В Красноярске обсудили проблемы контроля над загрязнением атмосферы

Mar 16, 2017 22:00


10 марта в Красноярске состоялся круглый стол Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края, посвященный проблемам контроля качества атмосферного воздуха в столице региона.

Мероприятие открыл доклад председателя экологической палаты Александра Колотова об эпопее с приобретением мобильной эколаборатории в Красноярске.



Он напомнил, что такая идея в городском совете возникла еще 3,5 года назад, воплотили ее в конце 2014 года, но с тех пор из-за отсутствия аттестации и нехватки средств лаборатория простаивала в гараже. В этом году ее передали на баланс краевого министерства природных ресурсов и экологии.

Колотов сделал вывод, что одних благих намерений депутатов недостаточно: необходимы четкое планирование и анализ последствий экологически значимых решений. Он отметил, что «волшебной таблетки», способной разом избавить от всех природоохранных проблем, не существует, а действующая в Красноярске система мониторинга состояния воздуха несовершенна.

В частности, как дополнили другие участники круглого стола, система не дает точного представления о причинах формирования опасных концентраций и не охватывает весь спектр веществ, содержащихся в выбросах, что, в свою очередь, не дает возможности оценить долю вреда от конкретных источников загрязнения.

Так, представитель Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Сергей Тазеев сообщил, что в действующей системе не отображаются данные о мелких частицах из нижних слоев атмосферы. При этом городская пыль является накопителем и переносчиком большинства вредных веществ.

Он также обозначил проблему застройки Красноярска, не способствующей рассеиванию выбросов, и вопрос, связанный с дополнительным загрязнением в результате очистки и подсыпки автодорог. Говорил он также об отсутствии работы с населением - информирования и формирования культуры поведения граждан в вопросах защиты окружающей среды (к примеру, нет правил сортировки мусора).

Тему развил сотрудник Института химии и химической технологии ФИЦ КНЦ СО РАН Сергей Михайлюта. Он подчеркнул необходимость исследований воздуха в нижних слоях атмосферы, поскольку данные, полученные с датчиков промышленных труб, «не дают полного представления о том, что происходит внизу».

Михайлюта отметил, что не стоит сбрасывать со счетов и выхлопы автомобилей, которые не только составляют порядка 30% в общем объеме выбросов, но и находятся в непосредственной близости к органам дыхания людей. По его мнению, чтобы система мониторинга воздуха была действенной, она должна отвечать на 3 вопроса: насколько приемлема нынешняя степень загрязнения и как она определяется по стандартам ВОЗ; исходя из чего такая обстановка сложилась - требуется анализировать причины загрязнения; какие мероприятия должны проводиться, чтобы предупредить возникновение опасных уровней загрязнения.

Затем представители крупных промышленных предприятий города выступили с докладами о мерах, которые они принимают для контроля за качеством атмосферного воздуха.

Так, директор по экологии, охране труда и промышленной безопасности «РУСАЛ Красноярск» Александр Белянин сообщил, какой комплекс мероприятий по охране атмосферы осуществляет Красноярский алюминиевый завод, и показал слайды, иллюстрирующие отдельные виды производственного мониторинга.

Доклад о деятельности СГК по охране атмосферного воздуха представил заместитель технического директора по охране окружающей среды СГК Константин Кушнир.

Начиная свое выступление, он констатировал, что у городской общественности есть большой запрос на решение экологических проблем, и очевидно, что всех волнует, какой из источников виноват в сложившейся в городе ситуации с выбросами.

«Вопрос этот зачастую перетекает в область борьбы одних заинтересованных сторон с другими. При этом при обозначении экологических проблем не учитывается высотность различных источников выбросов - это прослеживается только в единичных публикациях, опасность отдельных веществ преувеличивается, в то время как о других веществах не упоминается вообще. К примеру, диоксид азота постоянно у всех на слуху, а о бенз(а)пирене говорят вскользь», - сказал Кушнир.

Энергохолдинг со своей стороны ведет деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в ходе производственного процесса уделяя пристальное внимание вопросам охраны окружающей среды: «Компании за 10 лет удалось по всем станциям существенно снизить выбросы. Сейчас наш суммарный норматив ПДВ установлен на 54 тыс. тонн. Но проблема состоит в том, что объем выбросов и их опасность никак не связаны. И судить об опасности того или иного предприятия по количественным показателям не всегда верно», - отметил Кушнир.

Сейчас, по его словам, в компании вплотную приблизились к технически достижимому уровню снижения производимых выбросов:

«Он достигается за счет того, что оборудование, установленное на ТЭЦ компании, работает с максимальным КПД. По нашим оценкам, мы достигли некоего баланса между экономической целесообразностью и экологической эффективностью».

Эколог Николай Зубов попросил прокомментировать планы СГК по модернизации ТЭЦ-1.

Кушнир пояснил, что компания постоянно вкладывает средства в реконструкцию основного оборудования станции.

«Понятно, что в техническом плане полностью перевооружить ТЭЦ-1 достаточно сложно, так как спроектирована она по старым стандартам. Сейчас в рамках Года экологии мы прорабатываем вопрос о снижении объема ее выбросов. К концу октября - ноября ожидаем конкретных предложений от исполнителей работ по этому направлению. Но здесь важно понимать, что основная наша задача - бесперебойная работа станции. И реконструкцию нужно будет проводить, не нарушая режима работы».

Итог обсуждению подвел директор красноярского филиала Национальной экологической аудиторской палаты Юрий Мальцев.

По его словам, судить о реальном качестве воздуха в том или ином районе Красноярска по-прежнему очень сложно, поскольку действующих постов наблюдения недостаточно и они крайне неравномерно распределены по территории города. И даже датчики на трубах предприятий проблемы не решат.

«Мы дышим не тем, что выбрасывают трубы, а тем, что из этих выбросов сформировалось потом под воздействием рельефа и испарений незамерзающего Енисея. Именно на это и следует обратить внимание», - заключил Мальцев.

ДЕЛА.ru

СГК, воздух, КрАЗ

Previous post Next post
Up