Чрезвычайная ситуация, которая происходит в России, требует чрезвычайных мер. А это значит появление новых - в том числе и правовых - условий политического бытия. И вот именно Евгений Пригожин очень жёстко об этом напомнил. Да, недаром этот мятеж, бунт или назовите это как угодно, он назвал «маршем справедливости». Потому что справедливость - это всё, чего требует народ от власти! И до сих пор ответов на те вопросы, которые он поставил, нет. А российский народ ждёт. По крайней мере, его самая пассионарная часть. То есть, те самые патриоты, которые сейчас вытаскивают страну и армию. И если им не дать сейчас внятный и чёткий ответ, то кого они поддержат в следующий раз? Ведь Пригожин явно действовал не один, за ним явно кто-то стоял. Только поносят сейчас именно Пригожина, а не того, кто им руководил! Всё уляжется, но кто гарантирует, что завтра не появится кто-то ещё? Ведь проблемы-то остались…
Впрочем, отсутствие ответа - это тоже ответ. И мне кажется, ответ неверный. Потому что все события, начиная с 24 февраля прошлого года, показывают, что необходима перестройка не только военной доктрины, не только военно-промышленного комплекса, но и политической системы в том числе. Потому что она должна перестраиваться на военный лад и делать это не медленно и вальяжно, а стремительно и без сантиментов. А верхи, к сожалению, сегодня не слышат низов. Не хотят слышать. Там, наверху, живут в некоем придуманном иллюзорном мире положительных рапортов и мажорных докладов. А потом внезапно прилетает в Кремль дрон со взрывчаткой…
Но, увы, даже такие вот совершенно дискредитирующие и Россию, и её вооружённые силы события не приводят к нужным изменениям и ликвидации накопившихся проблем. Если что-то и делается правильно, в нужном направлении, то очень и очень медленно. То есть, с огромным опозданием. А современные войны - это прежде всего скорость. И также - инициатива. Которая в российской армии по-прежнему наказуема. Вот и «марш» Пригожина показал, как награждают непричастных и наказывают невиновных…
Если сегодня часть России - самая пассионарная её часть - проснулась от спячки, если отдельные участки огромного государственного тела уже заработали, то в целом огромный и неповоротливый государственный организм по-прежнему буксует в самых жизненных и важных моментах. Нет управы на коррупционеров, совершенно неясен механизм взаимодействия армии и волонтёров, которое происходит сегодня не благодаря, в вопреки, до сих пор совершенно не решены вопросы пропаганды и контрпропаганды, а главное - нет выдвижения наверх проявивших себя грамотных и профессиональных руководителей. По-прежнему не работают социальные лифты, которые всегда должны работать при чрезвычайных событиях. Во время Великой Отечественной войны страна получила Жукова, Рокоссовского, Малиновского, Толбухина, Рыбалко, Баграмяна, Чуйкова и очень многих талантливых военачальников. Но и снизу выдвигались такие народные герои, как Сидор Ковпак или Батька Минай. Хотя партизанское движение создавалось под руководством 4-го управление НКВД СССР, которое возглавлял Павел Судоплатов.
К сожалению, сегодня в России опыт той великой войны забыли. И кроме генерала Суровикина страна не знает реальных героев…
Раз уж я вспомнил о партизанах, которых в сегодняшней Украине нет, то вспомню одного из первых партизан России - Дениса Давыдова. Ещё до того, как Давыдов прославился на войне, он стал знаменит благодаря написанной им басне, которая называется «
Голова и Ноги».
Именно эта басня, которую поэт посвятил проблемам… в армии, послужила причиной известности молодого и тогда никому не известного поэта. Семья Дениса Давыдова, как и ее ближайшие родственники (Ермолов, Раевские), отличились на поле брани и на гражданской службе во время царствования Екатерины II. Но сначала император Павел I исключил из военной службы отца молодого поэта бригадира Давыдова за беспорядки в полку. Позже двоюродные братья Давыдова, Ермолов и Каховский были подвергнуты репрессиям. Ненависть к «пруссачеству», к шагистике, насаждавшимися в войсках Павлом I и Александром I, вылилась в резкую сатиру.
«Уставши бегать ежедневно
По грязи, по песку, по жесткой мостовой,
Однажды Ноги очень гневно
Разговорились с Головой…»
Разговор не получился.
«Молчите, дерзкие, - им Голова сказала,
Иль силою я вас заставлю замолчать!..
Как смеете вы бунтовать,
Когда природой нам дано повелевать?»
И, тут же Голова получила ультиматум.
«Ну, очень хорошо! пусть ты б повелевала,
По крайней мере нас повсюду б не совала,
А прихотям твоим несносно угождать!
Да между нами ведь признаться,
Коль нами право ты имеешь управлять,
То мы имеем тож всё право спотыкаться;
И можем иногда, споткнувшись, - как же быть? -
Твоё могущество об камень расшибить!».
Даже в первые годы царствования Александра I подобное стихотворение не могло не остаться без последствий. Приговор был достаточно суров даже по тем «либеральным» временам. И гвардейский поручик Денис Давыдов был исключён из гвардии и выслан… в белорусский гусарский полк с понижением в чине.
А потом была Отечественная война…
Которую Россия ценой огромных усилий смогла выиграть. Потому что это была народная война. Специальную военную операцию, которую император Александр I пытался провести на европейской территории, российская армия проиграла…