Кольский Транс 4. Ещё немного Умбы и в путь.

Jan 24, 2022 18:00


Начало. 

Предыдущая часть.

18.08.2021 г. День второй.

Утро хмурилось и готовилось расплакаться дождиком, но увидев, как Юля, размахивая полотенцем, бежит к морю купаться, на время забыло про слёзы. Недоверчиво провело по воде ветряным пальчиком - всё правильно, холодная, градусов 10, не больше. Но Юлю мог бы сейчас остановить разве что толстый слой льда. Она непременно хотела обняться с Белым морем. А потом, ещё и с Баренцевым. И таким образом, объять весь Кольский полуостров. Женщины... им лишь бы пообниматься. Распугав сиянием восторженной улыбки медуз, Юля распростёрлась в прозрачной воде, удивив до икоты всплывшего неподалёку тюленя.



Гладкие Скалы. Губа Малая Пирья.





Губа Малая Пирья.



Губа Малая Пирья.

Я же, глядя на сгущающиеся тучи, подумал, что намокнуть сегодня в любом случае придётся. Нет смысла делать это заранее.

С юга Гладкие Скалы ограничивает забор военной части. На плоской скальной плите рядом есть ровная белая полоса, уходящая прямо в воду. Альтернативные историки наверняка увидели бы в ней остатки древнего Гиперборейского шоссе, НЛОлоги - взлётную полосу для подводно-космических аппаратов, эзотерики - символический путь в бездну или из неё. Геологи, устало вздохнув, начали бы в сотый раз рассказывать им всем про особенности кристаллизации магматических пород... Но кому нужны эти скучные научные объяснения, когда есть воображение, а Кольская земля так щедра на будоражащие его объекты.



Гладкие Скалы. Губа Малая Пирья.



Гладкие Скалы. Губа Малая Пирья.

Что ж, «Прощайте Гладкие Скалы, на подвиг отчизна зовёт!...»



Умба. Гладкие Скалы.

Для полноты картины сходили посмотреть на Большую Пирью губу. Выход к воде нашелся не сразу, вдоль берега в лесу сомкнутым строем стоят коттеджи.



Губа Большая Пирья.



Губа Большая Пирья.



Губа Большая Пирья.



Губа Большая Пирья.

Быстрый завтрак в Кулинарии и по музеям. Первым по курсу - «Музей Поморского Быта».



Умба. Музей Поморского быта.

Экспозиция небольшая, но хорошо организована. Одежда, утварь, интерьер поморской избы. Особенно интересно выглядит традиционная обувь, явно позаимствованная у саамов. Слева тапочки из оленьего меха - каньги, справа поморские берцы - пьексы.



Поморская обувь.

Загнутые носы, кстати, не просто дань моде, они нужны, чтобы лыжи с ног не слетали. А каньги вообще потрясающе удобная и тёплая обувка, у нас ещё будет возможность познакомиться с ней поближе. В общем, музей весьма интересный, но без экскурсии информации чуток не хватило.

Пока знакомились с поморским бытом, пошёл дождь. По прогнозу - надолго, так что пришлось одеваться. В связи с предстоящим плаванием, мы решили отказаться от надёжных, но громоздких дождевиков в пользу лёгких ВВЗ (ветровлагозащитных) костюмов. Показалось, что тонуть в них будет удобнее.



Умба. Музей Поморского быта.

«Музей Камня» разные карты помещают в разных местах, так что найти его это своеобразный квест. Нам он открылся на Беломорской 1Б, в здании школы №1. Экспозиция полностью соответствует названию. Много-много камней. Не только местных, из других стран тоже. Я надеялся посмотреть, как снаружи выглядят камни, в которых прячутся кристаллические друзы, чтобы научиться их распознавать, но большинство представленных кристаллов были уже лишены неприглядной оболочки.



Умба. Музей Камня.

После Каменного музея сопротивляться Зову Дороги стало невмоготу. Умба-Умбой, но не о ней мы грезили в часы уединения. Тайга манила со страшной силой. Выбрав кратчайшую траекторию, чуть не бегом помчались на выход из посёлка. На прощание Умба показала ещё парочку своих достопримечательностей.



Умба.



Умба. Улица Кирова.

Улицу Кирова или Кировку по-домашнему, только что отремонтировали. Новенький дощатый настил благоухал свежим деревом. Ходить по деревянному тротуару - это совершенно особое ощущение. Шагаешь по улице, но чувствуешь себя, как бы дома...

Не удержавшись, мы выразили своё восхищение местной жительнице, однако, та высказалась о результатах ремонта неожиданно негативно. По её словам, знаменитая деревянная улица раньше выглядела гораздо лучше. Намного шире, а по обочинам росли большие деревья, которые спилили в процессе ремонта. На наш взгляд, деревянный тротуар и сейчас смотрится круто, но вот фонари в стиле хайтек, с которых ещё даже не сняли упаковочную плёнку, и обшитые разноцветным пластиком дома сочетаются с ним не очень.

Ещё одна редкая для советского градостроения особенность - в Умбе нет улицы Ленина. Личных топонимов удостоились только товарищ Киров и Феликс Эдмундович. В честь последнего, кстати, даже хотели назвать весь посёлок.

Ну вот и последние домики, промзона, заправка… Мы обернулись попрощаться с Умбой, она игриво прыснула в лица холодным дождиком. Наверное, просила передать привет Териберке.



Трасса 47К-010 Кандалакша-Умба.

Ещё пара километров по шоссе и заветный поворот на дорогу Умба-Кировск. В попавшихся мне на глаза видеороликах эта дорога представала, в основном, в видео разрушенных мостов, бродов и чуть не километровых луж, в которых, урча как довольные гиппопотамы, плескались внедорожники. Поэтому уходящий в лес широкий грейдер вызвал некое недоумение.



Дорога Умба-Кировск.

Ещё большее недоумение вызвало довольно оживлённое движение, ибо карты утверждали, что жилых деревень впереди нет, кроме крошечных Медвежки и Погоста. А когда мимо проехали автокран и грузовик со стройматериалами, во мне зародились нехорошие опасения. Вдруг слухи о том, что эту дорогу собираются восстанавливать правдивы и мы опоздали. Вместо романтической прогулки сквозь дикую тайгу, придётся 200 км топать по стройплощадке?

От тревожных мыслей отвлекли грибы. Белые и подосиновики целыми компаниями стояли в придорожных канавах. А некоторые вылезали прямо на обочину и голосовали проезжающим машинам. Пришлось подбросить. Сумка-набирка стала быстро заполняться.



Дорога пошла параллельно, но на некотором расстоянии от реки Умбы, которая образует здесь широкий разлив - Медвежье Плесо. На карте Генштаба в скобочках написано ещё Лебяжье Плесо. Непонятно, то ли так называется часть озера, то ли это старое название. (Прямо как в песне - «Раньше здесь жили лебеди, а теперь медведи!»). К берегу есть несколько подъездов со стоянками и пляжиками, пригодными для спуска на воду лодок.



Река Умба. Медвежье Плесо.



Река Умба. Медвежье Плесо.

Наконец-то вокруг тайга! Тихо шепчутся с мелким дождиком вековые сосны. Мохнатые валуны пасутся в черничнике, зарывшись седыми мордами в мох. Сквозь кисею стволов и веток проступают очертания дома с замшелой крышей… Нет, это тоже валун. Гигантский и удивительно правильных очертаний. Эх, где вы - искатели Гипербореи? А вот саамы наверняка считали его сейдом - обиталищем Лесного Духа.



Мы восхищённо таращимся по сторонам, время от времени ныряя в канавы за очередным белым. Лес очень красив. Но, что-то не так. Мне казалось, тайга должна быть более дремучей, деревья выше и толще. Наверное, просто завысил ожидания или… Этот вопрос ещё предстоит разъяснить.

На седьмом километре грейдера поворот на деревню Погост. Это тот самый Воскресенский Погост откуда, по сути, началась Умба. Именно это место, в действительности может считаться старейшим поморским поселением на Терском Берегу. Но сейчас ничто не напоминает тут о старине - типичный дачный посёлок. Только невысокая гора Погост на горизонте, да реки - Умба, Вяла и Ругоручей (Рума), которые сливаются тут вместе, образуя причудливую вязь, выглядят верно так же, как и полтысячелетия назад во времена первых поселенцев.



Деревня Погост.



Деревня Погост. Река Умба.



Деревня Погост. Река Умба. На горизонте гора Погост.

В кустах у развилки родник. На Кольском нет нужды таскать с собой воду, на каждом шагу озёра, речки и пить можно практически из любой лужи. Но ключевая водичка оказалась столь вкусна и прозрачна, что бутылочку всё-таки набрали. Не подозревая, как нас это выручит...



После моста через Ругоручей дорога вплотную подошла к берегу реки Вялы.



Дорога Умба-Кировск. Мост через Ругоручей.



Река Вяла.



Река Вяла.

В радостном предвкушении пошли знакомиться с таёжной речкой, вдоль которой предстояло идти ближайшие пару дней. Радость, однако, быстро померкла. От берега неожиданно сильно тянуло тухляком. В прибрежных кустах валялись сотни рыбьих тушек со вспоротыми животами. Очевидно, добытчиков интересовала только икра.



Река Вяла.

Неприятное зрелище. Снедаемые чувством досады и стыда за варварство соплеменников, хотели было идти дальше, когда заметили, что некоторые камни в воде движутся.



Река Вяла.



Река Вяла. Нерест горбуши.

Горбушу называют так за горб, отрастающий у самцов в период нереста. Вот эти-то горбы, увенчанные, как флажками, небольшими плавниками с белой каймой, во множестве торчали над водой и стремительно скользили по перекатам.

Глазам не верилось. Мы много раз видели нерест лосося в фильмах про животных, и всё равно оказались не готовы к этому зрелищу в реальности. Сотни или даже тысячи здоровенных рыбин мечутся на мелководье, прямо под ногами, не обращая на тебя никакого внимания. Это ошеломляет, завораживает и наполняет необъяснимым восторгом! Позабыв про вонь и дождь, мы долго сидели на берегу, любуясь зрелищем.

По реке, меж тем, подтверждая китайскую пословицу, периодически проплывали трупы... Правда не наших врагов, а ни в чём не повинных рыб. Это означало - в воде есть трупный яд и для питья она не пригодна. Неожиданная проблема. В душе шевельнулось неприятное предчувствие, но я отогнал его, рассудив, что идти нам вверх по течению, да и речек тут навалом, где-то же эта рыбная бойня закончится...

Однако, день клонился к вечеру, а ночевать в компании рыбьих трупов не хотелось. Двинулись дальше.



Дорога Умба-Кировск.

Немного не доходя речки Укко заметили уходящую влево неприметную грунтовку. Свежих следов на ней не было, что давало надежду на уединение.

С одной стороны к дороге подступила гарь, превратив её в сюрреалистичную границу между жизнью и смертью.



Скоро послышался шум воды и колея вышла на высокий речной берег. Тут нашлось место под палатку, кострище и даже полусгнивший столик, привалившийся к большому валуну. Но, главное, шикарный вид и источник воды. Правда, к виду прилагалось изрядное количеством мошки и наслаждаться им пришлось сквозь сетку накомарника.



Река Укко.

Я спустился к реке помыть грибы на ужин и почувствовал явственный гнилостный запах. Пахло уже не от трупов в кустах, а от самой воды. Животы нескольких дохлых рыбин белели в плетях речной травы поблизости. Неприятный сюрприз. На сегодня воды из родника хватит, а вот завтра придётся пить эту.



Река Укко.

Дождик, с небольшими перерывами ливший весь день, к вечеру всё-таки кончился. Однако, промочил, в итоге, всё. По влагозащите костюмчики оказались существенно слабее дождевиков. Под вечер случилась и ещё одна мелкая неприятность - у моего рюкзака лопнула пряжка поясника. Но это всё ерунда, главное - есть грибы!

В Ленобласти (по крайней мере, на Карельском перешейке) к моменту нашего отъезда они так и не пошли. Как с этим на Кольском было неизвестно. Так что, мы всё же вняли Голосу Разума и взяли с собой небольшой запас продуктов - 3 л круп, 700 мл масла ги, немного сушёного мяса, морковки и лука. Круп должно было хватить нам двоим на 12 приёмов пищи, т.е., на 6 дней. До Ревды, по прикидкам, идти две недели, так что грибочки были весьма кстати.



Первая ночёвка на маршруте всегда кажется особенной. Спокойствие дремучего леса ощущается особо, по сравнению с недавней городской суетой. Все проблемы и волнения скрываются за горизонтом. Впереди только лес, дорога и мы. Предстоящий долгий путь разворачивается перед мысленным взором, как ковровая дорожка в Страну Чудес, наполняя душу радостью предвкушения. Уютный кокон палатки останавливает дождь и вездесущих комаров всего в нескольких сантиметрах от лица, сохраняя чувство вовлечённости и единения с окружающим миром. Я закрыл глаза, желая подольше насладиться этим ощущением, но тридцать пройденных километров и убаюкивающее бормотание речки быстро отправили меня в царство Морфея.



Второй день.

Продолжение.

пеший поход, Умба, Мурманская область, нерест горбуши, дорога Умба-Кировск

Previous post Next post
Up