Две души (зарисовка)

Sep 22, 2011 22:28

- Вы совсем не ведёте игру, святой отец, сегодня мне с Вами не интересно - где-то витаете и на чём-то сосредоточены, но только явно не на игре. Что с вами происходит, не случилось ли чего?
Священник ответил не сразу, как бы подтверждая только что сказанное:
- Да, меня озадачил один случай. - он сделал паузу, и как бы из уважения к самому времяпрепровождению сделал ход ладьёй. - Есть один господин в моём приходе, очень необычный. Он и раньше волновал меня, сам, и своими вопросами, но сегодня вообще поставил в теософский тупик.
- О, тогда не буду вам докучать, дабы не нарушать святость исповеди. Тем более что Вы ещё больше отвлекаетесь от игры и демонстрацией тому Ваш последний ход. - и он поставил свою ферзь вместо той самой ладьи.
- Нет здесь секретов, - продолжал священник, совершенно не обращая внимания на шахматное поле. - Это была не исповедь, он искал у меня ответов. На самом деле эти же вопросы он задаёт и другим людям, но вот только ни я, ни кто-то другой не в силах ему помочь. Пока что для меня всё обстоит именно так.
- И что же это за проблема такая? Коль не секрет. - интересовался собеседник.
- Сама проблема неординарная, совсем из ряда вон выходящая. Дело в том, что этот прихожанин страдает очень необычным недугом, или не знаю, как это назвать - у него раздвоение личности, но это не заурядный случай, не привычная нам, как минимум названием, шизофрения, всё сложней. Его болезнь проявляется так, что в различные дни этот несчастный просыпается то одним, то другим человеком, словно в нём одном умещаются два Я. У каждого свой характер, свои манеры, пристрастия, даже привычки. Всё настолько серьёзно, и по-настоящему, что люди в разные дни называют его разными именами, для удобства, одного зовут Рон, другого же называют полным именем - Рональд, и это не игра, не забава, а реальная необходимость, ведь если, к примеру, Рон у кого-то берёт в долг деньги, то должен отдавать именно он, а не Рональд, ведь у них разные потребности, различные вложения и траты. Или если, придя в кабак, просит поджарить мясо, как он любит, то ведь нужно понимать, как любит это кто: Рон, или Рональд? Причём они настолько различно себя ведут, настолько отличается мимика, походка, даже мелкие неосознанные движения, что их никто никогда не путает, и, привыкнув, относятся, как к двум разным людям, как к братьям. Доходит до того, что почтальон, отдавая письмо одному, из них (Рону, или Рональду), просит передать его другому.
На лице слушателя проявлялся интерес, он внимательно слушал, но не удержался и перебил, - Я что-то такое читал. Есть даже название такому отклонению, но правда не припомню его, было без надобности запоминать. В статье говорилось, что такое несчастье с людьми происходит настолько редко, что не все психиатры вообще в него верят, при этом много спорят и путаются в определениях.
- Да, я тоже кое-что поискал по этой теме, целенаправленно - думал мне хоть как-то это поможет. Но в итоге только ещё больше запутался. Кажется, что наука находится ещё в большем тупике.
- Так если никому это особых неудобств не доставляет и все привыкли, то в чём суть проблемы? - с улыбкой спросил собеседник, откидываясь на стуле.
Священник взял в руки пешку, повертел ею, но вернул на место. Вздохнув он протянул: - Собственно суть проблемы не в повседневной жизни, а в вере. Я бы сказал, что данный случай, от части, нарушает догматы той церкви за идеи и слова которой я отвечаю.
Сейчас на дворе уже двадцатый век и мы на многое стали смотреть иначе, трезвее что ли. Ещё недавно этого человека назвали бы одержимым дьяволом. Но даже если бы оно обстояло и так, то и здесь множество подводных камней: у меня было достаточно времени для знакомства с Роном и Рональдом, оба они хорошие люди, верующие и даже богобоязненные. И мне стоило большого труда убедить каждого, что другая его сущность не является демоном, ведь каждый из них считал себя настоящим, а значит жертвой, и искренне верил, что тот другой хочет всецело завладеть его телом и душой. Я работал с ними, не хуже ныне модных психологов, с тем отличием, что делал это бесплатно, - священник посмеялся над своей шуткой и продолжил: - Со временем они приняли друг друга, стали ладить, даже общаться посредством записок, договариваться между собой, опять же, как родственники, как братья. И вот тогда появилась другая проблема - нынешняя. Теперь они оба не понимают, как они попадут на небеса: одна ли у них душа, как тело, или их две, а может кто-то из них окажется более настоящим, главенствующим, и тогда второй, как личность, упразднится. Это волнует их обоих. Не знаю, пришла ли эта мысль кому-то одному из них, и он поделился с другим, или оба пришли к таким выводам самостоятельно, но собственно не в этом суть. Этот случай какой-то вне нашего понимания, нам привычно, что тело человека есть сосуд души, и после смерти душа высвобождается, в данном же случае словно души две, как в одной сливе, редко, но может попасться две косточки, из которых возможно вырастет два полноценных дерева. Хотя можем ли мы тут проводить аналогии?
- Сложный, я вам скажу, случай, действительно стоящий заброшенной партии в шахматы, - он так и не дождался хода святого отца, и понял, что сегодня ничего с игрой не выйдет. - Но только если ставить вопрос в лоб. Для меня, как человека не очень погруженного в перипетии религии, хоть и воспитывался, как католик, ответ очевиден: дайте им тот ответ, который устроил бы обоих, пусть будут спокойны и не мучают себя такими вопросами до истощения. Я не имею в виду сладкую ложь, но просто уверен, что если они будут жить в радости и удовлетворении, то в любом случае на небесах с ними будет всё хорошо. Разве я не прав?
Они, или правильней говорить «он», волнуются за свои две души, но ирония в том, что лично я, как и многие люди нашего времени, не думаю и об одной. Я вообще не знаю что это. Как можно определённо говорить о том, что не доказано наукой, что нельзя пощупать, взвесить, измерить? Как можно переживать о том, или точнее за то, что неведомо и неопределённо?
Вот Вы думаете, что знаете, что это, и даже в какой-то степени являетесь экспертом в этом деле, и можете дать мне, и самому себе, набор определений, с ссылками на цитаты. Но может душа это вообще что-то иное? Вы же поверили на слово, и всё.
- Ну, так в этом и есть суть веры - принятие знания без критики, как авторитетное, - святой отец, подбирая рясу, стал выбираться из-за стола. - Но знаете, пожалуй воспользуюсь Вашим, пускай и не произнесённым прямо, советом, и предложу Рону и Рональду стать атеистами. - и он снова засмеялся, отчасти показывая, что совсем не обижен точкой зрения своего знакомого, а уходит только из-за других надобностей.

творчество, ©

Previous post Next post
Up