«Новая газета» о нашей вчерашней инициативе: Недавно «обновленная» схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики включает множество крайне сомнительных объектов, рассчитанных как на экспорт, так и на рост потребления в регионах России, например, «противопаводковые» ГЭС в бассейне Амура или Нижнеангарскую ГЭС на Ангаре. Дополнительные вопросы поставило и текущее маловодье в Сибири: можно ли и дальше увеличивать долю ГЭС в энергобалансе, если это чревато резким падением выработки в засушливые годы, которые случаются все чаще?
Экологи предлагают реконструировать уже созданные объекты энергетики, вместо многомиллиардных вложений в новые. Гринпис России и Коалиция «Реки без границ» обратились к министру энергетики РФ Александру Новаку с предложением провести стратегическую и экологическую оценку ключевых документов планирования - Энергетической стратегии РФ, Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. С точки зрения авторов этого предложения социальные и экологические издержки создания всех новых электростанций гораздо существеннее уменьшающейся экономической выгоды от дополнительных мегаватт мощности.
В отрасли уже почувствовали неотвратимость перемен. Минэнерго в конце 2014 года объявило, что с 2018 года планирует начать закрытие электростанций с низким КПД, пояснив, что под запрет могут попасть угольные станции с КПД ниже 26% и газовые с КПД до 28%. Но это связано с тем, что в настоящее время промышленные потребители вынуждены оплачивать избыточную мощность, и такие затраты в 2014 году, по оценкам экспертов, составят 30-36 млрд рублей. Экономическая подоплека понятна - при медленном росте экономики в энергосистеме страны уже накопились лишние станции огромной общей мощностью порядка 15 гигаватт. Сбывать лишнюю энергию соседям тоже не очень получается: за январь-октябрь 2014 года общий объем экспорта снизился на 26%, а доходы от него упали на 29%.
Тем не менее, недавно «обновленная» схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики включает множество крайне сомнительных объектов, рассчитанных как на экспорт, так и на рост потребления в регионах России, например, «противопаводковые» ГЭС в бассейне Амура или Нижнеангарскую ГЭС на Ангаре. Дополнительные вопросы поставило и текущее маловодье в Сибири: можно ли и дальше увеличивать долю ГЭС в энергобалансе, если это чревато резким падением выработки в засушливые годы, которые случаются все чаще?
По мнению российского координатора международной Коалиции «Реки без границ» Александра Колотова, стратегической ревизии требует план развития гидроэнергетики, которая оказывает одно из самых значимых воздействий на экосистемы и местное население. «Приоритетом должна стать реконструкция и экологизация уже существующих энергетических мощностей, развитие сетевого хозяйства, а не многомиллиардные вложения в строительство новых крупных объектов генерации», - считает Колотов. В то же время координатор «Рек без границ» отмечает, что проект новой инвестиционной программы подконтрольного государству «РусГидро» на 2015 год характеризуется сокращением средств на реконструкцию старых и увеличением вложений в создание новых энергетических мощностей. Такое государственное регулирование, по мнению Колотова, создает для компаний стимулы, не соответствующие текущим потребностям страны.
В обращении к министру экологи пишут, «что любой корректировке вышеуказанных документов должно предшествовать выполнение стратегической экологической оценки, которая бы учитывала не только потенциальную прибыль от новых энергетических проектов, но и последствия их реализации для окружающей среды и местного населения, в том числе долгосрочные».
Инициативу поддерживают и в российском Всемирном фонде дикой природы. Руководитель программы WWF России по экологической политике ТЭК Алексей Книжников назвал внедрение в России механизма стратегической экологической оценки позволит на самом раннем этапе исключить из рассмотрения «наиболее одиозные и разрушительные для природы проекты».
Экологи выразили желание принимать активное участие во всех общественных обсуждениях корректируемых программных документов в области развития электроэнергетики. До настоящего времени разработка этих документов проходила без активного участия представителей гражданского общества.
Новая газета