После прогулки по Карачеву аа13_99 продолжил изучение Орловщины.
Если б не отмена дизель-поезда, отходившего от Орла в 13:45, произошедшая осенью 2022 года, тогда бы Орловский автовокзал мне не понадобился.
Билет на автобус.
К седьмой платформе подошёл белый пазик. Началась посадка. Ему предстояло следовать в самое место зарождения красных зорей, через которое пролегает Верховско-Елецкая однопутка.
Началась автодорога, ведущая в Новосильский городок. Она сопровождалась заснеженными степями и чугунной нитью, идущей от столицы Орловщины. Состояние этой автодороги способствовало расслаблению мышц и погружению в дрёму. Я уронил на пол свою шапку. Снять её меня вынудила салонная теплота. Причиной её было отсутствие сифона в задней двери и окнах. Даже пришлось расстегнуться. Ещё за теплоту в салоне отвечал бензиновый движок пазика. На всём протяжении пути он же выполнял функцию аудиосистемы. Кто-то из пассажиров чуть не проехал свою остановку. Из-за этого водиле пришлось проверять тормозную систему.
После станции Благодатная пазик свернул направо. До Залегощи он шёл с заездом в такие населённые пункты, как: Сетуха и Лески. Автодорога, идущая через них, выполняет функцию танкодрома и служит средством для передвижения гусеничных тракторов, комбайнов и большегрузов. После недолгой стоянки возле вокзала станции Залегощь салон автобуса смог освободиться. В скором времени я очутился на Верховской привокзальной.
Привокзальная площадь.
Верховье - это узловая железнодорожная станция примыкающих тепловозных однопуток, таких как: Орёл - Верховье, Верховье - Елец и Верховье - Мармыжи. Расположена она в 87-ми километрах от столицы Орловщины в одноимённом
ПГТ.
Привокзальная площадь.
На этой станции есть локомотивное и вагонное депо, закрытое в 2009 году. Когда-то здесь была база запаса министерства путей сообщения, расформированная в 1997 году. На ней содержалось порядка 50-ти единиц паровозов и тепловозов. К сожалению, всё это было порезано на металл.
Первое упоминание о данном населённом пункте в архивных источниках относится к 1815-1817 годам. Толчком к его развитию послужило строительство железной дороги Орёл - Елец, которое началось в 1863 году и закончилось в 1868.
Станция Верховье. Московская ж. д.
Название Верховье происходит от слова Верх, то есть верх реки, исток, начало. Так как данный посёлок примыкает к истокам реки Труды (Труцкое Верховье), так называлась местность и раскинувшийся на ней населённый пункт. Со временем слово Труцкое отпало, и посёлку досталось название Верховье, а речке - Труды.
Вокзал станции Верховье.
В 1871 году от Верховья до Ливен была проложена первая в России узкоколейка. В 1898 году её перешили на стандартную колею.
Историческая табличка, размещённая на стене вокзала.
В нулевых, согласно архивам расписаний, Верховский узел процветал. Между станциями Орёл и Верховье курсировало три пары. На Елец и на Ливны их было две. Имелась и одна пара, курсировавшая до Мармыжей. Все пригородные поезда на данном направлении в те светлые времена были в составе зелёных вагончиков, которые водили труженики-локомотивы. Но в смутных десятых всё это ушло в небытие.
Расписание движения пригорода по станции Верховье. Март 2023 года.
В пригородной кассе я взял билетик.
Билетик.
В ходе ожидания дизель-поезда, возвращавшегося из Ливен, неожиданно появился боинг. Прицепившись к товарняку, стоявшему на одном из путей, и дождавшись разрешающего сигнала светофора, он сделал дымовую завесу, наполненную ароматом дизельной гари.
По Моховой салон двухвагонной РА3 начал наполняться пассажирами. В ходе Ливенской волны свободных мест вообще не было.
Станция Лужки-Орловские. Московская ж. д. Вид в сторону Арбузово.
Сменив рабочую кабину по станции Лужки-Орловские, РА3 доставила меня до станции Орёл. Там её ждала другая РА3, пришедшая из столицы Брянщины. По прибытию ЭД4, следовавшей из столицы Соловьиного края, из сердца России пришла последняя ласточка. В ней я ехал до столицы меловых холмов.