Вечно бабское в поэзии

Feb 02, 2024 11:20

У Цветаевой в "Попытке ревности" лирическая героиня сравнивает себя с Лилит. Сравнение идёт в контексте самовозвеличивания; чуть выше героиня и государыня, и мраморная глыба, короче, существо высшего порядка в отличие от той, другой, "гипсовой трухи", к которой ушёл мужчина. Как живется вам с стотысячной - Вам, познавшему Лилит!

О том, что пафос неудержимо скатывается в бабскую истерику: он меня променял на сучку крашену! - говорить не будем, это и так очевидно. Занятно другое: полная несостоятельность аналогии. Лилит - всесильная соблазнительница, покорительница мужских сердец, демон похоти. От таких не уходят (в то время как лирическую героиню явно бросили). Наоборот, это она ушла от своего мужа Адама, это Адам бегал за ней и жаловался в партком Всевышнему.

Выходит, Цветаева несколько опростоволосилась? Может, да, а может, и не совсем, ибо у Лилит есть и другая ипостась - детоубийцы. Если отождествить автора и лирическую героиню, то да - в этом плане она почти Лилит. Почти, ибо Лилит убивала чужих детей, а Цветаева угробила собственную дочь Ирину. Вряд ли, конечно, Цветаева имела в виду именно эту ипостась мифологического образа, но подсознание любит делать своё дело без участия автора.
Previous post Next post
Up