(попытки понять)
Понятие «общественно-экономическая формация» предполагает первичным в неком обществе его экономическое бытие (базис), каковое уже и определяет соответствующее ему общественное сознание (надстройку). Однако, не всё так просто.
Влияние бытия на сознание весьма длинное и отсроченное. Бвает так, что человек резко меняет своё бытие, оставляя сознание прежним и меняет его постепенно, очень медленно, приспосабливаясь или восставая. И наоброт, влияние сознания на выбор человеком бытия - быстрое, сиюминутное, незамедлительное. Вор, попав в пролетарии, стремится украсть и перестать быть пролетарием. И только если украсть нечего и негде, долгое-долгое время, достаточное для выработки привычек и смены сознания, только тогда бывший вор «перековывается».
Практически то же самое случается и в смене формаций. Пока «низы хотят», а «верхи могут», соответствие надстройки базису сохраняется. И вполне возможно искусственное сдерживание развития базиса во имя нетленного сохранения надстройки. Через влияние на массовое сознание.
Эпоха Средневековья, именуемая ещё «Тёмными веками», длилась около 1000 лет, от падения Рима под варварами с севера, до возвращения потомков варваров к античной культуре в эпоху Возрождения (Ренессанса). Надстройка феодальной формации и массовое сознание тысячу лет были недвижны. Словно существовала некая могущественная сила, магически препятствовавшая всякому развитию и переменам. Как социальным, так и культурным, включая технологии.
Есть пример из дикой природы. Почему не зарастает степь лесом? Ведь есть пример брошенной российской пашни, в 10 лет заросшей березняком-сосняком и вышедшей из с/х оборота. Биологи объясняют, что в степи обитают стада копытных, каковые и съедают избирательно сочные побеги занесённых ветром деревьев, сохраняя степь. Избирательно и целенаправленно.
Примерно так некая сила в Европе, действуя через силовые возможности властей и самого народа избирательно уничтожала всякие попытки развивать социальные структуры, технологии, культуру и даже быт. В античном Риме был водопровод, канализация и многоэтажные дома. В Париже водопровод появился в начале 19 века. Когда формация давно уже поменялась. Аналогично было и с производящими силами. Римские мануфактуры имели производительность труда, непревзойдённую Европой вплоть до 17 века. Варвары всё смели, «раздербанили» ценности Рима, деиндустриализовали его, декультурировали (жалкие остатки римских развалин - свидетели) и не смогли на обломках построить НИЧЕГО более эффективного чисто бандитского кормления с земельной ренты.
Попробуем окинуть взглядом несколько ключевых факторов, характеризующих общественно-экономические формации:
Факторы:ПрогрессОбщинаЭкономикаТехникаРавенство
Феодализм-!+---
Капитализм+-+!++
Социализм+!+-++!
Империализм'--+!--
Фашизм-+---!
Империализм' - мутированный, назван Кургиняном мута-капитализмом;
! - означает превалирование фактора для формации, особую важность.
Поясняем отдельно. Для феодализма важнее всего «стабильность», ради этого горели костры еретиков. На общине паразитировали феодалы и крепили её, но также и сами объединяясь в ордена, кланы и партии. Отщепенство не приветствовалось. Экономические отношения (товарно-денежные) в этом обществе были, но под спудом и «хладное железо побеждает всех». Главенствовали неэкономические отношения. Через традицию, пропаганду церкви, через прямое насилие.
Капитализм - полная противоположность феодализму и потому столь кровавы были буржуазные революции. Притом, что революция - это всегда смена «сознания» общества, т.е. надстройки. Потом уже бывшие под запретом производственные отношения получают разрешение и завоёвывают общество целиком. Капитализм был внутри феодализма всегда в виде купечества. Но только со слома христианства в протестантизм началось первоначальное накопление капитала. До того купцы, наторговав барыша, тратили его также как и феодалы: на роскошь и развлечения. И только пуритане, запретив себе развлечения, стали расширять доходную базу и тем начали рост капитала. Капитализм вылупился из феодализма как птица из яйца дракона, сломав старую скорлупу.
Социализм в СССР в силу исторической неразвитости капитализма в России уналедовал от рудиментов феодализма общинность и презрение к экономическим отношениям между людьми. Но переняв от еврокапитализма притом идеи прогресса и равенства. И скорость развития СССР оказалась сверхвысокой, недостижимой и непонятной Европе.
Империализм, мутировавший в процессе борьбы за жизнь в условиях окончания доступных ресурсов (до 1 империалистической войны держав было 5, в межвоенье - 3, после 2 мировой - только 2, теперь - одна) полностью сменил свою надстройку и теперь меняет базис. Без революций, но с многочисленными войнми в периферии. Имперализм желает выжить. И продолжать экплуатировать население мира, вернее получать желаемые блага не трудясь. Технологические возможности, наработанные капитализмом в его развитии уже достаточны, чтобы кучке правителей мира (называемой всё чаще «закулисой») обеспечить всё желаемое в любых количествах. Даже более - всему населению Земли уже сейчас можно обеспечить вполне приемлемый достаток: еду. одежду, жилище, тепло и безопасность. Но это в намерения закулисы не входит.
Судя по её разнородным действиям, закулиса желает:
- Остановить прогресс и даже обратить его;
- Уничтожить духовность и культуру, сменить её на чистоган;
- Мягко или жёстко уменьшить население Земли до 100 миллионов;
- Уничтожить промышленность, обслуживающую уничтожаемых;
- Создать технологии вечной жизни для себя;
- Создать массу холуёв, постоянно очищающих Землю от прогресса, духа и лишних людей.
Конечное состояние их общества показано в фильме «Zardoz». После нескольких веков такого существования, вечные струльдбруги или потеряют желание существовать, или просто перебьют друг друга в борьбе за иллюзии власти.
Отдельно скажу про фашизм. Фашистская формация - инструмент в руках мута-капитализма. Фашизм уповает на архаику, на жёсткое неравенство людей, отрицает технологии и фактически повторяет собой феодализм. Но имеет иную идеологическую надстройку. Неслучайно фашисты склонны к впадению в язычество самого вульгарного, примитивного и искусственного толка. Закулиса фашизмом не страдает. Она им рулит извне, использует его, позволяет ему любые шалости (пример тому - ИГИЛ), но никогда не пустит вождей фашизма к себе в «золотой миллиард» дальше хлева.
Внимательный читатель может заметить совпадение + и - в колонках «Прогресс» и «Техника». Они отнюдь не тождественны! Да, прогресс, как отношение общества к времени сопряжён с отношением общества к природе через технические устройства. Но это вовсе не обязательно. В книжках жанра фэнтази описывается и общество магии, развивающее прогресс, и наоборот, конртпрогрессивное общество, развивающее технику.
Были также возражения, что прогресс прогрессу рознь, и прогресс социальный отличен от прогресса духовного. Не уверен. Духовные изменения происходят в сфере культуры, т.е. в надстройке. Пока надстройка ещё не совсем соответствует базису, там возможен и прогресс, и регресс. Возможен также и слом старого базиса в угоду надстройки (если вспомнить Перестройку). Социальные же изменения ВСЕГДА соответствуют структуре производительных сил. И также коррелированы с духовными.
Вообще, культуры разных цивилизаций имеют разные представления о времени. Время может стоять, бегать по кругу, лететь слева направо или снизу в небо. Важен сам принцип: завтра должно быть ЛУЧШЕ, чем вчера. Это и только это есть прогресс. Пусть даже мы обнищали и заболели, но если пропагандисты внушили нам, что завтра будет лучше, чем вчера - идея прогресса жива и движет нашими устремлениями.
Те цивилизации, которые пренебрегали техникой, как раз занимались публичной магией. Что ацтеки, что нацисты. Людям внушали всё хорошее, пугали всем плохим. И народ был доволен правителями. Империализм, использовав наработки 3 рейха, приступил к построению такого магического мира с 50х годов. Вчера было стыдно быть гомиком - завтра это станет обязательным. Вчера престижно было курить дорогие сигареты - завтра курение станет постыдным. А ещё есть много других прекрасных внушалок и пугалок, которые нам будут втюхивать. Например, людоедство.