Новая Земля

Apr 27, 2015 22:17

Каждый раз, когда выходит какой-нибудь фильм о людях вполне определённой узкой профессии, в самой профессиональной среде начинаются споры о его качестве, которые, как правило, обусловлены тем, что в жизни всё не так. Ничего нового. В целом, это нормально. Если быть документально точным, то не станешь интересным для широкой аудитории, если позволишь себе некоторые допущения, так или иначе, наткнёшься на критику специалистов. Очевидно, как и во всём, необходим баланс. Допустить некоторые вольности, чтобы обычному человеку тоже всё было понятно и интересно, но и не ударится в размашистую клюкву, чтобы сохранить признаки правдоподобия. Ну и опять же, смотря какие задачи. Если это комикс, то достаточно вкратце заявить, что герой получил свою суперсилу с помощью радиоактивного нейтронного ускорителя, и этого вполне хватит, потому что речь вообще о другом, для этого жанра не нужна научная точность, достаточно просто нагромоздить несколько слов, напоминающих умные термины. Но это крайность, конечно, а так, естественно, нужен баланс.



Вот «Территория» как раз про поиски золота, и про поиски баланса заодно. Всё похоже на советский производственный роман вообще-то. К счастью, помноженный на Джека Лондона, поэтому не про токарей на заводе, а про геологов на краю земли. А это, во-первых, красивая до мурашек по коже картинка, во-вторых, подвиг по преодолению себя или суровой природы в ежедневном расписании. То есть уже полдела, с точки зрения привлечения широкой аудитории. А чтобы понять про клюкву, надо быть советским геологом. К счастью, я знаю тех, кто может у них, настоящих, спросить. Без подробностей, но, говорят, что да, им понравилось.



И это хорошо, потому что я, честно говоря, первое время вообще не понимал, что происходит из-за обилия специфических терминов. Так, общий смысл угадываешь, но что конкретно?.. Геологам понравилось, но вот не перегиб ли это как раз с тем самым балансом? Потому что я, например, болею за российский кинематограф, всегда радуюсь хорошим нашим фильмам и стараюсь давать им шанс, но кто-то, может, и не досмотрит, поскольку так и не начнёт в первые 20 минут понимать, что вообще происходит.

Потому что есть ещё одна проблема - фильм снят по роману. Я не читал текст, но у меня было ощущение, что создатели пытались, по возможности, максимально следовать автору. Вот это излишнее уважение к оригинальному тексту часто превращается в попытку впихать невпихуемое. Для кинематографа идеальный литературный жанр это повесть вообще (пьесы, конечно, тоже, но они всё-т аки для театра, в первую очередь) в силу своего объема. Романы, по уму, надо превращать в сериалы. Если же снимать фильм ограниченного хронометража, то приходится выкидывать детали, эпизоды, и, следовательно, смыслы. Отсюда и эти вечные споры относительно качества экранизаций.

И вот с «Территорией», я подозреваю, так. Она идёт больше двух с половиной часов. Мы видим очень много людей, очень много разных сцен, которые, на мой взгляд, не так уж важны, они ничего особенного не прибавляют, но отнимают место и время у того, что действительно важно. Какие-то узелки, которые были завязаны, так и не развязываются, а ты же держишь их всё время в голове, выясняется, что попусту. Видимо, это всё было в книге, и в книге, видимо, это выглядело плавно и логично, а на экране как-то не очень. И вот получается, что ты начинаешь смотреть фильм, и тут сразу на тебя три персонажа в одной локации, тут же ещё пятеро в совершенно другой, за ними ещё двое в третьей. Все говорят этими непонятными терминами к тому же. И думаешь: «Э.. м.. Чтоа?!..» Втягиваешься, конечно, потому что там невероятно красивые пейзажи и хорошие актёры, но не сразу.

Но вообще, по-моему, неплохо :) Там хватает афоризмов («Олень ходит, медведь ходит, геолог пройдёт»), и там очень много любви к эпохе. Герои ведут ностальгические диалоги о честном упорном труде, как о главном смысле жизни. Они в этом смысле такие картонные функции (ну производственный роман, чего вы хотите?). Геологи «Территории» прощаются с нами 12 апреля 1961 года, а Леонид Парфёнов рассказывает о массовом советском туризме в своём проекте «Намедни» за 1963 год. В том числе и потому, что те самые авантюристы-геологи как раз и выгнали своим примером народонаселение в леса и горы с рюкзаками за спиной. Я написал про «Битву за Севастополь», что это голливудский фильм про войну такой, какой мы, выросшие на советских фильмах, привыкли её видеть. Так вот «Территория» это советский фильм про советских геологов, как если бы он был снят в наши дни с нашими техническими возможностями. Не «Вертикаль», но «Землю Санникова» помните? Ну вот, собственно, и она - Новая Земля.

кино, геологи, Территория

Previous post Next post
Up