Россия и Монголия планируют создать рабочую группу, которая должна заняться комплексным изучением вопросов, связанных с планируемым строительством в Монголии гидротехнических сооружений на реке Селенга. Такое решение был принято на заседании межправительственной российско-монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), которое состоялось в Улан-Баторе в первых числах декабря.
Министерство природных ресурсов России уже считает достигнутую договоренность прорывом в области решения проблем, связанным с планами строительства двух ГЭС и гидроузла в бассейне реки Селенга. В то же время российские экологи считают путь, когда экологические вопросы решаются на уровне двусторонних переговоров, тупиковым.
«Самое большое разочарование по итогам последнего заседания межправкомиссии, - сообщил «ФедералПресс» российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов, - это целенаправленная приверженность и России, и Монголии решать все трансграничные проблемы сугубо в двухстороннем порядке».
Известный российский эксперт полагает, что итоговые формулировки заседания межправительственной российско-монгольской комиссии неконкретными. «Иногда в итоговом протоколе речь идет о неких «независимых экспертах», - отметил Александр Колотов. - Но кто это и каким образом будет осуществляться их отбор - все это остается за рамками документа и предполагает большие возможности для манипулирования».
В начале второй декады декабря в Улан-Баторе состоялось заседание межправительственной российско-монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Она пришла к выводу о необходимости создания рабочей группы, которая должна заняться комплексным изучением вопросов, связанных с планируемым строительством в Монголии гидротехнических сооружений на водосборной территории реки Селенга.
«Стороны достигли данной договоренности в ходе переговоров главы минприроды России Сергея Донского с министром окружающей среды и туризма Монголии С. Оюунхорол, с вице-премьером Монголии, а также с председателем монгольской части комиссии, вице-премьером Монголии У.Хурэлсухом, - говорится в сообщении Минприроды РФ. - Монгольская сторона предлагает провести дополнительное исследование по оценке влияния проекта строительства ГЭС «Эйгин Гол» на биоразнообразие реки Селенга и озера Байкал с привлечением независимой стороны при участии российских и монгольских специалистов. Консультации экспертов планируется провести в первой половине 2017 года».
Помимо этого, в протоколе отражено согласие сторон обмениваться информацией по оценке воздействия на реке Селенга и озера Байкал возможного строительства ГЭС «Шурэн» и гидротехнических сооружений на реке Орхон. Российская сторона предложила провести консультации экспертов также в первой половине 2017 года. Также монгольская сторона предложила изучить возможность внедрения новых технологий по использованию поверхностных вод в качестве нового источника водоснабжения города Улан-Батор.
Планы строительства гидроэлектростанций Монголии были разработаны еще советские времена, когда институт «Ленгидропроект» подготовил предпроектные обоснования для примерно 25 створов на реках страны. Однако о возможности их реализации почти не говорили. Поэтому появившаяся четыре года информация о намерениях строительства в Монголии двух гидроэлектростанций произвела эффект разорвавшейся бомбы. Проект под названием MINIS предполагал сооружение на основном створе Селенги ГЭС «Шурэн», а также еще одной гидроэлектростанции на ее притоке - реке Орхон. Финансирование этого проекта должен был заняться Всемирный банк. Чуть позже появилась информация о третьем проекте ГЭС, который планировалось возвести на еще одном притоке Селенги - реке Эгийн-Гол, вытекающей из озера Хубсугул. Реализуемый на деньги Экспортно-импортного банка Китайской народной республики этот проект вообще оказался фактически на стадии реализации: госкомпания «Гэчжоуба» даже начала публикацию отчетов о строительстве подъездных путей к гидроэлектростанции.
Активизация строительства ГЭС в Монголии не на шутку напугало российские регионы, непосредственно примыкающие к Байкалу, где в последние годы бьют тревогу по поводу стабильного понижения уровня воды. Слишком многие были убеждены, что массовое строительство гидросооружений в бассейне крупнейшей реки, впадающей в самое глубокое озеро планеты, могло только усугубить положение. Против каскада на Селенге выступили практически все российские экологические организации, которые уверяли, что появление гидроэлектростанций положит конец рыболовно-туристическому бизнесу Монголии, который приносил стране довольно приличные доходы. Но главное, по мнению экологов, заключалась в том, что строительство маломощных гидроэлектростанций не является самым оптимальным вариантом на пути к энергонезависимости. «У Монголии имеется готовых солнечных и ветряных проектов на полгигавата, - сообщил «ФедералПресс» координатор проекта «Реки без границ» Евгений Симонов. - Ее гидропотенциал в тысячу раз меньше ветряного, и в две тысячи раз меньше солнечного. Так что строительство ГЭС само по себе выглядело чудовищно неправильным использованием такого невероятно дефицитного в Монголии ресурса как вода».
До нынешнего года федеральные органы власти не часто высказывались на тему монгольских гидроэлектростанций, хотя глава Минприроды России Сергей Донской неоднократно публично говорил по поводу экологических рисков, связанных с этими проектами. Как ранее отмечал министр, внимание общественности России и Монголии приковано к возможному строительству новых ГЭС на реке Селенга и ее притоках, а также негативным экологическим последствиям. «Очень важно для нас на данный момент проведение объективной взвешенной оценки экологических последствий на окружающую среду и на уникальную экосистему озера Байкал, являющегося объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО», - заявил Сергей Донской.
Впрочем, сообщение об итогах заседания МПК российские экологи встретили довольно скептически. «На мой взгляд, решение всех проблем с трансграничными проектами монгольских ГЭС, угрожающими Байкалу, лежит в приверженности именно международным конвенциям, а не двухсторонним соглашениям, носящими откровенно декларативный характер, - считает Александр Колотов. - Россия и Монголия в свое время подписали и ратифицировали конвенцию о всемирном наследии (а Байкал - уникальный объект всемирного природного наследия) и теперь должны предпринимать все необходимые усилия для ее безусловного соблюдения. Именно об этом в адрес наших стран уже две сессии подряд выпускает своим резолюции комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО - давайте же прислушаемся к их рекомендациям».
ИА «ФедералПресс»