Сейчас я пишу статью о российском современном концептуальном искусстве и о его трансформациях от Бренера, Кулика и Мавромати до Павленского с его политическими выходками. Я вспомнила и о том, что сама принимала участие в ряде концептуальных акций, главной из которых можно назвать мою акцию "Процесс". Я придумала ее в тюрьме, желая быть героем и назначив себя режиссером происходящего. Удивительно, но мне удалось и то, и другое.
Вот ее описание, сохранившееся в тюремном дневнике и в книге, вышедшей на его основе.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ АКЦИЯ
1. Акция претендует на уникальность в связи со своей продолжительностью, а также реальной степенью риска и опасности, которым подвергается основной ее участник (объект) - Я.
2. Цель - эпатаж публики. Получение статуса героя.
3. Средство - моя жизнь.
4. Основные моменты
Неожиданность и явное несоответствие личности участника акции (меня) и места, в котором акция происходит (тюрьмы). Максимальная вовлеченность в перформанс реальных действующих лиц (как то: ФСК и проч.). Действующие лица в акцию не посвящены, и посему ход ее непредсказуем.
5. Изначальная невиновность основного объекта (меня).
6. Полная отстраненность объекта (меня) от участия в бытовом аспекте акции. Незаинтересованность в бытовых последствиях собственной участи.
7. Бесконечное нагромождение атрибутов действительности, вызывающее ощущение абсурда, и в то же время некая нарочитая «взаправдашность».
Алина Витухновская