Можно ли в современной России успешно бороться с выбросами промышленных предприятий? Для Красноярска этот вопрос имеет первостепенное значение: по загрязнению атмосферного воздуха наш город давно и прочно обосновался в лидерах среди миллионников, и редко какая неделя проходит без новых жалоб красноярцев на смог и вонь на улицах.
Так вот, теперь я знаю, что можно. Даже при нынешней ситуации и с действующими законами. Была бы на то политическая воля.
Во вторник я принял участие в круглом столе по управлению качеством атмосферного воздуха. Основной доклад носил название «Создание системы управления качеством атмосферного воздуха в техногенно-нагруженных регионах (на примере Республики Башкортостан)». Докладчик - начальник управления ГБУ РБ УГАК (управление государственного аналитического контроля), доктор наук, проф. Сафарова Валентина Исаевна.
Вот презентация к ее докладу - можете полистать:
Весь доклад с последующей дискуссией и ответами на вопросы можно послушать здесь (запись с моего диктофона):
Для тех, кому лень смотреть и слушать, вот мой небольшой сравнительный перечень о тех словах, которые нам говорят в Красноярске, и тех делах, которые делаются в Стерлитамаке (республика Башкирия):
Нам в Красноярске говорят:
Пункты наблюдения за качеством атмосферного воздуха могут выявить загрязнения, но не могут установить их виновников.
Практика в Стерлитамаке показывает:
Пункты контроля атмосферного воздуха ловят нарушителей по маркерным соединениям - тем группам химических соединений, которые характерны для какого-то одного определенного, конкретного предприятия. То есть, условно говоря, выбросы КрАЗа невозможно спутать с выбросами другого предприятия.
Нам в Красноярске говорят:
Малое количество пунктов мониторинга не может дать полную картину состояния атмосферного воздуха.
Практика в Стерлитамаке показывает:
Была составлена карта рассеивания выбросов, и пункты мониторинга с учетом конкретных условий, чтобы реагировать на выбросы максимального числа потенциальных источников загрязнения.
Нам в Красноярске говорят:
На каждую заводскую трубу мы не можем поставить газоанализатор, потому что владелец завода будет против.
Практика в Стерлитамаке показывает:
На каждую заводскую трубу поставлен газоанализатор, данные по выбросам в режиме реального времени попадают в систему государственного экологического надзора, при превышении ПДК идет оповещение соответствующих служб, вплоть до МЧС.
Нам в Красноярске говорят:
Мы не можем приходить на предприятия с проверкой чаще чем один раз в три года - только с санкции прокурора.
Практика в Стерлитамаке показывает:
Подписаны соответствующие соглашения со всеми предприятиями и организовано круглосуточное дежурство межведомственной оперативной группы, которая в случае необходимости спокойно проходит через проходные заводов даже в ночное время суток, чтобы произвести дополнительные замеры на территории предприятия.
Нам в Красноярске говорят:
В бюджете нет денег на закупку и обслуживание новых (стационарных и передвижных) пунктов контроля за качеством атмосферного воздуха.
Практика в Стерлитамаке показывает:
Закупка современных газоанализаторов и автоматизированных пунктов независимого контроля за качеством атмосферного воздуха происходит преимущественно за счет предприятий в добровольном порядке.
Результат:
Количество превышений ПДК (среднесуточных) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Стерлитамака с 2010 по 2013 год сократилось в 3,5 раза.
Февраль 2013 г.:
Стерлитамак исключен из приоритетного списка городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха
Что за эти три года произошло с красноярским воздухом - каждый красноярец знает на своем опыте. Ничего хорошего, если коротко. Уже и в самом чистом районе города - в районе Академгородка - растения перестали выдерживать техногенную нагрузку.
А действующие законы и прочие подзаконные нормативные акты, напомню, одинаковы и для Красноярска, и для Стерлитамака. Только вот в одном случае ничего хорошего нет и ждать не приходится, а в другом случае - налицо прогресс и забота: как о природе, так и о здоровье жителей города.
Так почему такая разница?
Потому что в одном случае у местного руководства есть политическая воля и уверенность в том, что своя земля не должна являться колонией зарегистрированных в Москве финансово-промышленных групп, а в другом случае…
Другой случай, видимо.