"Если не будет покаяния у русских людей - конец мира близок! "
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Тревожным набатом гремит по стране имя Царское. Друзьям и врагам напоминает оно о себе. Как будто вопреки самому замыслу захоронителей сомнительных останков встают перед общественным сознанием образы Царских мучеников. Не дают они кому-то покоя…
Деды совершили ритуальное убийство. А внукам не спится, хочется сделать ритуальные похороны, чтобы туда же, в ту же могилу закопать поглубже и завалить потяжелее самую мысль о монархии, самое воспоминание о том, что можно было когда-то (а, значит, и теперь должно) править страною не так, как эти могильщики и их деды. Страна в разрухе и в невиданном уничижении. А имя Царево слышится повсюду, как бы напоминая нам: под проклятием земля русская и народ ее, и корень сего проклятия скрыт в Ипатьевском подвале. Сюда надобно принести покаяние, в ответ на которое придет и благословение.
Трудно назвать это покаяние всенародным, но нельзя сказать, будто оно и вовсе не начиналось. Задумываются об этом православные люди и открывают сердца свои Царственным Мученикам, а те в ответ совершают в этих сердцах целительное действие. И все это происходит практически незаметно. Впрочем, заметно для тех, кто сам причастен такого исцеления...
Я попробую ответить на очень сложные вопросы, которые в последнее время многие поднимают: что есть всенародное покаяние за убийство в 1918 году своего Царя Николая и его семьи? Касается ли оно нас сегодня живущих? А если касается, то, что мы должны делать для совершения покаяния? Эти важные вопросы не нашли еще удовлетворительного ответа. Из ряда вон выходящее преступление цареубийства имеет свою предысторию. Коснемся ее кратко.
В течение XIX века по ряду причин в России ослабевала и терялась православная вера: сначала у аристократического круга, интеллигенции, а за ними и у народа. В конце XIX века большинство людей отказывалось жить по воле Божией и захотело жить как в Европе и по своей воле. Вероисповедание перестало быть глубоко сердечным и становилось все более теплохладным и формальным. В результате в 1905 году грянула первая революция. Тогда прозорливый святой Иоанн Кронштадтский, видя падение русского народа, взывал к нему: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и нашлет жестоких самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». Но народ не внял этим словам святого старца и произошли трагические события 1917 года.
Революционеры-богоборцы стали открыто и нагло хулить Царя и лукаво принуждать его отказаться от царской власти. В это время никто из высшего близкого его окружения (кроме семьи) и народ, давший присягу и клятву верности Царю, не встали с возмущением и не сказали: «Государь, не делай этого, мы до конца рядом с тобой». В это время по существу произошло предательство своего Царя, который за свое правление сделал много очевидной пользы для народа и страны. Но неразумный народ, уже отошедший в большой мере от Бога и соблазненный обещаниями лучшей жизни, равнодушно воспринял свержение Царя от власти и не стал, как должно и как было в прежние века, просить Царя вернуться к управлению страной. И далее произошло то, что предсказывали Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и другие прозорливые старцы.
Кульминацией стало ритуально-мистическое убийство царя с семьей 17 июля 1918 года и уничтожение тел убитых. Убит был Божий Помазанник - дерзко попрана древняя заповедь Господа: «Не прикасайся Помазанным Моим» (Псалом 104, 15). От убийства Царя и его детей у многих людей всколыхнулась совесть. Чтобы подавить этот голос совести большевики сделали сильный ход. Они стали широко распространять клевету о том, какой царь Николай («Николашка») был плохой и никчемный как человек и вредный для народа России. Эту клеветническую ложь люди с удовольствием воспринимали и повторяли, поскольку она заглушала муки угрызения совести. Восприятием и передачей этой клеветы своим ближним, детям и внукам, народ вторично предал Царя.
Во-первых, была воспринята неразумная лукавая идея новых правителей (кривителей), что мы строим новую, намного лучшую общественную жизнь и что в этом строительстве у нас будет много врагов. Их нужно безжалостно ликвидировать и уничтожать. Одним из главных врагов был Царь.
Во-вторых, возникло лукавое согласие с новыми правителями страны в том, что Бога нет. Это согласие еще более устранило угрызения совести за убийство Царя и открыло широкие возможности устроения новой жизни без ограничений в нарушениях Божиих заповедей («все можно!»).
В-третьих, смиренная любовь перестала быть главной добродетелью и красотой человека.
Эти духовные изменения вызвали ужасные последствия, которые предсказывали православные Старцы и Святые в XVIII - XIX веках. По стране покатилась гражданская война с многомиллионными жертвами. А после войны началось закрытие и разрушение храмов, уничтожение священства. В устроении новой хорошей жизни стали мешать рождающиеся дети, против которых началась еще более жестокая не объявленная война по уничтожению младенцев в утробе матерей. Эта ужасная война продолжается и сегодня; каждый год на Руси убивают несколько миллионов детей. А еще на Руси началась и возрастает эпидемия духовных болезней и умирания семей: если до 1917 года из ста семей распадались одна-две, то в настоящее время распадаются 65-70 семей. Есть и другие негативные последствия греха убийства Царя.
У каждого из нас есть умершие родители, деды и прадеды, которые после убийства Царя и установления советской власти имели не угодный Богу греховный образ жизни и вид деятельности. К таким делам относятся прекращение и искоренение православного образа жизни, закрытие и разрушение храмов, пропаганда и воспитание атеизма, клевета на Царя, создание вредоносных сельскохозяйственных коммун и колхозов и т.п.
Сотворенное предками зло не было ими раскаяно. Поэтому только мы, теперь живущие, своим покаянием можем освободить себя, своих детей и внуков от проклятия грехов наших предков. Ужас состоит в том, что от нескольких поколений наших предков, живших в ХХ веке, накопились горы грехов, сумма которых продолжает возрастать. И если зло этих грехов не будет нейтрализовано покаянием живых потомков, не будет на Святой Руси доброй и достойной жизни. Таков механизм законов духовного мира, которые также неотвратимо действуют, как и известные нам законы материального мира.
Кто же повинен в грехе цареубийства, совершенного 17 июля 1918 года?
На этот вопрос отвечает святой архиепископ Иоанн (Максимович): «В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические лица, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределило конец... Весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Глубокое сознание греховности содеянного и покаяние перед памятью Царя-мученика требуется от нас Божией Правдой. Но покаяние наше должно быть без самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела...».
Знаменитый профессор Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии с 1904 года, не боясь, говорил своим ученикам-студентам, что нам необходимо приносить покаяние за многие вредные деяния, и дал делам покаяния простое, краткое и фундаментальное определение: «Покаяние - это исправление нарушенного внутри себя и в окружающей жизни». Внутри себя - имеется в виду исправление падшего духовно-нравственного состояния человека. А в окружающей жизни - имеются в виду все явления, которые нарушают или вызывают нарушения Божиих заповедей.
К сожалению, ныне живущим людям лукавый дал идею непричастности и оправдания в грехе цареубийства: Они говорят: «Мы в то время не жили, не участвовали в убийстве Царя и не могли его защитить». Проблема покаяния за убийство Царя Николая II очень сложная и болезненная. Наиболее важным и необходимым является покаяние высших властей России и на местах. Они должны вынести из Кремля и предать земле останки Ленина - главного вдохновителя и разрушителя страны; убрать звезды с башен Кремля; убрать в названиях городов, поселков и улиц имена тех, кто расстреливал Царя, тысячи священнослужителей и честных русских людей. Без этого невозможно Божие прощение нашего народа за убиение Царя.
Сегодня Русь на краю гибели. С нами ведется новая война, точнее принципиально новый род войны - информационной, духовно-нравственной, финансовой и политической. Для врага православия главная ближайшая задача - тотальное уничтожение и искоренение Православной веры в народе, чего не могли осуществить большевики и коммунисты в ХХ веке.
Главное оружие защиты и победы в этой войне - духовное, т.е. обретение народом горячей православной веры и создание крепких православных семей. Нам также необходимо широкое индивидуальное покаяние. Каждый должен четко осознавать: «Если я не прилагаю усилий в этих делах, то я помогаю врагам России иметь полную победу. Нельзя далее равнодушно смотреть на погибель своих детей и страны».
Чем больше людей России, начиная с правительства, будут заниматься устранением последствий грехов цареубийства, тем быстрее наша страна выйдет из происходящего многолетнего многостороннего кризиса и обретет достойную жизнь и крепость Третьего Рима. Прозорливый святой Серафим Саровский говорил: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». А когда это произойдет, - зависит от нас ныне живущих и в первую очередь от всенародного покаяния за убийство Царя Николая II.
К сожалению, большинство людей в прошлом легкомысленно относились и до сих пор так относятся к убиению Царя Николая II: «подумаешь, убили царя; он такой же человек, как все; в то время многих убивали и его убили…». Люди не разумеют, что Русский Царь был Помазанник Божий, Император Третьего Рима. Он являлся «удерживающим» мировые силы зла, охраняющим Россию, Православие и Человечество. Николай II является у Бога высокой личностью, взятой в Царство Небесное в лике святых, что подтвердили многие свидетельства его святости. Высоту и силу личности Царя Николая подтверждают также многие бедствия, которые начались сразу после убийства Царя - защитника страны и не прекращаются доныне и остановить их может только покаяние большинства народа России.
Сегодня у всех, кто по-настоящему любит свою Родину-Святую Русь, своих детей и возмущен происходящими в стране бедами, возникает главный вопрос: а что нам делать по исправлению нарушенного, чтобы защитить себя, детей и возродить достойную могучую Державу Россию? Для этого нужно активно участвовать или содействовать решению следующих задач: освоение и укрепление православного образа жизни в себе и своей семье, участие в церковных и общественных богослужениях как в главном деле своей жизни.
Все это дает ощутимое и страшное для врагов России возрастание в нас духовной силы. При этом нужно бояться говорить и исполнять высокогрешные предательские слова: «Мне некогда ходить в храм». Необходимы: воспитание в учебных заведениях у желающих детей и молодежи крепкой православной веры; защита детей и народа от растления средствами массовой информации; запрещение и прекращение убийства невинных и беззащитных детей в утробе матерей; повышение ответственности и активности государственной власти в решении этих задач; верующим людям необходимо еще создавать деятельные православные общины, у которых должны быть особые вдохновляющие и объединяющие молитвы… и песни.
На всех на нас лежит ответ за кровь Государя и за гибель нашей земли. Одни, в безумии своем, восстали на власть, создавшую Россию; другие, по нерадению и малодушию, не сумели этот мятеж подавить; третьи, по невежеству своему, равнодушно взирали на крушение вековых устоев нашей Державы. И все, и каждый из нас виновны в том, что не сумели сохранить и уберечь Царя своего. И Бог карает за это русский народ. С падением Престола, со смертью Царя, всего лишилась Россия. Величие и славу, святыни и братства... все... все... и даже свое имя она потеряла...
Князь Н.Д. Жевахов, товарищ обер-прокурора Св. Синода Царской России, будучи за рубежом, в статье «причины гибели России» писал, вскрывая духовно-нравственные корни русской трагедии:
«Царь - выше закона. Царь - Помазанник Божий и как таковой воплощает собою Образ Божий на земле. А Бог - Любовь. Доброта Царя есть его долг, его слава, его величие. Это ореол его Божественного помазанничества, это отражение лучей небесной славы Всеблагого Творца. Доброта подчиненных Царю органов власти - есть измена, воровство, преступление. Кто осуждал Царя за его доброту, тот не понимал существа Царской власти, кто требовал от Царя твердости, суровости и строгости, тот сваливал на Царя свои собственные обязанности и свидетельствовал о своей измене Царю, о непонимании своего служебного долга и о своей непригодности ни Царю, ни России...Ни один русский Царь не понимал своей Царской миссии столь глубоко, как понимал ее благодатный Государь Николай Александрович...
В этом непонимании русскими людьми природы Самодержавия и сущности Царского служения и выразилось главное преступление русской мысли, попавшей в жидо-масонские сети, и настолько глубоко проникшее в ее толщу, что она не изжита даже до сих пор... Другое преступление русского народа выразилось в непонимании самой России и ее задач... Нет Царя - нет и России, и Русское государство неизбежно сойдет с пути, предуказанного Богом... И пока русские люди не уразумеют миссии Самодержавного Русского Царя, пока не сознают, в чем заключались и должны заключаться задачи Самодержавия и Богопомазанничества, не дадут обета Богу помогать Царю в осуществлении этих задач, до тех пор благодать Божия не вернется в Россию, до тех пор не будет мира на земле». (Кн. Жевахов Н.Д.. Причины гибели России. «Новый сад», 1929).
В 1953 году Русская Зарубежная православная Церковь объявила 17 июля днем скорби со строгим постом.
В 90-е годы из Петербурга на всю страну прозвучала всенародная проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Постоянного члена Священного Синода Иоанна (Снычева):
«Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII и начала ХХ веков) связаны с Цареубийством... История Православной Руси в ее высшем, духовном проявлении служит как бы органическим продолжением Священной Истории Нового Завета. Фигура Помазанника Божия, Русского Православного Царя есть с этой точки зрения видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни заповедей Божиих над законами человеческими.
Отсюда, кстати, и самодержавный характер Царской власти - не земной, но небесной, по слову Писания: "Сердце Царя - в руце Господа... Куда захочет, Он направляет его». (Притчи 21: 1). Собственно, Цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил... Вольно или невольно, сознательно или несознательно, весь народ соучаствует в Цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех Богоотвержения покаянием и исправлением. И, лишь затем, народ, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет.
В ХХ веке - на исходе уже восьмое десятилетие смуты… Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные Цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России, возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обессиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны...». (Митрополит Иоанн (Снычев). Русь Соборная. СПб, «Царское Дело», 1995, с. 38-41.).
«Оглядываясь сегодня на русскую историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах российские народы делали, в конечном счете, один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верую, что это так будет и в этот раз. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время - может быть, совсем малое - и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству... В ожидании этого момента, в предвидении его, наряду с духовным подвигом всенародного покаяния в грехах безбожной, безнравственной жизни, мы должны особое внимание уделить соборному опыту державного строительства - опыту противостояния смуте и возрождения страны...». (Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. СПб, «Царское Дело», 1995, с. 13-14.).
Первый отклик русского народа на призыв о покаянии произошел в 1999 году. По инициативе Общероссийского Общественного Движения «Россия Православная», 21 сентября в столице был созван Собор православных мирян «Всенародное покаяние». В его работе приняли участие 476 человек, в том числе известные православные священники, представители различных православно-патриотических организаций, братств и общин России, Белоруссии, Украины и Казахстана, руководители военно-патриотических объединений, казачьих и других общественных организаций. Документы Соборной встречи мирян гласили:
«По велению сердца и совести мы готовы свидетельствовать, что путь обретения всенародного единства в нашем Отечестве пролегает для нас в направлении, указанном Русской Православной Церковью. Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим нераскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании...
Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора... Задачей Церкви является служение, направленное на внутреннее преображение народа Божия, на его нравственное совершенствование. Для этого нам, чадам одной Матери-Церкви, надо остро прочувствовать единство наше в Теле Христовом, члены Которого, будучи непохожи друг на друга, вместе суть одно (1 Кор., гл. 12). Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знаменем единства...".
В июне 2000 года перед двадцатью тысячами солдат в Чечне было зачитано Слово о восстановлении через покаяние чести христолюбивого воинства, написанное иеромонахом Ефремом из святогорского скита Каруля:
«По молитвам к Святым Царственным Мученикам совершаются чудеса по всей России и, по всему миру замироточила икона Святого Царя-Мученика Николая, которая облетела на самолете границы России. Люди обращаются к православной вере. А икона Святых Царственных Мучеников явила чудеса на крестном ходе в центре Москвы в день 80-летия мученической кончины Царской Семьи: икона заблагоухала, на ликах и руках появились красные пятна, похожие на кровь, как призыв к покаянию...». (Рукопись)
"Вновь и вновь мы продолжаем стучать в окаменевшие сердца, призывая народ к всеобщему покаянию…Грех вероотступничества, клятвопреступления, следствием которого стало попущение цареубийства, до сих пор нераскаян нашим народом, а поэтому продолжает лежать на его душе тяжелейшим грузом и продолжает оставаться первопричиной всех его прошлых и настоящих, бедствий. Минули богоборческие времена, все больше и больше русских людей заполняет храмы.
Они начали, не оправдывая себя и не обвиняя других, в личных молитвах и на исповеди приносить покаяние в том, что сами они прямо или косвенно принимали участие в клевете на Царя-Мученика искупителя Николая II, в хулении его памяти (ведь заповедь "не убий" распространяется и на мысли, и на намерения, и на слова, и на советы к совершению этого греха). Устанавливаются памятники Царственным Мученикам, возводятся храмы в их честь, но всеобщее покаяние русского народа еще впереди... Нужно молить Владыку мира - Царя Царствующих, Господа Господствующих, чтобы через всенародное покаяние был дан русскому народу дух видения, дух разумения всех уловок врагов Христовых и России. Нужно молить Матерь Божию, Хозяйку Земли Русской...
Царь-Мученик искупитель Николай ІІ, пребывающий ныне на Небесах, и его святая Семья сделали для нас все, что могли. Они простили нам наши грехи. Осталось теперь и нам принести покаяние в грехе клятвопреступления. И лучше бы мы сделали это сейчас, поскольку каждый день промедления отодвигает Россию от спасения. Опомнимся же, братья и сестры! Церковным всенародным покаянием смоем тяжкий грех с наших душ!».
Первоочередное дело у нас - «себя поменять сперва», а главное здесь - осуществить личный переход от начальной или теплохладной веры к горячей вере. Сегодня в России более 80 процентов крещеных. Но подавляющее большинство из нас - теплохладно верующие, для кого любовь к Богу и ближним не есть главная забота и главное сокровище. А для спасения себя и детей нужна горячая вера, которая есть постоянное ощущение, что «я все время предстою пред живым Богом, Который все время видит и слышит тебя и знает все твои мысли и чувства». Это как предстояние пред своим любимым и строгим начальником, которого боишься обидеть недостойным поведением и от кого зависит все твое благополучие. Поэтому будем учиться, как наши благочестивые предки, постоянно ходить пред Богом с почтением и страхом не огорчить Его нарушением заповедей.
Русские люди не сомневаются в Царе своем... «Царь грядет!» - укрепляет нас духоносный Старец Николай Гурьянов. Мы веруем, что не одиноки на крестном пути, что рядом с нами наш Царь-Батюшка, Страдалец и Печальник за нашу Землю и Церковь, наш Заступник и неустанный о нас ко Господу Молитвенник. Старец Николай говорил, что «Царь слышит все наши молитвы и просьбы и притекает на помощь. Он, смиренный и благостный Хозяин Русской Земли, ведает наши сердца и скорби...»
Господь оставил нам покаяние для нашего спасения: если бы не было покаяния, никто бы не мог спастись. Батюшка скорбел, что "в Храме, в Божьем храме не было Службы Святым Царственным Мученикам, где бы могли все соединиться - и Церковь Небесная, и Церковь Земная в молитве ко Господу, Божией Матери и Царю о спасении России". Воистину, пророческие слова великого Старца-прозорливца Николая:
«Царь по нам плачет, а мы о Нем и не думаем»... Батюшка сокрушался: «Спит народ, спит духовенство... Царь - Неповинный Страдалец за Русский Престол, врученный Ему Господом, Царь - Хранитель и Хозяин Руси дорогой... Как умучили Святого Избранника - вся Россия покрылась бесчетными крестами, и страдает, и мучается, пока не проснется и не опомнится... Царь ушел, простив всех нас, и мы должны просить у Него и у Господа прощения... Царь-Батюшка Николай очень, очень любил Русский Народ...»
Скорбь Старца была столь глубокой, что он, после всего случившегося, вышел из келлии и подошел к столбу напротив его дома и несколько раз коснулся тихо лбом, сказав: «Лучше со столбом разговаривать, чем с такими священниками»... Когда один из иеромонахов, после панихиды по Царской Семье пришел к Батюшке на благословение, Старец взял у него из рук Служебник, со словами: «Вам он не нужен. Это - мой!»
Православно-патриотическая община Луганщины (Иоанн)