Артура, но он всегда будет знать, что он этого недостоин, удача отвернётся от него, он потеряет всё и все его оставят. Финальная сцена разъясняет для самых тугодумных зрителей, что пояс-оберег символизирует пуповину. После этого действие снова возвращается в часовню, где Гавейн в очередной раз просит Зелёного рыцаря немножко подождать, снимает с себя пояс-оберег и уже честь по чести подставляет шею. Зелёный рыцарь улыбается, опускается на колени рядом, говорит "Молодец", пальцем - чик - проводит по шее Гавейна и провозглашает: "Голова с плеч". Конец.
[Так вот, к чему я всё это пересказываю.]Так вот, к чему я всё это пересказываю. С моей зрительской кочки зрения история выглядит так: 1) Король Артур и весь его двор, включая мать Гавейна, не занимались воспитанием потенциального наследника трона (то ли второго в порядке наследования после Персиваля, на чьё место его на пиру посадили, то ли вообще первого), и теперь пытаются за год скомпенсировать примерно пятнадцать лет педагогической запущенности при помощи колдунства. Удачи. 2) Я не совсем понял, какого именно короля из него готовят. Он на протяжении всего фильма пытается понять, чего от него хотят все эти люди и создания, и как ему под их ожидания подстроиться. Он принимает вызов на рождественском пиру, потому что хочет быть достоин того места, на которое его посадили. Он рубит голову Зелёному рыцарю, хотя мог по условию брошенного вызова ограничиться царапиной, потому что на него смотрят рыцари Круглого стола, и он не хочет показать себя слабым. Он отправляется в часовню, потому что его к этому побуждают. Он отказывается от оберега, потому что его уже успели обвинить в нечестности. Ну то есть, со всей дурацкой мочи несётся исполнять чужие ожидания, не понимая в большинстве случаев, что вообще происходит. Я так понимаю, по факту править будет кто-то другой, из-за трона? 3) На самом деле, Гавейна готовят в наследники ничего. Никакого Камелота нет, одна видимость. Это королевство ни с кем не ведёт дипломатию, ни с кем не воюет, не имеет армии, не нуждается в управлении, короче говоря, в нём нет никаких дел, в которые мог бы быть вовлечён будущий наследник престола. Он же с радостью хватается за первую же возможность проявить себя, там, на пиру. По борделям он шляется исключительно потому, что во всём королевстве банально нечего делать. Даже драконы повывелись. Хотя реакция рыцарей Круглого стола на действия Гавейна заставляет усомниться, что эти драконы вообще когда-то были. Всё это королевство - муляж, в той же мере, что и вызов, брошенный Зелёным рыцарем.
В общем, нужно было взять на главную роль актёра примерно вдвое моложе, убрать секс (исключительно в угоду институционализированному ханжеству) и сделать классную киносказку. Тогда всё было бы на месте, и даже бутафорская сущность Камелота за жанровую условность сошла; в тех же советских киносказках таких царств-королевств полно. А так получилась история не про древние времена, когда честь была превыше всего (или как там в слогане фильма было?) а, скорее, про современный или даже будущий мир миражей и муляжей, где взрослость имитируют странными ритуалами, потому что по факту взрослеть некуда: из детского сада выписывают сразу в дом престарелых.