В воскресенье, выступая на медиафоруме ОНФ, спецпредставитель российского президента по вопросам экологии Сергей Иванов, довольно оптимистично высказал прогноз о том, что Монголия не решится на строительство каскада ГЭС на притоках озера Байкал. За два до этого в Бурятии завершились длившиеся декаду общественные слушания, на которых местное население высказалось против проекта, а экологи отметили низкий уровень подготовленных материалов.
В ходе мероприятий монгольская сторона не постеснялась на намеки о том, что выступающие против проекта общественники могут сами быть против интересов России. Но, рассказав анекдот о том, как правильно делить добычу - поровну или по-братски, монголы показали, что готовы к компромиссам, видимо рассчитывая на российскую помощь в ликвидации энергодефицита. Новый раунд общественных слушаний в ближайшее время пройдет на территории Иркутской области.
«Хочу вас заверить, что федеральное правительство на месте не стояло, - заявил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. - Нам удалось убедить на официальных переговорах Монголию в том, что без общественных слушаний и экологической экспертизы решение о строительстве никогда не будет принято».
Сергей Иванов стал гостем медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» ОНФ, на котором присутствовал корреспондент «ФедералПресс». Поскольку в последнее время бывший руководитель администрации президента России курирует вопросы экологии, уйти от вопроса об озере Байкал и проектах монгольских ГЭС счел неправильным. Тем более, что за два дня до этого в Бурятии завершились общественные слушания, на которых обсуждалось техническое задание монгольских проектов. Заключительное заседание состоялось 31 марта в конференц-зале Минприроды региона в городе Улан-Удэ. Всего же в общественных слушаниях по строительству монгольских ГЭС, проходивших с 20 марта, приняли участие 1300 жителей Бурятии.
Планы строительства гидроэлектростанций гидроэлектрофикации Монголии были разработаны еще советские времена, когда институт «Ленгидропроект» подготовил предпроектные обоснования для примерно 25 створов на реках страны. Появившаяся четыре года информация о намерениях строительства в Монголии двух гидроэлектростанций произвела эффект разорвавшейся бомбы. Проект под названием MINIS предполагал сооружение на основном створе Селенги ГЭС «Шурэн», а также еще одной гидроэлектростанции на ее притоке - реке Орхон. Финансирование этого проекта должен был заняться Всемирный банк. Чуть позже появилась информация о третьем проекте ГЭС, который планировалось возвести на еще одном притоке Селенги - реке Эгийн-Гол, вытекающей из озера Хубсугул. Реализуемый на деньги Экспортно-импортного банка Китайской народной республики этот проект вообще оказался фактически на стадии реализации: госкомпания «Гэчжоуба» даже начала публикацию отчетов о строительстве подъездных путей к гидроэлектростанции.
Активизация строительства ГЭС в Монголии не на шутку напугало российские регионы, непосредственно примыкающие к Байкалу, где в последние годы бьют тревогу по поводу стабильного понижения уровня воды. Слишком многие были убеждены, что массовое строительство гидросооружений в бассейне крупнейшей реки, впадающей в самое глубокое озеро планеты, могло только усугубить положение. Против каскада на Селенге выступили практически все российские экологические организации, которые уверяли, что появление гидроэлектростанций положит конец рыболовно-туристическому бизнесу Монголии, который приносил стране довольно приличные доходы. Но главное, по мнению экологов, заключалась в том, что строительство маломощных гидроэлектростанций не является самым оптимальным вариантом на пути к энергонезависимости. «У Монголии имеется готовых солнечных и ветряных проектов на полгигавата, - сообщил «ФедералПресс» координатор коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. - Ее гидропотенциал в тысячу раз меньше ветряного, и в две тысячи раз меньше солнечного. Так что строительство ГЭС само по себе выглядело чудовищно неправильным использованием такого невероятно дефицитного в Монголии ресурса как вода».
«Лично для меня общественные слушания в Бурятии по монгольским ГЭС показали абсолютное неумение группы руководства проекта MINIS Всемирного банка организовывать процессы надлежащим образом, - заявил «ФедералПресс» российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. - Выступления докладчиков были чрезвычайно неконкретными и неадаптированными под целевую аудиторию слушаний - простых жителей сельских районов республики Бурятии. Туманные ответы на любые конкретные вопросы вызывали еще больше возмущения у местных участников слушаний - и возмущения вполне справедливого, надо признать».
Эколог напомнил, что проект MINIS реализуется Всемирным банком уже пять лет. «Два года назад прошли публичные слушания в аймаках Монголии, а жителей Бурятии все еще успокаивают в таком ключе, что, мол, рано еще говорить о конкретных воздействиях, подождите, мы еще ничего не исследовали, - отметил Александр Колотов. - После слушаний в Бурятии у меня появились большие, прямо-таки огромные сомнения в том, что региональная экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду и социальную сферу монгольского проекта MINIS будут проведены надлежащим и качественным образом».
Впрочем, известно, что монгольская сторона не сразу согласилась на подписание протоколов, заявив, что не все пункты их устраивают. Но представители и главы районов настояли на том, что протоколы изменению не подлежит. «Безусловно, общественные слушания по монгольским ГЭС были полезны, хотя бы для того, чтобы монгольская сторона все-таки услышала мнение населения Бурятии. Я очень надеюсь, что они нас услышали, - считает эколог, представитель Бурятского регионального объединения по Байкалу Наталья Тумуреева. - Люди выступают против строительства монгольских ГЭС. Согласно политике Всемирного банка, в этом вопросе должно учитываться мнение коренного населения. И монгольская сторона обязана это учитывать, несмотря на то, что, по их словам, они приехали лишь обсудить техзадание».
Однако прошедшие слушания не обошлись без скандала, когда против общественников Бурятии монгольская сторона выдвинула неожиданные обвинения. «Пользуясь тем, что слушания проводились на родном языке, общественные организации доносили до населения неправильную информацию, - заявил на заключительных слушаниях в Улан-Удэ эксперт по гидроэлектростанциям Монголии Гэндэнсурэнгийн Ендонгомбо. - У общественных организаций было преимущество в том, что они говорят на одном языке и хорошо знают, как завоевать доверие, используя простодушие русского человека. Учтите, что эти преимущества они могут использоваться не только против нас, но и против своей страны».
Представитель монгольской стороны, подчеркнув, что рассчитывает на улучшение «климата» при проведении следующих слушаний, даже рассказал анекдот о том, как русский и монгол поймали рыбу: «Монгол говорит: как делиться будем, поровну или по-братски?»
Острый выпад не остался без реплики министра природных ресурсов Бурятии Юрия Сафьянова, который подчеркнул, что мнение общественных организаций не является мнение правительственных органов. «Формат общественных консультаций позволяет любому жителю Бурятии прийти и высказать собственное мнение», - напомнил глава ведомства.
Как отмечают очевидцы, монгольская делегация так и не смогла ответить на большинство поставленных вопросов, ссылалась на то, что исследования находятся на самой ранней стадии. «На слушаниях в Кабанске, например, выяснилось, что из сорока человек монгольской делегации нет ни одного, кто мог бы ответить на вопросы по проекту ГЭС на Эгийн-гол, чье воздействие также должно учитываться в кумулятивных эффектах строительства монгольских гидроэлектростанций, - сообщил «ФедералПресс» Александр Колотов. - Если такая организационная беспомощность проекта MINIS проявилась уже на стадии общественных слушаний, то страшно представить, как будут организованы сами исследования социально-экологических воздействий монгольских ГЭС. Ведь под их ударом находятся и жители селенгинских и прибайкальских сел, и экосистема Байкала в целом».
Впрочем, в российских правительственных кругах уже не скрывают, что до строительства ГЭС в Монголии не дойдет. «Как будут разворачиваться события - я не знаю, я не ясновидящий, - подчеркнул Сергей Иванов на медиафоруме Общероссийского народного фронта. - Но, исходя из своего опыта, рискну предположить, чем это закончится. Ничем!»
Борис Паливой