Искусство как путь от временного к вечному

Jun 25, 2015 17:30

Вопрос о смысле жизни, быть может,
никогда не ставился более резко, чем в
настоящие дни обнажения мирового зла и
бессмыслицы
Князь Евгений Трубецкой

Каждый человек хотя бы один раз в жизни встречается с «временем
вечности». Не судите сразу автора этих строк за столь необычную и, на первый взгляд, противоречивую формулировку. Позвольте сначала объясниться.
Все мы знакомы с бытовым временем, с тем обычным временем, которое,
подобно стержню нашей жизни, «нанизывает» на свои стрелки день за днем и год за годом,и никто из людей не в силах изменить его ход, который в конечном итоге обращается в ход, в поступь истории. Будущее мгновение, «преодолев один вздох» настоящего, становится прошлым. И в этой череде дней и лет мы можем забыть о главном. Но наш Создатель обязательно показывает каждому человеку, дает ему почувствовать иное время, непреходящее, которое пробивается сквозь пелену и туман века сего, его суеты и пустоты лучами - Слова Божия, Образа Божия, света от лампады или тихого церковного пения, дыхания природы или прекрасного взора младенца...Каждый человек может вспомнить такие «встречи» с Богом, казалось бы, в самых неожиданных местах и в самые неожиданные моменты, но именно тогда душа и чувствует настоящее счастье и вспоминает свое Небесное Отечество.

Многие люди, особенно нашего времени, обращаются к Богу через
христианское искусство. Несомненно, в подлинном, каноничном церковном
художестве как самим авторам, так и зрителям, лучше сказать, молящимся,
открывается в меру способности увидеть - Правда Божия воплощенная на земле.
Мы увидим, какими сложными путями Промысел Божий видит людей к «времени вечности». Перед нами две судьбы молодых современных художников Алексея Жучкова и Светланы Темчук - два пути: к ответственности и профессионализму, к творческой гармонии и религиозному искусству, к искренней вер, в конечном счете, друг к другу, к Богу, полнота Которого и есть конечная цель жизни каждого.
Я думаю, очень значительную роль в жизни молодых художников сыг-
рая Учитель. Профессора Евгения Николаевича Максимова не только Алек-
сей н Светлана, но, вероятно, очень многие монументалисты назовут своим
Учителем с большой буквы, потому что ничто не может быть важнее и дороже для художника, начинающего свой путь, чем профессиональные советы, внимательные обсуждения работ, передача опыта, забота, наставления и сердечное участие в Жизни каждого ученика. Вероятно, в судьбе художника (в большей степени, чем, например, математика) талантливый и мудрый педагог может сыграть ключевую роль. В изобразительном искусстве, история которого насчитывает уже не одно тысячелетие, так сложно бывает найти свой путь, так необходим авторитетный и добрый наставник, который увидит в ранних опытах зерно будущих достижений, поверит в ученика.
В 2007 году была основана мастерская «Апостол» над самыми
разнообразными заказами, в первую очередь, конечно, относящимися к
оформлению интерьеров и экстерьеров храмов, часовен и других архитектурных сооружений. Алексей и Светлана работают очень напряженно. Принимая заказ, они глубоко вникают и погружаются в тематику, иконографические особенности, канонические черты тех произведений, которые собираются создавать. Образование, приобретенный опыт, способность прислушиваться к советам педагогов (что не часто можно встретить в нынешний гордый век) и стремление к самосовершенствованию, как профессиональному,так и духовному, позволяют молодым художникам реализовывать самые разные замыслы и проекты -как создавать целые программы росписи храмов, так и оформлять отдельные части собора или церкви, когда неизбежно не только сама архитектура, но и уже существующие изображения определяют стиль и манеру новых, а также заниматься реставрацией старинных произведений или написанием икон,
Важно отметить, что художники находятся в постоянном поиске новых
форм работы, в творческом горении. При том, что специфика церковного искусства располагает к уединению его создателей, и работа над духовными
образами, в самом деле, требует некоторой отрешенности от мира, душевной и творческой сосредоточенности, это не засушило души молодых художников, не породило ни холодной отстраненности от людей, ни снобизма. Светлана и Алексей гостеприимно принимают в своей мастерской, организуют встречи с детьми п взрослыми, интересующимися церковным искусством, устраивают выставки своих произведений, не перестают обращаться и к светским жанрам живописи, таким как натюрморт или портрет. Они понимают, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство и что создают религиозные образы они не для себя, а для всей полноты Церкви, для людей. А человека нужно уметь увидеть, услышать, научиться любить... В разнообразии художественных форм и задач Жучкова и Темчук выявляются основополагающие для них пути, стили,и на этом хотелось бы остановиться более подробно.
В настоящее время в России, особенно в пределах Москвы и Московской области, восстанавливаются и строятся многие храмы. В большинстве
случаев классицистическое или барочное решение этих зданий, часто относящихся к ХVIII или ХІХ векам, даже если приходится полностью строить
церковь заново по фотографиям или иным историческим источникам, как
правило, и определяет выбор художников в пользу академической стилистики ее росписи. Также этот выбор может быть сделан священноначалием, с
которым, естественно, всегда должен быть согласован проект оформления
храма, и, в конечном итоге, обычно таким оказывается предпочтение паствы, людей, в большинстве своем не имеющих непосредственного отношения к искусству, но в любом случае, даже если это не проговаривается вслух как правило, ожидающих образов узнаваемых, привычных, понятных, я бы даже сказала, близких к реалиям и реализму как направлению в культуре. В светском искусстве это назвали бы поиском жизнеспособных образов, а я сказала бы больше - образов, ситуаций, которые похожи на самих зрителей, обывателей и на их жизнь... И с этим выбором приходится считаться - даже в церковном искусстве, хотя в намного меньшей степени - как с жизненным фактом, но и в рамках этого выбора можно стремится проводить собственную, иную линию. В то же время, на мой взгляд, Светлане и Алексею удается в тех случаях, когда это возможно (когда они предлагают программу росписи абсолютно нового храма, или в том случае, когда архитектура относится,например к, неовизантийскому или неорусскому стилям), осуществлять иную стилистическую программу. Ведь не только зрители, верующие, даже не только священнослужители определяют язык и стиль церковных мастеров, -
сами авторы, конечно, не все, но самые самостоятельные, последовательны и яркие, воспитывают художественный вкус, а через него в какой-то мере и духовное видение христиан и тех, кому еще предстоит прийти к Богу. Тот стиль в церковном художестве, который мы называем византииским и в котором также работают Светлана и Алексей, суть стиль, максимально полно
отражающий и развивающий в условиях современного русского искусства
высокие достижения, как правило, двух этапов: ранневизантийското периода
(VI-VII вв.), и - главным образом - периода т.н. Палеологовского Ренессанса(XIII-XV вв.) средневекового времени. Напомним, что определение в искусствознании географических границ академического понятия «византийское искусство» представляет значительные трудности, поскольку в это понятие включают как собственно произведения искусства Византийской империи, так и памятники, созданные на территории Италии, Малой Азии, работы мастеров Сицилии, храмы Армении и Грузии, фрески церквей Сербии, произведения итало-критской школы и памятники Древней Руси. В этой связи, обобщенно определить художественные особенности византийского искусства и этого стиля практически невозможно, ведь каждый период развития художественной культуры на территории самой Византии, а уж тем более в странах, где ощущается художественное влияние ее мастеров имеет свои исторические и стилистические особенности. Тем не менее, думаю, можно
сделать такой общий вывод: византийский стиль, по крайней мере, на русской почве сложнее воспринимать и сложнее воспроизводить, ведь он не
близок к светской русской живописи, не жизнеспособен. Зато лучшие его
проявления воплощают настоящую духовную силу и гармонию в своей условности и участь не останавливаться на внешнем декоре, а видеть внутреннюю красоту; учат вглядываться в красоту линии, в такую высокую простоту
и экспрессию которую я бы назвала, обращаясь к словам молитвы, «страстью бесстрастную», он исполнен свободы от всего случайного и временного... И замечательно, что молодые художники приверженны византийскому стилю и воплощают его достижения в наши дни.

Не будем забывать и том, что христианское художественное наследие
Необыкновенно богато, и по мере духовного развития, я уверена, все свободнее будет и художественный язык Светланы и Алексея, все свободнее будет
их выбор источника, откуда они черпают вдохновение и стилистические решения. Так, на наших глазах, в тяжелом труде иконописца и монументалиста рождается главное - свобода в рамках Канона. Каким же становится и должен стать церковный художник, чтобы, в самом деле, обрести эту свободу?

Несмотря на большие технические возможности нашего времени, подобно мастерам давних эпох, современный художник обязательно должен
обладать определенного рода универсализмом. Художник-монументалист,
приступающий к такому сложному н ответственному делу. как Оформление
храмов, равно как и создание икон или мозаичных крестов, должен, во-
первых, не оставлять никогда свою художественную практику, «тренировать
глаз». Во-вторых, - хорошо ориентироваться в христианском искусстве всех
национальных школ, быть знакомым с историей архитектуры, В-третьих, -
хорошо разбираться в иконографии Спасителя, Божией Матери, святых и духовно сопереживать событиям церковной истории н, конечно, - быть осведомленным в сфере художественных техник и технологических новшеств...Но, вероятно, главное, художник-монументалист, иконописец в наше стремительное время, в «обществе потребления» должен не утратить способность постоянно совершенствоваться духовно, не оставлять молитвенную жизнь, чувствовать себя членом Церкви Христовой, предстоять Богу...Иначе все художественные достижения могут послужить не к Славе Божией и просвещению людей, а, напротив, к смущению духа и ввести в искушения как самих авторов произведений, так н молящихся н служащих перед ними Вероятно, эта задача церковных художников и есть самая сложная задача - быть в этом мире и быть не от мира сего... Повторяя эту старую, но не устаревшую формулировку, я подразумеваю самое замечательное и, на самом деле, для всех людей актуальные ее значение: мы, миряне, то есть не принявшие монашеский,постриг и подвиг, живем в этом мире, в ХХІ веке и призваны не отрешиться от всего окружающего, хотя подчас нас окружают именно боль, горе и болезненные искажения, но так преобразить себя, чтобы в этой боли и даже в человеческом падении видеть искру Божию, замысел и Промысел Божий, первоначальную чистоту и красоту научиться любить и принимать человека, не принимая и не разделяя его грехи и несовершенства. Цель церковного художника состоит не только в том, чтобы очищать собственную душу, но и в том, чтобы своими произведениями помогать другим восходить к Богу. Именно поэтому так велика ответственность, так важно сохранить чистое око и способность видеть красоту мира, созданного Богом, и отображать духовную реальность в образах этого мира. Христос, став человеком, уподобившись нам во всем, кроме греха, тем самым освятил человеческую природу и показал нам, насколько прекрасен и достоин уважения и любви мир и человек, творение и Венец... Видимо, путь художника, творческого человека к Богу должен быть именно таким - путем преображения таланта, дара от Всевышнего.
На мой взгляд. Алексею Жучкову и Светлане Темчук во многом удается решать названные выше задачи, которые важно осознавать и решать каждому современному церковному художнику. Перед нами проходит галерея
созданных ими произведений, которая насчитывает не один десяток, и мы
видим, что все эти образы достаточно разные. Можно сказать, живописцы
еще продолжают искать свой путь, который должен быть и будет единственным в своем роде, их личным, найденным в их жизни синтезом знаний традиций. понимания Канона и их воплощения в настоящем времени на пути духовного совершенствования каждого по отдельности и обоих вместе. И как семьи, малой Церкви. В любом случае, написанные фрески и иконы, набранные мозаики находят и художественное признание, и молитвенный отклик в наших душах, в душах верующих людей в разных частях России и мира. Это значит, что произведения художников московской мастерской «Апостол», действительно, являют собой Благую Весть в этом мире, проповедь христианской Истины, которую можно и нужно донести до сердца каждого живущего на земле. И мы понимаем, что не адаптированная, не упрощенная или опошленная для сегодняшнего дня, который проходит и пройдет, как и всякий день, но звучащая вечным голосом, эта проповедь прольет христианский свет на каждый день, только осмысленная в Каноне и преображенная личным духовным опытом, она способна стать призывом, началом пути к Богу и воплощением Божией Любви, которая не проходит и от которой, по слову святого Апостола Павла, не может отлучить нас «ни смерть, ни жизнь (...), ни настоящее, ни грядущее»...

Ксения Александрова (Шальме),
кандидат искусствоведения, сотрудник Государственной Третьяковской галереи, член АИС

2013 год.
Previous post
Up