В начале 90-х наше правительство стало активно привлекать в Россию иностранный капитал. В дальнейшем эта практика получила развитие. Ситуация кардинально поменялась с началом СВО.
Уже в марте 2022 года западные компании начали массовый уход с российского рынка. Уход иностранных компаний сильно ударил по экономике ряда регионов, где был широко представлен западный бизнес.
Опасаясь масштабного вывода капитала и крупных увольнений в случае закрытия предприятий, правительство в марте 2022 поручило утверждение всех сделок с иностранцами из «недружественных стран» специальной правительственной комиссии. При этом правила выдачи разрешений устанавливает сама комиссия. С конца прошлого года они начали резко ужесточаться. Так, комиссия установила, что «недружественные» иностранцы должны продавать свои активы с дисконтом не менее 50% рыночной стоимости и предоставлять покупателю возможность оплаты в рассрочку на 1-2 года. Недавно комиссия приняла новое ограничение. Теперь продавец из «недружественной страны» для одобрения сделки обязан будет внести «добровольный» взнос в российский бюджет. Размер взноса - не менее 10% от половины рыночной стоимости продаваемых активов (с учетом установленного дисконта). Если активы продаются со скидкой более 90%, то взнос - 10% от полной рыночной стоимости.
Многие сделки в связи с уходом западных компаний из России реально проходили за бесценок. Так, концерн Renault-Nissan продал свой московский завод за 1 рубль, а крупнейший в России автозавод «Автоваз» - за 1 евро. Сеть супермаркетов «OBI» была оценена для продажи в нелепые 600 рублей. А Mcdonald's куплен за 1 млн рублей.
Распространенной стала схема продажи бизнеса менеджменту по символической цене с правом вернуться по опционному соглашению (около трети сделок).
Правительственная комиссия работает крайне медленно, рассматривая лишь пару десятков сделок в месяц. В результате в марте 2023 в очереди в «комиссию на выход» стояли около 2000 иностранных компаний. На многие активы просто нет покупателей, или они, в свою очередь, попадают под ограничения или российских, или уже западных регуляторов (для продавцов).
Пока российские власти избегали прямой национализации иностранных активов, хотя обсуждаются варианты, что делать с теми компаниями, на которые нет покупателей, либо на которые претендуют российские компании под санкциями, продажу которым запрещают уже западные регуляторы. Одна из революционных идей - наделить преимущественным правом выкупа таких активов Росимущество.
В итоге иностранные активы «зависли». Уйти из России все сложнее, а продолжать бизнес невозможно или не хочется.