Открытое письмо всем творческим людям театра "Черный квадрат"

Aug 02, 2011 22:12

Дорогие друзья, как говорит Женя Волошенюк.
Поскольку в театре "Черный квадрат" информация обо мне и о моих поступках постоянно извращалась, причем, за моей спиной, я решил, предвидя новые искажения моих поступков и моих мотивов этих поступков написать сразу всем актерам "Черного квадрата" о том, что я делаю, делал и собираюсь делать на театральном поприще. Пишу, чтобы каждый раз заново не рассказывать одно и то же.

Итак, ни для кого не секрет, что мои отношения с художественным руководителем театра-студии "Черный квадрат" Анатолием Николаевичем Нееловым были далеки от идеальных, вернее, больше похожи на "личные отношения" двух лидеров. Правда, я, хотя и Скорпион, как Неелов, за лидерство в "Черном квадрате" никогда не боролся, и бороться не собирался. Просто я пришел в ЧК, как сформированная личность и, хотя впоследствии прошел через студию "квадрата", за что Неелову благодарен, но свои жизненные и творческие приоритеты не поменял.

У меня всегда было свое видение того, как должен развиваться театр вообще, и, в частности, "Черный квадрат". Когда благодаря Ольге Степановне Казанцевой ЧК обрел статус ТО, я решил, что смогу свои знания, опыт и энергию направить в русло упрочнения данного статуса и превращения ЧК в профессиональный театр. К сожалению, тогда, кажется, в 2007 году, меня не поняли, и мне пришлось уйти.

За три года своего пребывания вне "Черного квадрата" я познакомился со многими театрами, на некоторое время задержался в ДАХе (основатели которого, как вы знаете, когда-то ушли или вышли из ЧК), что дало пищу моему уму и опыт, который сын ошибок трудных.

За это время я понял, что реализовать себя, как режиссера, мне будет проще всего в театре, который я знаю, и который знает меня. Поэтому, снова придя в театр "Черный квадрат", я поговорил с Нееловым на предмет восстановления своих спектаклей, которые мне удалось создать в ЧК, а так же новых постановок. Памятуя разногласия по поводу моих постановок, я изложил принципы моей работы в ЧК, а так же мое видение этой работы в письменном виде, которые и выслал Анатолию Николаевичу. После чего мы с ним несколько раз встречались и подробно обсуждали каждый пункт.
Если кому-то будет интересно, я могу показать эти мысли.
Но чтобы не занимать ваше время, кратко изложу.

Я придумал принцип так называемого "Бродячего театра", когда творческая единица - например, режиссер-постановщик или драматург - предлагает свои услуги некоему театру для постановки своего спектакля. Что я и сделал.
"…предложение простое - я показываю тебе свой материал (сценарии, сценарные планы ets) в готовом виде, так, как я собираюсь их ставить, если они не вызывают в твоей душе отторжения, я берусь из ставить на сцене "Черного квадрата", и даже, что для тебя немаловажно - под маркой "Черного квадрата" - при условии, что актеры "потянут"…"
Из письма к Неелову.

Противоречий вроде бы не было. Кроме того, я оговорил тот момент, когда я смогу ставить свои спектакли не только в ЧК, но и в другом театре или просто арендовать зал и работать под вывеской того же "Бродячего театра" или какой-нибудь еще. При этом я особо оговаривал момент участия в этих спектаклях ЧКистов.
И тоже я не услышал каких-либо возражений.

Привожу еще одну цитату:
"Момент первый - каковы мои авторские права на спектакль? Я хотел бы сразу оговорить условие - если я ставлю спектакль с "квадратовскими" актерами и на квадратовской базе, то я не играю его на других сценах, как спектакли другого театра, а работаю исключительно под маркой "Черного квадрата". Если же я решаю ставить этот спектакль в другом театре, то ставлю с другими актерами, и мы оговариваем условия - финансовые и творческие - существования этого спектакля в театре "Черный квадрат", что, в принципе, возможно, так как пьесу, скажем, Гришковца, может ставить масса театров. Но на сегодняшний момент хотелось бы оговорить условие - без меня пьеса в ЧК не играется и отдельные кусочки в ДРУГИЕ спектакли не вставляются. Если спектакль будет иметь успех и коммерческий в том числе, то, конечно же, даже если у меня будет когда-то свой театр, возможно существование моей пьесы в разных театрах - почему нет? Но именно момент моего авторства и как драматурга, и как режиссера, хотелось бы подчеркнуть уже сейчас".
Из письма к Неелову.

Итак, я начал репетиции и восстановил два спектакля - "Мыслёныши" и "Здравствуйте, я Ваша Смерть". Но, репетируя в ЧК, я понял, что с такими темпами я не то, что еще в других театрах или залах - и в "Черном квадрате" не смогу полноценно реализовать себя, как режиссер и драматург. В частности, минусы организационного процесса в ЧК и так называемые "личные отношения" лично мне мешают полноценно работать в театре.

Поясню.

Я считаю, что в театре для полной реализации всех творческих планов и амбиций, а так же - что немаловажно - для финансовой стабильности театра отношения между актерами, режиссерами, директорами и продюсерами должны быть максимально профессиональными. Личные отношения - это, конечно, плюс, если они не мешают профессии. Надеюсь, что я ни к кому из вас не лез со своим личным и не старался спекулировать дружескими отношениями ради достижения каких-то своих корыстных целей. Которых у меня в ЧК отродясь не было - деньги я зарабатываю пока что в достаточном для себя и своей семьи количестве, слава, как таковая, меня особо не влечет (пока что!), а главное, чего бы мне хотелось - как можно более полная реализация своего творчества. Потому что не писать и не ставить спектакли я уже физически не могу. Как не мог не писать стихи и песни, и не мог их не петь.

Впрочем, каюсь, я пытался подсказать какие-то моменты, чтобы ЧК смог лучше и выгоднее реализовать свои (ну, и мои, конечно!) спектакли. Но ВСЕ мои предложения по рекламе, по сайту, по импровизации и отдельным этюдам, по актерам встречали полное игнорирование.
Досадно, конечно, но не смертельно.

Так я думал, пока надеялся, что мои спектакли все же будут в репертуаре ЧК.
К сожалению, сроки их постановок, которые были заранее оговорены, в одностороннем порядке были пересмотрены Нееловым, причем, я, как режиссер, об этом в известность поставлен не был. С актерами, которые должны были работать над ролями в данных спектаклях, Анатолий Николаевич провел странные беседы на предмет того, что эти спектакли не будут сыграны на сцене ЧК, так что и париться, в общем-то, не стоит. Например, так было с моей заявкой на спектакль на 23 февраля "День всех мужчин", в котором дали свое согласие сыграть Женя Волошенюк, Руслан Иваненко и еще несколько актеров. Так было с моей заявкой на "Здравствуйте, я Ваша Смерть", где на роль Бога я готовил Костю Данилюка. Повторяю - это мне уже пришлось услышать, как говориться, постфактум. Хотя я бегал за этими актерами, уговаривая их выделить время для репетиций. Что, как по мне, просто бред - если актеру это не надо, то на фига вообще давать свое согласие?

Все вы знаете, что актеры в "Черном квадрате" работают не на контракте - ставок нет, а есть лишь гонорары. Поэтому каждый из вас работает еще, где сможет - по основной специальности снимается в рекламе, учится, подрабатывает на корпоративах и так далее. И учесть всю эту занятость лично мне очень сложно, тем более что в ЧК много разных спектаклей и все они - архиважные. Вот и затягивались сроки репетиций, были накладки с помещениями для репетиций и т.д. и т.п.
Мои предложения по упорядочению организации репетиций не нашли отклика в душе Неелова. Одним словом, я стал понимать, что один спектакль, показанный раз в год в "Черном квадрате" - вовсе не предел моих мечтаний.

Ну и, конечно же - личные отношения, куда без них?
Я не знаю, почему А.Н. Неелов ТАК предубежденно ко мне относится. Почему сразу пресек почти все мои попытки заявить себя, как актера? Почему каждую свою работу я - кроме, пожалуй, "Мысленышей" - пробивал достаточно тяжело?
Были и еще некоторые моменты - мои выступления на форуме сайта ЧК, которые ему почему-то не нравились, какие-то мои слова, которые он слышал, как говорится, из вторых-третьих рук, но то дело такое… Я никогда не старался понравиться кому-либо и врать, я всегда говорил и говорю то, что думаю.
И, возможно, мне не нравится кое-что в ЧК, но "Черный квадрат" - театр Неелова, он его видит вот таким, поэтому выход прост - надо создать свой театр.
Чем я, в общем-то, сейчас и занялся вплотную.

У меня нет никаких разногласий с Анатолием Нееловым, у меня есть определенные претензии к нему в деловом плане, поэтому ввиду одностороннего изменения условий моего участия в репертуаре театра "Черный квадрат" я перестал прилагать какие-то усилия в этом направлении. Нет спектакля в репертуаре в означенные и оговоренные сроки - ок, буду ждать, когда что-то изменится. Нет времени у актеров на репетиции - ок, подождем. Не нужен этот спектакль театру "Черный квадрат" - буду искать театр, которому он будет нужен. Не нравится актерам мой спектакль - буду искать тех, кому этот материал будет интересен.

На сегодняшний день я начал работу с нуля в другом театре, ибо, хоть и тяжело, но в час по чайной ложке цедить уксусное выражение лица художественного руководителя лично мне уже надоело. И я не понимаю, зачем тянуть вола за яйца - если что-то кого-то не устраивает, то почему об этом не сказать прямо? Вот, например, я не понимаю - как можно заранее, на глаз определить ценность еще не поставленного спектакля и заранее сказать, что зрителям он не нужен? Я просматривал результаты продаж всех спектаклей ЧК за прошлый год и должен отметить, что даже такие признанные, как говорит Неелов, хиты ЧК, как "Сказки усталых городов" не всегда собирали полный зал. Я считаю, что важен не только сам спектакль - важно и то, КАК его предлагать.
И этот аспект тоже сыграл свою роль в том, что я стал всю свою энергию и все свои силы употреблять на создание своего проекта - своего театра, своей студии и своих спектаклей ВНЕ "Черного квадрата". Ибо я начал рекламную кампанию "Мыслёнышей", рассчитанную на оговоренные сроки показа этого спектакля в театре "Черный квадрат", а сроки вдруг - без моего ведома - изменились. Если бы это был коммерческий проект, я тупо попал бы на деньги, ибо в рекламу стал вкладывать свои собственные средства и связи. И хорошо еще, что я вовремя узнал об изменениях - не от худрука - и успел все отменить.

Нет, я не говорю о том, что я с кем-то бил, или готов побить горшки - вовсе нет. Поскольку я понял, что меня одного много для ЧК, я готов дать ему ту дозу себя, которая ему будет нужна. Будет ли это спектакль или пьеса, или этюд - неважно. Если у меня будет время и, как говорят, вдохновение - с удовольствием буду работать. РАБОТАТЬ! Не тусоваться, не шляться, не убивать время. Времени у меня не так много.

Теперь о проекте.
Их у меня несколько и один из них - авторский театр. О нем, если будет интересно кому-то, я смогу рассказать в сентябре. К тому времени будут известны условия, на которых актеры других театров смогут в нем участвовать. Впрочем, я хотел только, чтобы те спектакли, которые оказались ненужными то ли театру "Черный квадрат", то ли его художественному руководителю, не умерли, а обрели новую жизнь в другом театре, раз уж у ЧК нет для них времени и пространства. И мне бы не хотелось брать новых актеров и
заново создавать эти спектакли - вот и все.

Тем более что до чертиков надоели вечные компромиссы и личные отношения, я - автор и режиссер и последнее слово - за мной. Во многих театрах, особенно зарубежных, к авторам относятся очень бережно и не кромсают их пьесы, как кому захочется. К сожалению, в "Черном квадрате" бытует такая вот вседозволенность, основанная на типа понимание КАЖДЫМ актером задумки автора и режиссера, что позволялет им изменять и текст пьес, и мизансцены. И спасибо тем актерам и актрисам, которые со мной работали и которые очень тактично и бережно отнеслись к моим мыслям. Если такое отношение, а так же желание и дальше со мной работать сохранятся - я буду очень рад.

Что касается моих отношений с Анатолием Николаевичем Нееловым - я думаю, они будут сугубо деловыми. Если я нужен буду ЧК, как режиссер, автор или актер - я никогда не скажу "нет". Если среди вас есть актеры, подписавшие контракт на работу только в театре "Черный квадрат" или принципиально не желающие работать где-либо еще - это ваше право, на которое я не собираюсь никак посягать. У меня будут отдельные антрепризные проекты, в которых я буду предлагать участие кому-то из актеров ЧК, а как это будет происходить в деловом плане - вам самим решать. Потому что я никого к себе не переманиваю и переманивать не собираюсь - играйте в ЧК, сколько душе угодно, если времени у кого-то на работу помимо ЧК нет - значит, такова Великая Сермяжная правда.
Однако великое множество актеров помимо работы в каком-то одном театре и в кино снимается, и с антрепризой активно сотрудничает, не говоря уже о рекламе.
А самое главное - я считаю, что актер должен расти, расти во всех отношениях, не только импровизировать без конца в рамках своего "Я".

Я считаю, что зацикливаться на импровизации, на теме "до и после", в общем, на современных морально-этических проблемах столичного жителя - это слишком мелко. Скольких себя вы сможете еще сыграть? Сколько историй о девочке, которую задавил самосвал, можно еще рассказать на "чистом"? Сколько раз можно еще поэксплуатировать тему "клубнички"? Или, так и не сыграв Гамлета или Раскольникова, сделать из серьезных произведений винегрет из "камедиклабовского" опошления великих тем?
Вот что мне никогда не нравилось, и вот против чего я всегда протестовал.
Вы сыграйте сначала Чехова в оригинале, а потом делайте из него нарезку.
Ведь вы уже созрели для классики!

Ребята, задумайтесь над этим.
Вы уже взрослые люди, у многих - свои семьи, дети.
Вы уже твердо становитесь на ноги и думаете о своем будущем.
Многие актеры и актрисы "Черного квадрата" давно достигли серьезного уровня, который требует дальнейшего роста. И я желаю всем вам, чтобы ваш потенциал получил должное развитие - даже в рамках театра "Черный квадрат".
Я лично этого очень бы хотел.

К сожалению, мой потенциал в ЧК развиваться не может.
Поэтому я продолжаю развиваться в другом театре, о котором, надеюсь, вы вскоре услышите. Мы живем в одном городе, занимаемся театральным ремеслом, поэтому всегда будет в поле зрения друг у друга. Мои телефоны вы знаете, моя электронная почта всегда к вашим услугам. И если кому-то понадобиться мой совет - милости прошу.
Искренне ваш, Александр Воронцов.

театр, Неелов, Черный квадрат, душа, Мыслёныши, спектакль, Йорген, неправда, Воронцов

Previous post Next post
Up