У вольных путешественников Иран
всегда пользовался особой популярностью и любовью. Гостеприимство иранцев,
спокойный и неторопливый уклад жизни, удобство и безопасность путешествия по
стране, относительная дешевизна и множество достопримечательностей привлекали в
Иран многих автостопщиков. К сожалению, в последнее время ухудшилась визовая
политика Ирана и сейчас для того, чтобы получить многодневную визу
(туристическую), надо иметь приглашение от гражданина Ирана, оформленное через
какое-либо турагентство. В процессе подготовки к путешествию мне удалось с
помощью «интернета» познакомиться с одним иранцем, который за несколько месяцев
до нашего знакомства посетил Украину. Он обещал помочь и выслать приглашение.
Но затем Махди Резанахаб (его имя-фамилия) исчез…
Без приглашения я мог
рассчитывать только на транзитную визу Ирана, выдаваемую на три дня. Визу
открыл в Баку без особых сложностей, заплатив за неё 84 евро. Продлить
транзитную визу в Иране нельзя, но если поступать мудро, то 3-дневная виза
легко превращается в 4-дневную. Просто надо въехать в страну утром, а выехать
из неё через три дня вечером - получается 4 полноценных дня. Для неспешного
пересечения северо-западной части Ирана с осмотром достопримечательностей этого
вполне достаточно.
В Иран я въехал дождливым
пасмурным утром 31 октября - из азербайджанской Астары в Астару иранскую. Купил
за 20000 риалов (2 $) хорошую карту Ирана и двинулся на выход из города,
спрашивая местных жителей - «Рах-е бе Ардебиль?» («Где дорога в Ардебиль?»).
Первый опыт иранского автостопа оказался удачным. Отпустив «таксиста», через 10
минут уехал до Ардебиля в легковушке с русскоговорящим иранцем Пежманом,
работающем в строительном бизнесе. Дорога забралась в горы, там шёл снег. Но в
Ардебиле, куда мы приехали через полтора часа, светило солнце и было сухо.
Получив в подарок от Пежмана 60000 риалов, я отправился смотреть город. Самая
Главная достопримечательность в нём - мавзолей шейха Сафиддина (Хива в
миниатюре), на входе в которую обретаются солдаты с автоматами, но внутрь
пускают всех. Вход в мавзолей платный - 4000 риалов (это сущие копейки), а посмотреть
там есть действительно что!
К вечеру первого дня я добрался
до городка Нир, но «вписки» там не обрёл, хотя приглашения попить чая получал в
нескольких местах. Шёл мокрый снег, а я шёл по тёмной трассе, пока не увидел
слева силуэт какого-то промышленного здания. Подойдя ближе, понял, что это
брошенная котельная с двухэтажной пристройкой. Разогнав на первом этаже
бродячих собак, нашёл на втором этаже сухую, относительно чистую и тёплую
комнату. Там и обрёл место своего первого ночлега в Иране.
Утром на пустынной трассе меня
подобрал пикап дорожной полиции. По-английски полицейские не понимали, но я сумел
объяснить, что еду в Тебриз. Меня довезли до ближайшего стационарного поста ДПС
и «вписали» в автомобилевоз до Тебриза. Иранские водители - ужасные чистюли: в
машине мне пришлось разуться и засунуть кроссовки в целлофановый пакет. К
полудню был в Тебризе - крупнейшем городе северо-запада Ирана, столице
провинции Восточный Азербайджан. И остаток дня посвятил хождению по городу.
Тебриз слишком велик, чтобы постоянно ходить по нему с тяжёлым рюкзаком,
поэтому иногда приходилось подъезжать на городских автобусах. Проезд стоит 750
риалов (0,075 $), салон разделён на мужскую (переднюю) и женскую (заднюю)
половину. В Тебризе стоит посетить городской парк El Goli Pool с
рукотворным озером, фонтанами и рестораном на искусственном полуострове. В этом
же озере плавают крупные рыбины, которые хорошо видны в чистой воде. Тебриз
окружают высокие красноватые безлесные горы.
На иранских дорогах часто
встречаются оранжевые грузовики «Мерседес» ретро-моделей (на самом деле это
современные машины, просто для стран Азии выпускают именно такие модели). Много
легковых машин, очень напоминающих советские «Москвичи» - это иранская машинка
«Пекан». А ещё иранцы очень любят синие пикапы.
Вторая иранская ночь прошла на
«вписке» - меня пригласил к себе владелец придорожного кафе, куда я зашёл
набрать воды в предвечерье. Он и его брат так же плохо, как и я, говорили
по-английски и потому мы легко нашли общий язык. На ужин братья пригласили
своего отца - участника ирано-иракской войны. На мой вопрос, как они относятся
к США, ответили, что вполне лояльно. А вот Израиль в Иране не любят…
В городу Урмия я на собственном
опыте убедился, что на восточном рынке можно и нужно торговаться. Имея желание
купить иранский флаг, я нашёл продавца оного на городском базаре.
Первоначальная цена флага (размеры его примерно 2,5 на 1,5 метра) составила
2000000 риалов (200 $). Конечно, такая цена меня не устроила. Начался торг, в
ходе которого цена менялась 5 или 6 раз, пока не упала до 120000 риалов (12 $).
Цена упала почти в 17 раз по сравнению с первоначальной!
Третья и последняя ночь в Иране
тоже прошла на «вписке», и снова меня пригласили переночевать владельцы
придорожной харчевни. Накормили вкусным ужином и накурили кальяном.
Вечером 3 ноября, посмотрев солёное озеро Урмия (похоже на Сиваш в самое
засушливое лето, только окружено горами), я уехал в Турцию. Конечно, четыре дня
для Ирана - это слишком мало, но достаточно, чтобы понять сущность страны. Иран
- прекрасная страна!
Фотографии из Ирана можно посмотреть на
http://vkontakte.ru/id51132562#/album51132562_127904115