ЭЛЬБРУС - 2011

Nov 17, 2011 17:34

В ходе последнего путешествия (июнь-октябрь’ 2011) я более месяца провёл в Приэльбрусье, совершив за это время четыре восхождения на обе вершины наивысшей горы Европы - Эльбруса.
Особенностью (и далеко не самой приятной)  нынешнего года в Балкарии стало введение на территории Эльбрусского района режима т. н. "зоны контртеррористической операции". Действует он с 23 февраля 2011 г., после того, как возле села Заюково был расстрелян микроавтобус с московскими туристами. По причине режима "зоны КТО" в Приэльбрусье нынче пускают только лиц, имеющих местную прописку. Выглядит сие так: на трассе в селе Жанхотеко (неофициальная граница Кабарды и Балкарии) стоит машина ДПС, а рядом на обочине - бронированный военный «Урал» с чеченскими номерами (95 RUS) и вооружёнными омоновцами в бронежилетах. Если у тебя в паспорте нет прописки Эльбрусского района или ты не занесён в специальные "пропускные" списки, дальнейший путь в сторону Эльбруса окажется для тебя закрытым. Мне помогло личное знакомство с настоятелем православного храма в Тырныаузе отцом Игорем - я позвонил с поста ему, он позвонил начальнику милиции (пардон, уже полиции) района, а тот распорядился, чтобы меня пропустили.
С 16 по 26 августа я находился в составе необычной православной экспедиции, целью которой было восхождение на одну из двух вершин Эльбруса и отслужение там Божественной Литургии (то есть, освящение Эльбруса). В состав экспедиции вошли:
1. отец Игорь, настоятель храма г. Тырныауза;
2. Александр Филатов, староста храма г. Тырныауза;
3. Виктор Пряхин (Новгород), профессиональный альпинист;
4. Виктор Арчвадзе (Москва), непрофессиональный альпинист;
5. Ирина Ильичёва  (Калуга),
6. автор сих строк (Чернигов).

Сразу стало понятно, что на вершину поднимутся не все - уровень физической подготовки у восходителей оказался разным. В ходе акклиматизации (нашим базовым лагерем стал пустующий пост МЧС на скалах Спасателей на высоте 4100 м) я совершил два одиночных восхождения: 19 августа - на западную вершину, 23-го - на восточную. Эльбрус- 2011 сильно отличается от Эльбруса-2010: в прошлом году было множество туристов, альпинистов и лыжников, а нынче в связи с "зоной КТО" восходителей с южного склона практически нет. Группы поднимаются на гору преимущественно с севера, со стороны Карачаево-Черкессии. С одной стороны это и хорошо, а с другой - плохо (для местного населения, которое фактически жило за счёт приезжих, введение режима "зоны КТО" стало ощутимым ударом по ихнему благосостоянию).
При спуске с западной вершины 19 августа я попал в туман в районе "косой" и вынужден был идти на "автопилоте" - по вешкам. Иногда приходилось по 15-20 минут ждать прояснения в тумане, чтобы увидеть следующую вешку. Ничего, дошёл.
Главное восхождение было совершено 25 августа. Втроём (отец Игорь, Витя Арчвадзе и я) мы поднялись на восточную вершину (5621 м), поставили там палатку и отслужили в ней Божественную Литургию. Гора Эльбрус освящена - впервые за 180-летнюю историю восхождения на неё. Почему мы пошли на восточную вершину, а не на западную, которая выше на 21 метр? Во-первых, на западной слишком мало места для палатки, да и ветром её бы снесло оттуда. Во-вторых, именно на восточную вершину было совершено первое восхождение на Эльбрус (было это в 1829 году). А места на восточной вершине - хоть в футбол играй…
Во время восхождения на вершину и во время Литургии была скверная погода - сильный ветер, затем пурга. Витя Арчвадзе предложил остаться ночевать на вершине, отец Игорь был против. Я тоже настроился на спуск, так как с трудом себе представлял, как можно уснуть на высоте более 5600 метров… Решили спускаться. Пока дошли до седловины (начинало темнеть), погода резко изменилась: ветер и снег прекратились, небо прояснилось, взошла полная луна. И это было очень кстати, ибо спускаться с Эльбруса в темноте и в непогоду есть дело очень опасное.
Четвёртое в этом году восхождение на Эльбрус (теперь уже на западную вершину) совершил 13 сентября в связке со своим киевским другом Виталиком Сторожуком и отважной ингушской альпинисткой Лейлой Албогачиевой. Вообще, Лейла - уникальная женщина! Кажется, она единственная альпинистка Ингушетии, но загорелась идеей организовать в республике альпинистский клуб. А чтобы выбить у властей деньги на это благое дело, она придумала следующее. Заказала три мраморные плиты с посвящениями, чтобы поднять их на вершину Эльбруса, сфотографировать там, а затем ходить по высоким кабинетам и просить денег. Первая плита посвящена 20-летию образования Республики Ингушетия, вторая - "верному сыну братского чеченского народа Ахмаду-Хаджи Кадырову", третья - "Умным политикам и мудрым правителям Д. Медведеву и В. Путину"…
Это восхождением было долгим и тяжёлым. Для моего киевского друга Эльбрус оказался гораздо сложнее, чем он предполагал, поэтому от скал Спасателей до вершины мы шли 12 часов (обычно хватает 5-6 часов). От седловины до вершины я тащил на себе все три мраморные плиты (30 кг на спине). Дошли, водрузили плиты, пофотографировали, насладились видами с Эльбрусами (погода была чудесная, чистое от туч небо простиралось от горизонта до горизонта). Спускались в темноте. Виталик чуть не погиб - в районе скал Пастухова попал на ледовый участок, упал и покатился в направлении ледника. Если бы попал в одну из трещин, то тогда всё… Но, пролетев метров 150, сумел затормозить с помощью ледоруба. Правда, сильно побился об камни, пришлось его спускать в базовый лагерь. Всё обошлось, Эльбрус покорили, вернулись живыми, а в Ингушетии я теперь желанный гость и дорогой друг.
За красоты Эльбруса и окрестностей промолчу - смотрите фотографии в фотоальбоме «Восхождения на Эльбрус» на моей страничке в «Контакте».
Previous post Next post
Up