ИТАЛЬЯНСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.И. СУРИКОВА
Приглашают Вас на лекцию и мастер-класс
преподавателя живописи Академии художеств Брера (Милан)
ДЖАНКАРЛО ВЕНУТО
«Техника работы с фреской в древнеримскую эпоху
и ее исторические знаки
на пути от прошлого к настоящему»
Ждем Вас 7 апреля в 12 часов
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
по адресу: улица Пречистенка, 21
Будет интересно!
ЭКСПЕРИМЕНТ И ИСКУССТВО ЦИТАТЫ
Джан Карло Венуто, художник - эклектик, родился в 1951 году в городе Кодройпо, но живет и работает между Гориццо ди Камино аль Тальяменто и Миланом, где преподает искусство росписи в Академии художеств Брера. В 1977 году он получает диплом в Академии Изящных искусств Венеции. С самого раннего периода творчества он много выставляется, и практически сразу к нему приходит признание и весомая оценка со стороны специалистов - ему предлагается стипендия на участие в престижнейшей Коллективной Выставке Произведений Bevilacqua La Masa, соответствующей названию Исторической Галереи Венеции, а также участие в X Национальной Квадриeннале Искусств в Риме. Затем следуют персональные выставки и участие в групповых экспозициях по всему миру. Джан Карло Венуто начинает карьеру преподавателя в институте искусств Удине, выпускником которого становится сам, чтобы потом возвратиться в Венецию в качестве ассистента на кафедру Живописи и художественной анатомии Венецианской Академии изящных искусств, а впоследствии становится там доцентом кафедры Росписи. В Венеции он работает на протяжении 10 лет: в середине 90-х годов Венуто выигрывает конкурс на место в Академии Альбертина в Турине на кафедру Реставрации и росписи, и в это же время преподает в Школе Мозаики в городе Фриули ди Спилимберго. С 1999 года он преподает в Академии Брера. Его работы занимают места в частных коллекциях, как в Италии, так и за рубежом; в области Фриули - Венеция - Джулия в городе Удине его работы представлены в Галерее современного искусства, в Университете и в здании Торговой Палаты; в Городском музее г. Порденоне и в Европейском музее мы встретим его мозаики. Огромную мозаику и фреску можно увидеть при входе в дом престарелых Даниэле Моро ди Кодройпо; две большие мозаики находятся в приходе церкви Лутиццо. В настоящий момент проходит выставка Джан Карло Венуо совместно с его супругой, также художницей, Соней Сквиллачи, в Галерее Искусств Колусса в городе Удине.
Джан Карло, расскажите, как родился Ваш интерес с живописи?
Страсть к рисованию я ощущал уже с младенчества. Я был первым ребенком из семи братьев в семье, и моя мать, чтоб я вел себя хорошо, давала мне пастели и краски, которыми я «писал», например, наш дом. В школе предмет, который меня увлекал более всего, было рисование. В 12 лет я начал работать подмастерьем у плотников при похоронном бюро Доменико Тубаро. Мне повезло: Ренцо, сын Доменико Тубаро, стал для меня первым наставником, научив меня технике живописи «по-влажному», то есть старой доброй фреске. Эти уникальные отношения между учеником и маэстро сохранялись между нами и в последующие годы, и мы продолжали общаться вплоть до его последних дней. Потом я был зачислен в Академию в Венеции и повстречал других учителей, таких как Цотти, Ведова, Баччи, Морандис, Сантомазо - и это только малая часть имен, которые я могу перечислить; я также тесно общался с критиками и историками, среди которых - Арган, Аполлонио, Даль Кантон, Дель Аньезе, Франкаланчи, Сгарби. Таким образом, мое творчество, которое происходит скорее от абстрактно - информативного взгляда на вещи, находит свое русло.
Направление, в котором Вы работаете, начиная с 80-х годов, можно назвать искусством цитирования?
Эта тенденция охватывает все тематики раннего 16 века, основными представителями которого были маньеристы - среди итальянцев это Понтормо, Пармиджанино, Корреджо, и все эти темы были еще тогда оценены. Искусство цитаты предлагает сегодня взгляд другими глазами, то есть через новое, современное восприятие, на античные предметы или античные темы, которые всегда живы и востребованы. Я думаю, что в искусстве смысла индивидуального языка не существует, но всегда существует цитата, только более или менее выраженная. Смысл выливается наружу разными ручейками, и именно в этом маньеристы могут считаться крайне «модерновыми». Произведение искусства рассматривается как определяющее, но не окончательное: и потому оно всегда оставляет открытым путь для новых исследований и исследований себя, и, следовательно, беспрерывного развития. Заниматься искусством всегда подразумевало говорить об искусстве и о его истории.
Джан Карло Венуто показывает мне свое творение, относящиеся к этому периоду творчества. Название Natura morta (Натюрморт), это масштабное произведение, интерпретирующее знаменитую Тайную Вечерю Леонардо. Цитата здесь совершенно очевидная, но сама работа не является копией, онa представляет собой попытку заставить уживаться вместе современное восприятие и шедевр, созданный далеко во времени: это интерпретация, из которой берет начало что-то никогда ранее не существовавшее и крайне оригинальное.
На данном этапе творчества Вы занимаетесь другим проектом, который тоже имеет отношение к сакральной тематике?
Здесь речь идет о группе из трех фресок для одной современной церкви, которая находится в Курно, в провинции Бергамо. Это непростая работа, которую я веду уже более года, постоянно и напряженно приходится перерабатывать и дорабатывать детали в связи с заданным тематическим материалом и местонахождением объекта. Здесь есть реминисценция, отсылка, если угодно - цитата, даже если она не настолько очевидная на первый взгляд: в той части, где располагается самая большая фреска, изображено небо, такой вот Земной Рай, из которого падают лепестки и тычинки; они отсылают к произведению Лотто, маньеристу, работавшему в 16 веке, кстати, именно в Бергамо. Эти отлетающие элементы цветка соединяют божественное начало с человеческим бытием.
Альберто Буккаро