Feb 25, 2013 11:19
Этот фильм был обречен на успех. Снятый по голливудским канонам на сугубо российской тематике, затрагивающий актуальные проблемы нашего общества - он вобрал в себя, казалось бы все ингредиенты хорошего и коммерчески успешного кино. Я говорю о фильме «Метро», которое вчера посмотрел.
Скажи мне кто-либо несколько лет назад, что я сам, добровольно пойду в кинотеатр на отечественный фильм, я бы не поверил. Нет, я не говорю о каких-то авторских фильмах, которые, как правило, хороши независимо от страны производства (ну тот же наш Звягинцев). Я говорю именно о коммерческом кино, которое штампует, к примеру, Голливуд. Ну и наши пытались в виде всяких Дозоров, Обитаемых островов и т.п. Честно говоря, меня от этих отечественных потуг все время мутило. Моего терпения не хватило посмотреть целиком ни один из этих широко рекламируемых (ведь сколько миллионов долларов там было вбухано в рекламу) и якобы коммерчески успешных фильмов.
А вот на "Метро" не только сходил, но и добровольно сходил. В моем случае это важное различие)) И дело не только в моей давнишней любви к метротематике (ну сводите меня уже кто-нибудь по служебному или ночному метро!!!)
Секрет успеха «Метро» прост. Здесь объединили сразу несколько реальных тем, касающихся каждого жителя мегаполиса. Ну кто не пользуется метро, ну хоть изредка? А даже если не пользуется этот человек, то пользуется его близкие - жена, дети, родители, коллеги… Таким образом, тема близка и интересна многим. Тем более, что метро здесь не какое-то абстрактное, а типичное наше - со всей атрибутикой из этого вытекающей...
Тема уплотнительной застройки центра, проседания грунтов и проблем подземки - тоже актуальна. Достаточно вспомнить случай, когда в 2006 году строители перестарались с забиванием сваи под фундамент нового дома в центре Москвы, и та упала в тоннель, зацепив поезд. Тогда, славу Богу, обошлось без жертв.
Ну и третий секрет - конечно же фильмы-катастрофы (будь они про инопланетян, что-то техногенное или наоборот очень природное) всегда пользуются повышенным спросом публики. Вспомним успех «Экипажа» в свое время (да-да, знаю, сравнение банальное, но вроде у нас в этом жанре с тех пор больше так ничего и не снято).
Если вкратце - сюжет фильма, снятого по небольшому и довольно давнишнему рассказу Дмитрий Сафонов такова:
Москва. Наши дни. Подземка. На одном из перегонов вода прорывает обшивку тоннеля и начинает поступать на рельсы, в тот момент когда там находится поезд с людьми. Экстренное торможение. Кто-то погибает сразу, кто-то позже. В центре внимание группа выживших - некоторые из которых определенным образом связаны друг с другом. Теперь им надо выбраться из этого ада. Причем вода стремительно пребывает - в любую минуту могут закрыться гермодвери перегона, иначе затопит всю систему метрополитена. Ну и конечно на всем этом апокалипсическом фоне любовь-морковь и все дела.
А вообще же кино о том, как судьба-злодейка может собрать людей, которые никогда не должны были встретиться в таких обстоятельствах, но таки встретились, по воле цепочки случайностей оказавшись не в том месте и не в то время.
Кстати, в зале наблюдал редчайший по нынешнем временам эффект. Смотревшие фильм в нескольких местах плакали. И я не только о своей жене, которая, по-моему так вообще полкартины прорыдала. Похожую реакцию я отметил еще как минимум у двух людей в зале. Да что там говорить - и у самого пару раз глаза на мокром месте были. Я считаю для современного мира - это сильно, очень сильно.
Фильм достаточно точно повторяет книгу (вернее коротенький рассказ, который я прочел еще несколько лет назад), отклонений сильных не замечено. Не понятно, почему пропущена линия отцовства девчушки (по-моему, в книге она есть, и удачно дополняла сюжет). Может быть, решили, что это немного все опошлит? В конце, если не ошибаюсь, небольшие расхождения. Позабавил небольшой косяк фильма - нераскрытие одной из сюжетных линий - со спасателем оставшимся в тоннеле с раненным пассажиром. То ли их спасли другие, то ли их навсегда похоронили в тоннеле, закрыв гермодверь. Смешно также было видеть, как напор стихии выбивает прожектор поезда и из-того места, где лампочка - бьет вода - ну перестарались с изобразительными средствами)))
И еще чего я не понял… Все говорят о давлении грунтов, уплотнительной застройки, подземной реке. Но в то же время показан (изумительный и сильный кадр, кстати) как внезапно дно Москвы-реки прорывает в одном месте и эта вода, смешанная с тиной, илом и грязью затягивается куда-то вниз. Ну видимо опять перестарались с художественным… Хотя здесь это конечно красиво было…
В целом же фильму можно поставить твердую пятерку. Это вполне достойное кино, которое очень даже годно к просмотру. Только учтите, что это вам не Голливуд. Несмотря вроде как на хэппи-энд (главные герои живы-здоровы) после фильма как-то не по себе и немного грустновато Видимо вспоминаются те сотни людей, которые погибли в тоннеле и так и не смогли выбраться наружу.
рецензия,
кино,
метро,
Москва