Правозащитный центр «Мемориал» на днях сообщил о новых случаях похищения в России граждан Узбекистана, обвиняемых властями этой страны в экстремизме.
«С осени прошлого года на территории России ведется настоящая охота на подлинных и мнимых «экстремистов» из Узбекистана и Таджикистана, нередко сопровождающаяся серьезными нарушениями закона. Большинство этих случаев остается неизвестным и не упоминается в СМИ», - говорится в публикации.
Ситуация непростая: из регулярных сообщений на эту тему видно, что подавляющее большинство запросов действительно относится к обвиняемым в экстремизме и терроризме. В то же время согласно нормам беженского права выдавать их в Узбекистан или Таджикистан нельзя, поскольку в этих государствах они могут подвергнуться пыткам.
Тайные похищения
«Мемориал» рассказывает о похищении работавших в Дагестане братьев Алишера и Жасурбека Фазиловых, а также жившего в Брянске Абдусамада Мирзаева. Все они ожидали получения статуса беженца, однако были тайно арестованы российскими спецслужбами и, судя по всему, выданы узбекским властям.
Важным обстоятельством в истории с братьями Фазиловыми является то, что никаких преступлений на территории собственно Узбекистана они не совершали.
По версии следствия, вместе с несколькими трудовыми мигрантами из Узбекистана, находившимися на заработках в Махачкале, они в 2009-2012 годах вели среди своих земляков исламистскую пропаганду, в том числе показывали фильмы, выпущенные студией «джихадистского» Исламского движения Узбекистана (ИДУ), а также использовали религиозную литературу «с идеями, чуждыми традиционному исламу».
Впоследствии обвинение было дополнено пунктами о создании некоего «джамоата» узбекских трудовых мигрантов, участники которого проповедовали исламский образ жизни, говорили, что государственный строй Узбекистана не соответствует требованиям шариата, что надо создать исламское государство в своей стране и во всем мире, призывали участвовать в этой борьбе и положительно высказывались о деятельности ИДУ. В этой связи в 2012 году против Фазиловых было возбуждено уголовное дело по обвинению в посягательстве на конституционный строй Республики Узбекистан.
При этом правоохранительные органы самой России никакой информацией о незаконной деятельности Фазиловых в Дагестане не располагают, как и фактами, подтверждающими их принадлежность к какой-либо из запрещенных в РФ организаций.
Третий похищенный, Абдусамад Мирзаев, был объявлен в Узбекистане в розыск по обвинению в причастности к религиозно-экстремистской деятельности. Где именно он ее осуществлял, в докладе «Мемориала» не уточняется.
«Возвращение к пыткам»
Более подробно о тайных похищениях и выдачах повествует вышедший в июле доклад Amnesty International «Возвращение к пыткам. Экстрадиция, принудительное возвращение и выдворение лиц в страны Центральной Азии».
В нем собраны многочисленные примеры того как Россия, Украина и азиатские страны СНГ, состоя в сговоре, беспрепятственно похищают, перевозят и выдают просителей убежища, беженцев и прочих граждан стран Центральной Азии, в государства исхода, где им грозят пытки и жестокое обращение. «Учитывая регулярность, с которой это происходит, можно говорить о том, что в регионе действует чрезвычайная программа незаконной выдачи людей», - подчеркивается в докладе.
Правозащитная организация напоминает, что экстрадиция человека в страну, где ему грозят пытки и жестокое обращение, всегда незаконна: в соответствии с международным правом беженцы, просители убежища, подозреваемые или обвиняемые в совершении уголовных преступлений либо терактов, имеют право на защиту от возвращения в такое государство.
Иначе говоря, сам факт выдачи обвиняемых в терроризме и экстремизме (в том числе настоящих террористов и экстремистов) в страны Центральной Азии, где такое обращение является обычным делом, согласно законодательству о беженцах, незаконен.
Amnesty International указывает, что во всех странах Центральной Азии судьи редко идут против воли исполнительной власти и не защищают подсудимых, заявляющих о перенесенных пытках. Напротив, они охотно принимают в качестве доказательства сведения, полученные под пытками, а высокопоставленные чиновники, выступая в государственных СМИ, нередко еще до начала суда объявляют подозреваемых преступниками.
В докладе описываются многие случаи похищения и последующей переправки людей из России, Казахстана и Украины в Таджикистан и Узбекистан.
Так, в 2009 году в Москве на основании ходатайства об экстрадиции, выданного властями Таджикистана, был арестован некий Савриддин Джураев, обвиняемый в причастности к деятельности запрещенных исламистских организаций.
Среди инкриминируемых Джураеву преступлений фигурировало, например, такое, что он «использовал начало гражданского противостояния и возникшего хаоса в республике с целью дестабилизации политической обстановки Республики Таджикистан и незаконного присвоения должностных полномочий государственных силовых органов». Однако в 1992 году, когда происходили эти события, ему было всего семь лет.
Несмотря на очевидную нелепость этого обвинения, Генпрокуратура РФ удовлетворила ходатайство о выдаче. В октябре 2010-го в Москве Джураев был похищен неизвестными, а ночью отправлен самолетом в Таджикистан, притом что у него не было действующего паспорта. «Девятнадцатого апреля 2012 года Савриддина Джураева приговорили к 26 годам лишения свободы по итогам несправедливого судебного процесса», - отмечает правозащитная организация.
Amnesty International напоминает и о нашумевшем похищении российского оппозиционера Леонида Развозжаева в Киеве в октябре 2012 года, доставленного в Россию, по-видимому, российскими силовиками, действовавшими на территории Украины. Его схватили возле офиса Общества помощи еврейским иммигрантам - организации-партнера УВКБ ООН, куда Развозжаев обратился за юридической помощью по поводу получения убежища.
По словам российского депутата Ильи Пономарева, он был вывезен из Киева на частном самолете сотрудниками российских спецслужб, имевших разрешение украинской стороны.
В свою очередь пресс-секретарь МВД Украины Владимир Полищук выступил с открытым оправданием действий российских силовиков. 25 октября 2012 года он подтвердил, что Леонида Развозжаева похитили «силовики или силовые структуры других стран», и заявил, что это «не является уголовным преступлением».
Amnesty International обращает внимание на то, что власти пытаются открещиваться от обвинений в незаконном похищении и переброске людей, утверждая о своем неведении, однако эти отговорки не выдерживают никакой критики.
«Имеются многочисленные свидетельства того, что спецслужбы одних стран СНГ допрашивают (и пытают) лиц, задержанных на территории других государств - при явном согласии и содействии местных силовиков», - заявляют авторы доклада.
Россия выдает
Здесь самое время вспомнить недавние слова Путина, который в ответ на вопрос о возможной выдаче Эдварда Сноудена высокопарно заявил, что «Россия никогда никого никуда не выдает, и выдавать не собирается».
Однако это заявление легко опровергается данными Генеральной прокуратуры РФ, размещенными на сайте данного ведомства в разделе «Международное сотрудничество»:
«Генпрокуратурой России приняты решения о выдаче компетентным органам иностранных государств: в 2006 г. в отношении 1064 лиц, в 2007 г. - 1101 лица, в 2008 г. - 1173 лиц, в 2009 г. - 1390 лиц, в 2010 г. - 1300 лиц, в 2011 г. - 1083 лиц, в 2012 г. - 1124 лиц (большинство запросов о выдаче поступают из Украины, Республики Узбекистан, Республики Беларусь)».
Тут же указывается, что выдают и России. По данным Генпрокуратуры РФ, в среднем - по 400 с лишним, иногда 500 с лишним человек в год.
Безвинные экстремисты
Несмотря на приведенные Amnesty International вопиющие примеры нарушения международного права властями стран СНГ, сам доклад вызывает двойственные чувства.
В нем, например, констатируется, что выдачи затрагивают прежде всего членов и предполагаемых членов «определенных группировок». В переводе с иносказательного на более внятный язык это означает «экстремистских» и «террористических».
Далее авторы высказываются относительно ясно:
«Чаще всего власти региона преследуют такие организации как «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), «Союза исламского джихада» (СИД), «Хизб ут-Тахрир» и сторонников либо последователей салафизма, ваххабизма, идей турецкого богослова Саида Нурси и «Джамаата Таблиг».
«Власти преследуют…». Видимо, предполагается, что ради торжества идеалов беженского права читатели должны преисполниться сочувствием к «угнетаемым» джихадистам. («Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски…».)
В этом плане примечателен шум, в обязательном порядке поднимаемый правозащитниками по поводу выдачи того или иного экстремиста, априори объявляемого невинной жертвой кровавого режима.
Стоит, например, вспомнить историю с выдачей Казахстаном 28 узбекских беженцев в 2011 году (на самом деле 33-х). Правозащитные организации и журналисты громко негодовали и заявляли, что их преследуют только потому, что они «представители малой мусульманской общины, независимой от официально зарегистрированных мечетей».
И почти никто из тех, кто писал об этом не дал себе труда изучить информацию в Интернете, сопоставить известные разрозненные факты и убедиться, что часть этих людей была объявлена в розыск сразу же после серии терактов и перестрелок в Ташкенте осенью 2009 года за принадлежность к жестокой террористической группировке (реальной, а не вымышленной).
Фотографии некоторых из них появились в Ташкенте на развешанных по всему городу розыскных ориентировках после серии нападений на священнослужителей и сотрудников МВД и последующей ликвидации ядра группы, когда оставшиеся ее члены подались в бега. То есть в Ташкенте с самого начала было прекрасно известно, что разыскивают их именно за экстремизм и терроризм, а не за что-то другое.
Ориентировка в Ташкенте. Среди разыскиваемых "джихадистов" выданные впоследствии Казахстаном беженцы - Сухроб Бозоров, Баходыр и Бахриддин Нуруллаевы, Равшан Тураев, Алишер Хашимов, Абдуазим Якубов.
После того как группа «Джихад» была разгромлена, некоторые ее участники скрылись в Казахстане и попытались получить там статус беженцев. Сначала представительство УВКБ ООН в Казахстане предоставило 17-ти из них этот статус. Однако затем, ознакомившись с документами, предоставленными казахскими и узбекскими спецслужбами, представительство УВКБ ООН аннулировало выданные мандаты. В итоге всех беженцев отправили обратно в Узбекистан, где они были осуждены и приговорены к длительным срокам лишения свободы.
Ориентировка в Ташкенте. Члены группировки "джихадистов", возглавляемой Шовкатом Махмудовым.
Для властей Казахстана эта ситуация была сведена к достаточно непростому выбору - либо нарушить принятые на себя международные обязательства и выдать их в Узбекистан на основе данных узбекской стороны, либо отправить их в Европу или Америку.
Надо сказать, что до этого многих беженцев Казахстан не выдавал - того же имама Обидхона Назарова, а также множество других, получивших убежище на Западе.
Можно предположить, что в этом случае узбекской стороной были представлены весомые доказательства виновности «джихадистов» (то есть это была не просто охота за мусульманами, как некрасиво врали правозащитники - это целенаправленно отлавливали тех, кого считали принадлежащими к группе Махмудова) - ведь казахским властям было всё равно куда их деть: в Казахстане они в любом случае не остались бы - или были бы выданы, или уехали бы в другие страны.
Тем не менее, формально было нарушено множество принятых на себя Казахстаном обязательств, вследствие чего правозащитные организации, СМИ и Комитет ООН против пыток дружно осудили его за выдачу искателей убежища, несмотря на доказанный риск применения к ним пыток по возвращении.
То есть, в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев и Европейской конвенцией по правам человека в Узбекистан никого выдавать не разрешается - ни террористов, ни убийц, ни маньяков, вообще никого, поскольку по данным ООН пытки там применяются систематически. (Хотя никакие меры за нарушение этой конвенции тоже не предусматриваются).
Выходит, что легального механизма наказания для сбежавших из этой страны преступников нет: за преступления, совершенные на ее территории, могут карать только судебные органы самого Узбекистана, однако выдавать туда никого нельзя.
Несмотря на это, сетует Amnesty International, соглашения, заключенные между странами Шанхайской организации сотрудничества, создали нормативную базу для экстрадиции политических и религиозных беженцев в государства-члены ШОС. И эти документы фактически стали превалировать над положениями международных конвенций.
Обычные «ликвидации»
Понятно, что когда нарушения закона на основе целесообразности становятся регулярными, то закон перестает существовать. В контексте нашей темы это значит, что власти той или иной страны начинают выдавать уже не только экстремистов, но и просто оппонентов того или иного режима.
На это указывает и Amnesty International.
«К другим группам риска относятся подозреваемые или обвиняемые в участии в беспорядках, а также правозащитники, журналисты, адвокаты, политические противники, оппозиционеры, бизнесмены и бывшие (зачастую высокопоставленные) представители руководства страны и силовых ведомств», - говорится в докладе.
В нем отмечается, что все пять стран региона регулярно настаивают на выдаче своих недругов и опальных состоятельных людей.
Стоит отметить, что таковых выдают не всегда. Так, несмотря на истерику узбекской стороны, требовавшей выдачи гендиректора компании сотовой связи МТС-Узбекистан Бехзода Ахмедова, Россия не выдала его, хотя это, возможно, и стало одной из причин разгрома «дочки» российской компании.
Случаи выдачи диссидентов и врагов режима еще более редки - особенно на фоне сотен экстрадиций обвиняемых в уголовных преступлениях, экстремизме и терроризме. Разумеется, каждый такой случай является проявлением подлости со стороны выдающего государства, точнее, его режима.
От тайных похищений до «ликвидаций» - всего один шаг. И этот шаг спецслужбы многих стран СНГ давно сделали.
На счету российских «чекистов» - убийства лидеров чеченских сепаратистов, Литвиненко. Узбекских - проваленная попытка застрелить Мухаммада Салиха (об этом подробно рассказывалось в телепрограмме Михаила Маркелова «Наша версия: под грифом «секретно»), а также более удачное покушение на сбежавшего в Швецию имама Обидхона Назарова. Таджикские отметились нападением на проживавшего в Москве журналиста Дододжона Атовуллоева, последовательного критика президента Рахмона.
Западный ответ
В общем, налицо дилемма, однозначного решения которой пока нет.
С одной стороны насильно возвращать назад просителей убежища нельзя, с другой, если опираться исключительно на беженское право, то настоящие террористы и экстремисты останутся безнаказанными (ведь на родине к ним может быть применено жестокое обращение) и благополучно осядут на Западе и в России. Те, кто считает, что там они успокоятся, могут почитать историю радикального исламиста Абу Катады.
Где же выход? Так получается плохо, а так - еще хуже. Боюсь, что вывод будет банален: надо совершенствовать законодательство, чтобы нормальные люди получили возможность бежать от зверских режимов, в то же время отмороженные террористы получали по заслугам.
Например, если получивший вид на жительство беженец будет замечен в экстремистской деятельности, лоббировании экстремизма и т.д., то его статус должен быть аннулирован, а сам он отправлен обратно. (Кстати, в июле Абу Катаду все-таки выдали Иордании, которая дала гарантии, что во время повторного суда против него не будут использоваться показания, полученные под пытками.)
Пока же законодательство не доработано, на Западе на этот вопрос давали свой ответ, причем не единожды. Гуантанамо - раз, секретные тюрьмы ЦРУ - программа, в которой принимали участие ряд арабских и европейских стран, - два. Формальное нахождение подозреваемых в терроризме вне зоны юрисдикции США позволяло применять в их отношении пытки. То есть, права правами, а борьба с терроризмом борьбой с терроризмом. (В 2009 году Барак Обама издал указ о закрытии всех этих тюрем).
На существование двойных стандартов сетует и Amnesty International, отмечая, что замалчивание проблемы похищения и выдачи людей спецслужбами стран СНГ отчасти обусловлено неловкостью, неким чувством сообщничества со стороны европейских правительств, хорошо знакомых с подобной практикой, ведь многие из них участвовали в американских программах тайных тюрем и незаконных выдач задержанных.
«Программы, которые США развертывали в мировом масштабе с конца 2001 года примерно по 2006 год, включали незаконные выдачи, тайное содержание под стражей, пытки и жестокое обращение, а также принудительные исчезновения лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. При этом программа незаконных выдач задержанных не состоялась бы без тесного сотрудничества с многочисленными европейскими союзниками, охотно принимавшими в ней участие и сумевшими уйти от ответственности», - указывает правозащитная организация.
Далее авторами доклада делается вывод, близкий к вышеприведенному (то есть, о безусловном предоставлении убежища всем выехавшим из Узбекистана нет и речи):
«Необходимо, чтобы требования экстрадиции, поступающие из центральноазиатских стран, перед удовлетворением проходили тщательную проверку, а у людей, которые хотят в справедливом суде оспорить постановление об экстрадиции, имелись для того все возможности. В конечном итоге именно суды должны решать, выдавать ли разыскиваемое лицо, и эти суды должны соблюдать стандарты в области защиты прав человека, а не подыгрывать силовым структурам и своим политическим хозяевам в угоду сохранения с ними хороших отношений», - подытоживает Amnesty International.