В воскресенье вместе с представителями Всемирного фонда дикой природы (WWF России), Гринпис, СоЭС и других экологических организаций принял участие во встрече с заместителем министра природных ресурсов и экологии РФ Ринатом Ринатовичем Гизатулиным. Когда разговор зашел об экологических проблемах Красноярского края, замминистра вспомнил не только
Нижнеангарскую ГЭС, но и огорошил нас другой новостью:
- Вот у вас прямо в Красноярске работает мощный алюминиевый завод, который точно не прибавляет благополучия окружающей среде. Знаете, каков объем экологических платежей предприятий «Русала»? Семнадцать миллионов рублей в год.
Я не выдержал и переспросил: «Сколько-сколько?»
Да, все верно, я не ослышался. Семнадцать миллионов. Рублей. В год.
Для сравнения замминистра привел еще одно крупное предприятие Красноярского края - «Норильский никель». В год, по словам Гизатулина, оно платит около 1 миллиарда рублей «за экологию». Минприроды РФ также считает, что этих средств недостаточно для компенсации ущерба окружающей среде, однако по сравнению с «Русалом» - это просто верх экологической ответственности.
Более того, по словам замминистра, именно «Русал» входит в число тех компаний, которые отчаянно сопротивляются введению новых норм в федеральное законодательство, согласно которым каждая заводская труба должна быть оборудована автоматическим датчиком контроля выбросов, отправляющим данные непосредственно в государственную систему мониторинга, а не только в локальную сеть самого предприятия.
Почему же алюминщики так сопротивляются этому нововведению? Ведь согласно их собственным данным, выбросы предприятий «Русала» неуклонно снижаются из года в год...
Возможно, ответ на этот вопрос прозвучал в минувший четверг, на экологической конференции в Красноярске. Кандидат технических наук Сергей Владимирович Михайлюта представил очень интересный доклад, посвященный мониторингу атмосферного воздуха в городах. И в частности, привел данные «Русала», согласно которым на Красноярском алюминиевом заводе с 1998 по 2004 год мы наблюдаем существенное снижение как валовых выбросов, так и газообразных фторидов.
Следовательно, мы должны ожидать, что на федеральной (не принадлежащей «Русалу») стационарной сети наблюдений мы также увидим понижение концентраций. Но ничего подобного - смотрите:
Связь между заявленным «Русалом» снижением выбросов и уровнями концентраций, зафиксированными постами государственной сети мониторинга, не просматривается. В чем причина? Как заявил докладчик, либо нам дают неправильную информацию по измерению объемов эмиссии, либо государственные посты как-то странно измеряют. С другой стороны, государственные посты работают ежедневно и одинаковым образом, а вот за корпоративную сеть «Русала» поручиться сложно - именно из-за ее корпоративности.
На этой же конференции выступал начальник отдела экологии АД-Восток РУСАЛ Глобал Менеджмент Игорь Вячеславович Фомичев. Я специально спросил его, почему же графики с постов мониторинга «Русала» и постов государственной сети мониторинга не коррелируются друг с другом? Удовлетворительного ответа, к сожалению, я так и не получил, да и доклад был о другом…
В этой связи примечательно, кстати, что конференция в Красноярске была организована местным отделением экологической организации «Зеленая лига» - той самой, которая в январе этого года уже
поддержала планы «Русала» по открытию нового опытного производства на Красноярском алюминиевом заводе. Тогда на
общественных слушаниях лидер местной «Зеленой лиги» Артем Викторович Карданец публично заявил, что поддержка планов красноярских алюминщиков связана с тем, что «Русал» пообещал заключить специальный договор с его экологической организацией, согласно которому будет организован «экологический контроль» с участием всех экологов и экологических организаций Красноярска с правом их постоянного доступа на КрАЗ, а также «Русал» предоставит «Зеленой лиге» в пользование свою мобильную лабораторию по мониторингу атмосферного воздуха.
Не знаю, как с тех пор обстоит дело с экологическим контролем КрАЗа со стороны общественных организаций города, но вот об этой мобильной лаборатории точно ничего не слышно. Даже летом, когда Красноярск задыхался от смога, а официальные лица чуть ли не ежедневно придумывали все новых виновников загрязнения атмосферного воздуха, «Русал» так и не предоставил в пользование экологам свою мобильную лабораторию для проведения оперативного мониторинга.
Официальную причину такой «невовлеченности» «Русала» в общественный экологический контроль на той же конференции озвучил сам Артем Карданец: оказывается, до сих пор не подготовлен и не подписан обещанный договор о сотрудничестве между «Русалом» и «Зеленой лигой». Но, как мне представляется, это чисто бюрократическое оправдание, которое вряд ли может приниматься в расчет.
Если ОК «Русал» действительно нечего скрывать об объемах своих выбросов в атмосферу Красноярска, то в интересах самой компании незамедлительно наладить общественный экологический контроль за своей деятельностью.
Экологические платежи в размере 17 млн руб. могут свидетельствовать о высочайшей квалификации юристов и бухгалтеров «Русала», сумевших на законных основаниях добиться оптимизации отчислений для своих предприятий. Но такая плата за экологический ущерб, как мне кажется, должна также накладывать дополнительные обязательства на компанию именно в области своей экологической ответственности.
Не секрет, что из года в год качество атмосферного воздуха в Красноярске оставляет желать много лучшего, а город до сих пор не имеет современной системы мониторинга. Почему бы «Русалу» в рамках своей экологической политики не оказать помощь в организации муниципального экологического мониторинга? Почему бы «Русалу» не поддержать независимые научные исследования, чтобы узнать, кто все-таки является виновником
фтористого поражения хвои сосен в Академгородке? Почему бы «Русалу» не дать возможность общественным экологическим организациям (той же самой «Зеленой лиге») проводить экологический контроль на территории своих предприятий?
Уверен, что для «Русала» с его планами развития именно на территории Красноярского края (Богучанская ГЭС, Богучанский алюминиевый завод, Нижнеангарская ГЭС и т.д.), нужно стремиться получать не только колоссальные
налоговые льготы на 4,2 млрд руб. от краевой власти, но и реально помогать в организации работы общественных экологических институтов на местах. Обеспечивать надлежащее качество атмосферного воздуха нужно не для условного Росприродназдзора, а для всех жителей нашего города без исключения. Иначе, как я уже говорил, мы просто превратимся в
глобальную промзону с велосипедистами в противогазах.