Свинокомплекс в Большой Мурте: особо охраняемый смрад

May 23, 2016 18:34


На сайте «Красноярского рабочего» появился большой репортаж о нашей поездке на свинокомплекс в Большой Мурте, расположенный на особо охраняемой природной территории (ООПТ). Статья так и называется - «Особо охраняемый смрад» (см.ниже). А сегодня этот же вопрос обсуждался в Законодательном собрании Красноярского края на заседании под председательством депутата Артема Черных с участием красноярской природоохранной прокуратуры, Роспотребнадзора, Россельхознадора и крайстройнадзора. Впрочем, представители свинокомплекса на заседание не явились, предпочитая, видимо, встречаться с представителями надзорных органов только в зале суда. Такие встречи наверняка станут чаще - сегодня на совещании было заявлено о подготовке еще одного иска в адрес «особо охраняемого смрада» в Большой Мурте...



ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЙ СМРАД

Деньги -- наши, головная боль -- ваша, -- такова позиция инвесторов крупнейшего свинокомплекса в Красноярском крае, с которой не согласны активисты экологической палаты Гражданской ассамблеи региона.
НЕ МЕЧТАЙТЕ О БОЛЬШОЙ МУРТЕ

Недавно общественники вновь побывали на землях свинокомплекса «Красноярский» в Большемуртинском районе (до этого были там в феврале). И вновь увидели весь зловонный ужас в прудах-накопителях, куда, в дополнение к навозной жиже, сбрасываются и останки животных, сливается кровь после убоя.

По словам председателя палаты Александра Колотова, собраться в путь их заставило обращение жителей Большой Мурты с просьбой проверить, что сделано для исправления ситуации, как вообще обстоят дела с технологическими стоками:

-- Население в тревоге -- скоро лето, природа проснулась, сколько заразы может разлететься вокруг.

«Я исполнил большую мечту -- я приехал в Большую Мурту», -- написал, как  выдохнул, красноярский поэт Николай Ерёмин. Я бы тоже так написала, будь у меня хоть толика поэтического дара -- люблю я этот посёлок, люди там замечательные, природа вокруг дивная, чистый, словно росами омытый простор улиц и переулков, украшенных берёзовыми хороводами.

Надо сказать, что и сами большемуртинцы как-то особенно рьяно любят свою малую родину, при случае обязательно расскажут, что на лето сюда приезжают отовсюду -- есть где искупаться, отдохнуть на природе. И не дальняя даль, всего-то в ста километрах от Красноярска.

Впрочем, сейчас в Большой Мурте пуще всего боятся тепла и восточного ветра, что безжалостно несёт удушливый запах со свинокомплекса --  «новорождённого» сельхозобъекта, строящегося в трёх километрах от посёлка.

-- В такие дни и бельё во дворе боимся сушить, всё пропитывается навозным запахом. А в деревнях Пакуль и Комарово вообще запах такой плотный, что ребятишки, которых возят в школу в райцентр, даже стесняются, «аромат» пропитал всю одежду. Все ходят с больными головами, -- говорит жительница Большой Мурты Анна Ивасина. -- Больше всего жалко маленьких детей, им это здоровье явно не приносит. Прошлым  летом у нас появились полчища мух, крыс, чего раньше никогда не было. Как мы понимаем, наши мучения только начинаются.

-- Нас, жителей районного центра, просто погружают в смрад, -- подхватывает рассказ о мытарствах населения Владлен Новиков. -- Руководство свинокомплекса не хочет слышать мольбу местных жителей, не очень активно стремится исправить ситуацию. Ведь в первую очередь надо было запустить очистные, а затем -- непосредственно производство. В результате некоторые отходы провозят на машинах через центр Большой Мурты до ДРСУ. На протяжении всех 7 километров идёт загрязнение. Раньше за этим местом, за ДРСУ, как мы его называем, всегда грибы собирали, но сейчас здесь глаза режет от аммиачных испарений.

Местный эколог-активист Николай Пацкевич, пожалуй, больше всех досаждает руководству свинокомплекса. Обнаружит нарушение -- сразу фотографирует и выкладывает в сеть. Он и обратился в экологическую палату за помощью. Причём, как человек разумный, не требует ликвидации производства, но настаивает на элементарном соблюдении экологических норм.

-- Мы не против свинокомплекса, понимаем, что это и работа людям, и доходы в районный бюджет. Но слишком высокую цену нам приходится платить за это. В соседнем районе тоже есть довольно крупный свинокомплекс, но построен он по замкнутому циклу, и нет никаких запахов, грязи.

Нарастающие протесты дирекция свинокомплекса воспринимает как происки конкурентов, а выступления прессы называет проплаченными. Кем? Тоже, видимо, соседями. Но вот уже и краевая прокуратура обнаружила немало фактов нарушения законодательства АО «Свинокомплекс «Красноярский», в том числе  необустроенность 2 лагун (прудов-накопителей навозных стоков), незащищённость их лесозащитной полосой (должна быть не менее 10 метров).

А вот как пишут прокуроры о доставке на предприятие убойного скота:

«Автомашины после выгрузки животных не очищаются от навоза и не подвергаются обязательной мойке и дезинфекции в дезопромывочном пункте или на специальной площадке, которая должна располагаться на выезде с территории базы. Мойка транспорта осуществляется на территории автомоечного комплекса пгт. Большая Мурта. В деятельности общества отсутствует производственная лаборатория с химическим, бактериологическим и гистологическим отделениями».

Как говорится, чего же ты наделал...
МИЛЫЙ НАШ ИНВЕСТОР

А начиналось всё красиво и пафосно. Году в 2010-м с крупным инвестпроектом по строительству свинокомплекса на 240 тысяч голов заявились в край томичи -- АО «Сибирская аграрная группа». И уже в мае 2011 было подписано соглашение с краевым правительством, символически «подпёртое» камнем с табличкой на месте будущего гиганта свиноводства.

Для того на окраине Большой Мурты, прямо из вертолёта  высадился солидный десант из всех причастных к этому проекту краевых ВИПов и самих инвесторов. Тогдашний губернатор Лев Кузнецов был особенно воодушевлён, назвав торжественное действо историческим событием для Красноярского края.

Действительно, ничего подобного в нашем сельском хозяйстве не было уже давно. Радостным выглядел и глава района Валерий Вернер, которому в тот день завидовали, пожалуй, руководители соседних территорий. «Оторвать» такой инвестпроект на 5,5 миллиарда рублей, да с обещаниями занять чуть ли не полтыщи работников с заработной платой не ниже 20 тысяч рублей, помочь с  дорогами, поднять 9 населённых пунктов в округе! Где на селе такое видано в наши-то времена!

И сам свинокомплекс мощностью 24 500 тонн свинины в год (между прочим, с замкнутым производственным циклом), комбикормовый цех (считай, новый завод), элеватор по последнему слову сушильной техники, жилые дома для работников, засеянные поля... Ну как было можно в чём-то усомниться!

И потому районная власть вышла к землякам-большемуртинцам на открытые слушания с чистым сердцем. Проголосовали за проект единогласно.

...Как помнится, было уже что-то подобное с ферросплавным заводом. Им  тоже очень гордились в краевом правительстве. А потом вслед за общественниками изменили позицию: не пустим вредное производство на красноярскую землю!

Очень может быть, что закричат теперь и по поводу свинокомплекса. Хотя... где Большая Мурта и где -- Красноярск? Интересно ли кому самочувствие пары десятков тысяч жителей района.



ВЕНИКИ ЗА ЛОСЕЙ И ЛЕБЕДЕЙ

Между прочим, в порыве чувств край и район немало сумняшеся отдали под этакий свиноград земли государственного биологического заказника «Большемуртинский». Как сейчас поясняют в службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, территориально площадки не входят в зоны санитарной охраны водоисточников, санитарно-защитные полосы и в организованные места отдыха населения.

«Согласилась» с присутствием тут животноводческой махины и дирекция по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, в чьём ведении находится земля заповедная. Именно она в в 2012 году разработала и утвердила план совместных действий и мероприятий с АО «Сибирская аграрная группа». Рыдать от умиления хочется над сими документами!

В них значится сохранение природных комплексов и объектов заказника (проведение рейдов и обслуживание фотоловушек), устройство и обновление кормушек, солонцов с минерализованной подкормкой, заготовка и выкладка веников, посев кормовых трав и культур, проведение учётных работ на миграционных путях сибирской косули, массово-разъяснительная работа (проведение экологических акций, установка и обновление информационных аншлагов).

Браво, минприроды! Это всё, что потребовали за, несомненно, ущербную будущность мест обитания редких и исчезающих птиц и зверей, произрастания редких растений? В общем, веник и новый плакат в обмен на спокойствие боровой дичи, плеск лебедя-кликуна и лебедя малого, клёкот журавлей и чудо-вылет чёрного аиста. Да много кого из таёжной живности, пока ещё в обилии обитающей здесь...

Однако пока присутствие на землях заказника свинокомплекса беспокоит не дирекцию, не «природное» министерство, а только экологов-общественников. На очередной запрос экологического инспектора  Александра Колотова о воздействии АО «СК «Красноярский» на объекты заказника Центральная межрайонная специализированная инспекция по ООПТ Красноярского края простодушно так ответила, что проектом комплекса предусмотрено ежегодное образование 267,3 тысячи тонн навозных и загрязнённых стоков, для их размещения предусмотрены 20 открытых прудов-накопителей общим объёмом 232,2 тысячи квадратных метров. Мол, знаем, представляем объёмы, спим спокойно.

Более 4 тысяч гектаров земель сельхозназначения отведены под производственные мощности свинокомплекса -- и всё безвредно, бесследно?  По заверениям специалистов инспекции, нет загрязнения территории заказника за пределами выделенных зон, нет сообщения о проникновении стоков за пределы. А главное для дирекции, самый важный показатель эффективности мероприятий, предусмотренных соглашением, -- увеличение за три года численности бузимо-кантатской группировки кантатской косули на территории заказника. Во как томские инвесторы понравились!

Вообще-то свинокомплекс начал производство лишь в 2015 году, но косуля, видимо, уже ответила активным размножением. Что уж так-то себя министерство не уважает...
НАЧАЛО ТРАВЛИ?

Похоже, повезло лишь косулям. А вот людям значительно меньше. Большая Мурта, деревни Пакуль, Комарово уже страдают от запаха. И это лишь при двух построенных и действующих репродуктивных площадках и 8 лагунах. И представить страшно, что будет при полном цикле, когда все 20  лагун наполнятся зловонной жижей, затем перекачанной на поля...

Травиться люди начнут непременно. При таких-то объёмах свиного навоза, испаряющего сероводород и аммиак. Накопители-лагуны -- самый дешёвый способ «собирания» стоков, но он признан и самым уязвимым, не выполняющим основную функцию -- защиту окружающей среды.

Да, они защищают от возможности попадания в подземные воды навоза, но только в течение первых 3--5 лет. В дальнейшем, как утверждают специалисты, во всех плёночных лагунах возникают пузыри и разрыв плёнки. Оптимальный материал -- высококачественный железобетон. Но кто бы это потребовал с инвесторов, кто бы жёстко поставил условие применения экологически выверенной технологии!

Зоотехники и агрономы ещё со студенческой скамьи знают, что длительное применение органических отходов очистки сточных вод свинарника на территории в 1 гектар насыщенностью в 200 квадратных метров способствует изменению свойств пахотных почв: аномально высокое значение фосфора, тяжёлых металлов, особенно цинка.

Такие почвы по степени загрязнения оцениваются, как близкие к опасным. Всем деревенским известно, что запах из свинарника настолько силён, что гигиенический (защитный) пояс шириной до одного километра и больше от населённого пункта оказывается порой недостаточным.

Однако Роспотребнадзор, служба по ветеринарному надзору, государственная экологическая экспертиза дали проекту «добро». О людях не вспомнили, не подумали. Да и тот факт, что очистные сооружения до сих пор не введены, а производство уже началось, никого особенно не напрягло. По крайней мере, те высокоответственные лица, что торжествовали при закладке камня и старте строительства, сейчас голоса не подают. Один лишь Александр Колотов, как общественный экологический инспектор Красноярского края, рассылает в ведомства письма, требует ответов и проверок, конфликтует с представителями свинокомплекса.

Ну а что же инвестор? Да нормальный такой инвестор, если и наглеет, недоделывает что-то по проекту, то ровно настолько, насколько ему позволяет власть. И чаяния населения для него, как мне кажется, -- нечто далёкое. Но на то нам власти и даны, чтобы требовать и добиваться исполнения всех обязательств и обещаний.

Для Александра Колотова это вопрос принципиальный:

-- Внутри экологического сообщества не стихает дискуссия -- можно ли вообще возводить такие крупные свинокомплексы, и как это соответствует  концепции устойчивого развития территорий?

...Выбираясь к машине, стоящей на трассе, мне тоже хотелось  устойчивости -- по разъезженной, размытой дороге в поисках земной тверди участники экологического рейда прыгали, как по болотным кочкам.

На обратном пути Александр Анатольевич продолжал недоумевать:

-- Мне непонятно, почему свинокомплекс запускается очередями, причём не в той последовательности, что обеспечивает замкнутый производственный цикл, как было по проекту. И почему очистные лагуны не были доделаны до конца, а производство уже запустили. Показательно, что с 2015 года, как всё тут заработало, сразу пошли жалобы от населения. Ещё не даёт покоя вопрос -- как масштабный свинокомплекс можно было расположить чуть ли не в центре особо охраняемой природной территории.

В Большой Мурте сформировалась боевая группа общественников, неравнодушных граждан, которые добиваются справедливости. Но хватит ли этого для исправления ситуации?

...Как стало ясно из краткого общения с представителями свинокомплекса, тут же примчавшихся на автомобилях к лагунам, которые осматривали экологи и журналисты, досадуют они на общественников и местных активистов изрядно. Строго так вопрошали, почему на чужих землях топчемся, хотя ничего там не огорожено, никаких оград и преград на пути к огромным ямам.

Вокруг лагун работали в тот момент трактора. Одна из них была пуста, всё содержимое выкачали на поля. В другой колыхалось вонючее «море».

«Положительные подвижки есть, но до полного порядка далеко», -- заключили экологи. А большемуртинцы, кажется, больше радовались дождику, пусть, и с градинами -- любая непогодь теперь лучше ветра.

Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ

свинокомплекс, ООПТ

Previous post Next post
Up