Валютные ограничения ударили по жителям Узбекистана. Часть 2

Feb 17, 2013 19:44




Пенсия за месяц - примерно 350 тысяч сумов (130 долларов).

Первым делом самолеты

Но это была лишь часть последних «реформ» президента Каримова.

В другом своем недавнем постановлении - «О дальнейшем упорядочении механизма расчетов в розничной торговле и сфере услуг» он напомнил, что расплачиваться за товары и услуги необходимо исключительно сумами, и поручил в течение месяца ужесточить уголовную и административную ответственность за расчеты в наличной иностранной валюте в розничной торговле и сфере услуг.

Согласно постановлению, в структуре Государственного налогового комитета РУз создается «Специальное управление по контролю за недопущением обращения наличной иностранной валюты в розничной торговле и сфере услуг, организации краткосрочных проверок» с территориальными отделами по всему Узбекистану.

Его сотрудники займутся «выявлением, пресечением и предупреждением валютных преступлений и правонарушений при расчетах в розничной торговле и сфере услуг, в том числе посредством механизма контрольных закупок, передачей материалов по выявленным фактам нарушений, по подследственности, в правоохранительные органы». (То есть, попросту говоря, они будут организовывать провокации и «подставы» для возбуждения уголовных и административных дел).

Всем государственным ведомствам, включая Генпрокуратуру и МВД, предписано оказывать содействие «Специальному управлению» в осуществлении им провокаций.

Преференции получили только два вида товаров - машины и авиабилеты.

19 декабря 2012 года правительство предоставило право иностранным авиаперевозчикам продавать билеты резидентам Узбекистана за валюту. Ранее граждане страны должны были покупать их за сумы.

Что касается автомобилей, то вплоть до недавнего времени они продавались исключительно за доллары (своеобразное изобретение узбекских властей - «внутренний экспорт», не зависящий от экспорта внешнего, в частности, от снижения продаж узбекских автомобилей в России). Но недавно покупать их было разрешено и за сумы.

6 февраля Центробанк напомнил: «Сохраняет свое действие механизм приобретения авиабилетов и автомобилей отечественного производства за иностранную валюту…».

Это, разумеется, в том случае, когда автомобили продает государство. А вот гражданам этого самого государства избавляться от них за те же самые деньги не разрешается.

«Продать те же машины за доллары уже нельзя - поймают, посадят, выедят и высушат. То же самое с гражданином сделают, если он попытается приобрести доллары на покупку автомобиля на стороне, приобрести за валюту подержанное авто или же новую машину, но российского или украинского производства», - отреагировал Uzmetronom.

Впредь, в связи с готовящимся созданием «Специального управления провокаций», все крупные сделки узбекистанцам каким-то образом придется совершать не в долларах, а в национальной валюте.

Очевидно, что это будет непростое занятие, учитывая, что самая крупная узбекская купюра в 1.000 сумов соответствует всего 36 центам.

Сто долларов в сумовом эквиваленте - это две с половиной пачки по сотне тысячесумовых купюр, каждая пачка весит сто граммов. (Каримов не желает вводить в оборот купюры большего значения или делать деноминацию, поскольку не признаёт наличия высокой инфляции.) Исходя из нынешнего курса, сто долларов - это 0,25 кг узбекских сумов. Чтобы заплатить за дом или трехкомнатную машину, покупателю придется выложить не меньше центнера денег.

Другой вопрос: что продавцу дома или квартиры затем делать с вырученными сумами? И что с ними делать людям, собравшимся уезжать - продающим бизнес, недвижимость, машины, дорогие вещи? Продавать свою собственность за доллары запрещено, покупать доллары на «черном рынке» тоже, а государство разрешает класть на карточку всего по 2.000 долларов в квартал. То есть, бывшему хозяину квартиры стоимостью в 30.000 долларов придется дожидаться обналичивания этой суммы почти четыре года.

Более того, поскольку снятие денег с карты ограничено лимитом в 100 долларов в сутки, то снимать эти деньги за границей ему придется как минимум год.

Именно на этих людей, скорее всего, и откроют свою «охоту» сотрудники создаваемого «Специального управления». Теперь владельцев недвижимости ждут тщательно разработанные провокационные схемы и уголовные дела за «незаконную» продажу своих домов и квартир.



Обмен валюты в Алматы (Казахстан), 2009 год.

Как работают карточки

Тем временем начали поступать сведения о том, как всё это выглядит в действии.

Выяснилось, что сразу снять с карточки деньги за границей нельзя - на их обналичивание наложили ограничения в 100 или 200 долларов в день. Лимит устанавливался каждым узбекистанским банком по договоренности с международными системами Visa и MasterCard и у разных банков мог быть разным.

То есть для того, чтобы снять с карточки разрешенные 2.000 долларов, покупателю пришлось бы прожить за границей минимум 10 дней, снимая по 200 долларов в сутки, да еще банк удержал бы с него 5 процентов за предоставленные комиссионные услуги.

Но оказалось, что власти сочли квоту в 200 долларов чрезмерно завышенной. Буквально через несколько дней по указанию Центробанка лимит по обналичиванию валюты был уменьшен до 100 долларов в сутки.

Необходимость этих ограничений власти разъяснили через сайт Uzmetronom посредством письма некоего «обычного гражданина Республики Узбекистан» (то же письмо в рубрике «комментарии» опубликовал и Uznews.net). В нем, в частности, говорилось:

«Нет смысла бороться с теневым рынком, если позволить снимать по карте наличность в любых размерах в любой стране мира. В этом случае те же самые «валютчики» прежними путями будут заполучать «по блату» практически всю инвалюту в банках, только на сей раз она будет зачислена на карты. Далее они будут вывозить карты десятками в условный Казахстан, за день все обналичивать, привозить обратно и продавать на улице. Это ничего не улучшит для обычного человека».

Содержащийся в письме вывод был таков: «Обычному человеку вполне достаточно иметь $100 в наличной форме в день для мелких расходов».

При этом ни один представитель власти так и не объяснил, как обналичить средства от продажи квартиры или машины, и почему вообще граждане Узбекистана не могут снять деньги в своей стране, а должны лететь или ехать в другие государства и жить там, снимая по 100 долларов в день, да еще платить банку за «обслуживание счета».

В дополнение выяснилось, что выданные узбекскими банками международные пластиковые карточки часто вообще не работают.

4 февраля Uzmetronom, ссылаясь на узбекских бизнесменов в России, сообщил, что владельцы карт Visa, выданных банками Узбекистана, не могут приобрести по ним авиабилеты. Причина - банки Узбекистана не дают авторизации карточек, а их владельцев о мотивах отказа в авторизации не извещают.

10 февраля тот же сайт поведал о другом случае, когда Национальный банк внешнеэкономической деятельности отказал в авторизации карточки Visa, куда была перечислена купленная в этом банке валюта.

Об этом же в целом ряде статей рассказал независимый сайт Uznews.net.

«Нам повезло, и мы одни из первых получили карту Visa Travel. Хотели забронировать гостиницу для летнего отдыха в Таиланде и купить билеты, но счет на этой карте не принимает ни одна из нескольких систем бронирования, которые мы испробовали», - приводит он слова одной из жительниц Ташкента.

И, наконец, РИА Новости 8 февраля сообщило, что банки Узбекистана блокировали услугу on-line покупок с использованием дебетных карт VISA и Master Card, выдачу которых инициировали власти республики.

По данным информагентства, такое решение было принято «в целях недопущения обналичивания средств с карты и дальнейшего их использования на «черном рынке».

Через два дня банкир Ориф Хошимов в интервью радио «Озодлик» (узбекская служба радио «Свобода» уточнил, что данное решение относится только к международным пластиковым карточкам, открытым для покупки иностранной валюты в банках Узбекистана по официальному курсу.

То есть, лавочка с чудесными возможностями и перспективами, столь заманчиво живописуемыми Центробанком, была прикрыта.



Обмен валюты в Алматы (Казахстан), 2009 год.

«Борьба» с коррупцией

За этим ожидаемо последовали показательные аресты и задержания.

Местные СМИ сообщили о взятии под стражу ряда руководителей банков, организовавших такую схему продажи валюты, при которой ее реально могли купить только их сообщники из числа нелегальных «менял». (Интересно, что до этого подобное положение дел, существовавшее на протяжении почти двух десятилетий, интереса у силовых и фискальных ведомств почему-то не вызывало.)

Согласно сообщениям, в следственный изолятор были водворены руководящие сотрудники АКИБ «Ипотека», в том числе заместитель председателя «Ипотека-банка» и управляющий Ташкентским филиалом этого банка.

Стало известно, что подались в бега несколько руководителей «Халк-банка», включая главу его ташкентского филиала, что взяты под арест лица, занимавшиеся обменом валюты на оптовом рынке «Бек Барака» и т.д.

Стоит отметить, что насчет «Ипотека-банка» не всё так просто - высказываются мнения, что под шумок кто-то решил взять его под свой контроль.

Понятно, что репрессивные меры в отношении отдельных банковских воротил вряд ли повлияют на общую ситуацию: ведь дело в самой системе. Пока существует большая межкурсовая разница, положить безналичные доллары на карточку смогут ровно те же лица, что стояли в очередях за «дешевой» валютой. Для всех остальных ответ будет прежним: долларов нет. Таким образом, меняется лишь процедура.
Попытки объяснения

Чем вызван новый порядок реализации валюты с одной стороны ясно: тем, что ее запасы не безграничны и коммерческие банки не могут бесконечно ее продавать на 38-40 процентов дешевле. чем она стоит на «черном рынке».

С другой стороны - неизвестно, зачем банки вообще ее продавали, к тому же власти в любой момент могли прекратить эти «распродажи», тем более что до января 2013-го их и не было. И всё вернулось бы на круги своя: на бумаге конвертация есть, на деле - нет. Все это знают, и за «дешевыми» долларами в банк не суются.

Ясно, что сама по себе распродажа «дешевых» долларов не могла бы укрепить «базарный» курс сума: чтобы реально его сбить, пришлось бы выбросить на «черный рынок» огромные валютные запасы. Впрочем, даже в этом случае эффект был бы лишь кратковременным и с окончанием подпитки «базара» долларами, курс сума снова начал бы падать.

Но речи об этом уже не идет - согласно постановлениям Ислама Каримова «дешевые» доллары должны выталкиваться за рубеж. А это точно не поспособствует «укреплению статуса национальной валюты» - если долларов на «черный рынок» будет поступать меньше, то спрос на них станет расти, и, следовательно, курс сума снижаться. Хотя, возможно, это не слишком отразится на ситуации: поток гастарбайтерских денег всё время увеличивается.

Остается предположить, что президент Каримов на старости лет обеспокоился тем, что отсутствие свободного обмена подрывает реноме Узбекистана как цивилизованной страны. Правда, заподозрить его в идеализме сложно, ведь созданная им экономическая модель целиком базируется на разнице курсов - это и её базис и надстройка.

Тут мне хотелось бы обратить внимание на пару комментариев к статьям в Интернете (их можно рассматривать как версии):

«Я вот на днях разговаривал с налоговиками и ребятами из Департамента - все эти нововведения нацелены на то, чтобы устранить мафию у обменников. Наши правительственные управленцы-манагеры никак не хотят понять, что искусственными мерами ничего не устранить, что надо в корень проблемы смотреть, менять всю систему «на основе международного опыта» )).

Словом, по мнению автора, степень маразма наверху достигла такого уровня, что так там понимается ситуация.

Согласно другой версии, тоже высказанной в одном из комментариев, под предлогом продажи «дешевых» долларов власти решили завлечь в банки сумовую наличность. «Народ от радости несет деньги не на депозит, а на покупку долларов. И этим оттягивает экономическую «гибель» правительства, так как не нужна эмиссия (дополнительное печатание денег) и государство на нужды выдает принесенные ими сумы», - пишет автор.

То есть, подразумевается, что банки получают бесплатно сумы от привлеченных покупателей валюты, только вот снять с карточек эту валюту (получить купленный товар) люди не могут, поскольку она фактически «замораживается» и остается в распоряжении банков.

Интересно, что эта версия вполне согласуется с недавним закрытием кредитных союзов, выдававших большие проценты и по этой причине рассматривавшихся банками в качестве более успешных конкурентов, а потому ликвидированных.

Выравнивание курсов: то ли будет, то ли нет

Обстановка в валютно-денежной сфере меняется едва ли не каждый день. Все время поступает новая информация о том, как действует валютное «урегулирование», какие скачки совершает курс доллара на «черном рынке».

10-11 февраля он упал столь низко - до 2.300-2.400 сумов за доллар, что по Ташкенту распространились слухи о том, что власти решили уравнять «базарные» курсы основных валют с обменными курсами коммерческих банков.

В интервью радиостанции «Озодлик» это подтвердил и банкир Ориф Хошимов. «Сейчас правительство …намерено устранить разницу между курсом рыночным и устанавливаемым центральным банком», - пояснил он.

Однако прошло несколько дней, и доллар начал восстанавливать свои позиции.

Uznews.net пишет, что даже если властям путем давления «сверху» удастся привести обменные курсы банков и «черного рынка» к общему знаменателю, нелегальный рынок валюты всё равно не исчезнет.

Сайт напоминает о ситуации в 2007 году, когда межкурсовая разница в Узбекистане была настолько незначительна, что многие предпочитали сдавать доллары в обменные пункты - так было спокойней. Тем не менее, теневой рынок валюты тогда не исчез, он жил, в основном, за счет тех, кому нужно было приобрести валюту без проволочек и не оставляя для фискальных органов следов о таких сделках. Кроме того, менялы работали с рублями и тенге, то есть, с валютами, которые государство почему-то игнорировало.

Как нынешняя «реформа» Каримова отразится на жизни страны, сказать пока сложно. но, судя по всему, она вряд ли поспособствует росту деловой активности и улучшению инвестиционного климата.

реформы, валюта

Previous post Next post
Up