Иосиф Волоцкий о нечестивых властителях и о пределах верности им :
«Аще ли же есть царь, над человеки царствуя, над собою же имать царьствующа скверныя страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавство и
неправду, гордость и ярость, злейше же всех- неверие и хулу, таковой царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, но мучитель. Таковаго царя, лукавства его ради, не нарече царем Господь наш Исус Христос, но лисом: "шедше, рече, рцете лису тому"(ЛК.13, 32). И пророк глаголет: царь оплазив (лукавый) погибнет, путие бо его темни суть. Трие же отроцы не токмо не покаришася повелению Навуходоносора царя, но и врага беззаконна нарекоша его и мерзкого отступника, и лукавейша паче всея земля. И ты убо таковаго царя или князя да не послушаеши, на нечестие и лукавство приводяща тя, аще мучит, аще смертию претит. Сему свидетельствуют пророци и апостоли, и вси мученицы, иже от нечестивых царей убиени быша, и повелению их не покоришася. Сице подобает служити царем и князем».
("Просвѣтитель").
/"Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего - неверие и хула, - такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Исус Христос называет не царем, а лисицей: "Пойдите, - говорит Он, - скажите этой лисице" (Лк. 13, 32). И пророк говорит: "Царь надменный погибнет, потому что пути его темны". И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле. И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению"./
("Просветитель").
Преподобный Иосиф Волоцкий родился 14 ноября 1440 года в дворянской семье Саниных. При святом крещении ему было дано имя Иван. Род Саниных находился на службе у князя Бориса Волоцкого (1449-1494 гг.).
Преподобный известен не только как великий труженик и молебник, но и как писатель и мыслитель.
Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий, в которых, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями.
Иосиф выступил обличителем ереси жидовствующих, зародившейся в Великом Новгороде в 1471 году от жида Схарии. Постепенно ересь достигла и Москвы, где получила распространение среди простолюдинов и даже знати.
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1516 года. В 1579 году Московский собор причислил его к лику святых. Вскоре была составлена служба, утвержденная на соборе 1591 года. Патриарх Иов Московский и всея Руси внес ее в Минеи и повелел служить повсюду.
Мощи преподобного Иосифа Волоцкого до 2001 года почивали под спудом. Теперь они находятся в Успенском соборе Волоколамского монастыря, в раке, обитой серебром с позолотою. Рядом в киоте лежат вериги преподобного.
По поводу известных утверждений преподобного Иосифа Волоцкого о казни еретиков и сегодня в старообрядчестве не утихает дискуссия. Например, известный авторитетный наш священник о. Александр Панкратов (г. Великий Новгород) считает, что эти высказывания никак не противоречат православному учению, и преступление никоновых реформаторов заключается не в самих гонениях, а в том, что они были направлены против православных христиан.
Память Прп. отца нашего Иосифа, игумена Волоцкаго (1515г.), отмечается 22 сентября.
Старообрядческих храмов во имя преподобного Иосифа Волоцкого пока не имеется.
Желающие приобрести «Просветитель» Иосифа Волоцкого и другие редкие книги об этом Великом Подвижнике, могут обратиться ко мне в личку.