Памяти русского поэта Александра Башлачева (1960 - 1988гг.)

Feb 16, 2020 21:37





17 февраля 1988 года не стало замечательного поэта и музыканта Александра Николаевича Башлачева.

Его творчество является не только вершиной так называемой русской рок-поэзии, но, без сомнения, одной из страниц в развитии русской поэзии второй половины двадцатого века.

Он написал всего 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким.

Творчество Александра Николаевича не простое, сложное, наполненное неожиданными образами, метафорами. Поэт смело экспериментировал с рифмами и сложными размерами, виртуозно осмысляя формы русских слов. Тематика его стихо-песен разнообразна: от архаических былинных мотивов  до скоморошеского юмора. Красной нитью, проходящей через большинство его произведений, является образ России. Можно сказать, что все его песни - это крик русской души, прошедшей через революции, войны, гнёт тоталитарного режима, эпоху безверия, это стремление к корням, попытка разобраться в истории страны и поиск дальнейшего пути Родины. Поэзия Башлачёва очень сильно повлияла на большинство известных, при этом, казалось бы, совершенно отличных по эстетике и мировоззрению рок-поэтов 1980-1990-х годов. Например, такие музыканты как Егор Летов, Борис Гребенщиков и Константин Кинчев, прямо говорили о влиянии череповецкого самородка на своё творчество.

Башлачев был настоящим Поэтом. Чуть ли не первым настоящим большим Поэтом в рок-музыке!

Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года.



В возрасте четырех лет умел перемножать большие цифры. В своем классе, где было около 40 человек, Башлачев выпускал альманах. Обожал Есенина и Высоцкого. В 7-м классе заявил классной руководительнице, что мечтает стать журналистом. В 10-м классе научился играть на гитаре.

Проработав год после школы художником в одном из домов культуры, Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета.     Башлачев разработал свою структуру стиха, согласно которой каждое слово должно плавно вытекать из предыдущего, а строки в первую очередь должны соотноситься не по рифме, а по смыслу.

Учась в Свердловске, Башлачев большую часть учебного года проводил в родном Череповце. Писал тексты для местной группы "Рок-сентябрь".  Друзья называли его СашБаш.

Песни Башлачев начал сочинять в 1983 году, когда закончил университет. Он вернулся в родной Череповец, начав работать в местной газете "Коммунист". По иронии судьбы, поэт и музыкант попал на работу не в отдел культуры, как хотел, а в скучный партийный отдел газеты. В 1984 состоялось знакомство Башлачева с известным музыкальным критиком Артемием Троицким. "Хотя словами этого действительно не выразишь, мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Башлачева, и впечатление было абсолютно ошеломляющим, сродни прикосновению к чему-то магическому и запредельному", - писал Троицкий в предисловии к книге стихотворений Башлачева "Как по лезвию", вышедшей в Москве в 2005 году. Троицкий предложил Башлачеву переехать в Москву.

Башлачев начал вести жизнь трубадура, бродячего певца и поэта, скитавшегося по российским городам и весям, останавливаясь на ночлег в квартирах знакомых. Не имея возможности пробиться на сцену, давал квартирники - концерты на квартирах, в которые набивались десятки людей.

Он говорил, что песни и стихи приходят к нему свыше, осеняя его. Во время выступлений его пальцы часто были в крови, настолько Башлачев "выворачивал" себя, поражая слушателей своей исповедальностью.

"Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума", - говорил о нем Борис Гребенщиков.

Один из своих квартирников Александр дал даже на квартире Аллы Пугачевой. Поэтический дар Башлачева высоко оценили Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Последний с восторгом отозвался о Башлачеве в своей "Антологии русской поэзии", которая с большим успехом печаталась в конце 1980-х годов в популярном в те годы журнале "Огонек".

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского медицинского училища. Кустарная запись этого концерта была издана под названием "Кочегарка". В 1985 году Башлачев вступил в легендарный ленинградский рок-клуб, а в 1986 году устроился на работу в не менее знаменитую котельную "Камчатка", где в свое время работал Виктор Цой. Голос Башлачева был хронически сорван из-за постоянных выступлений на квартирниках.

Подлинным рождением оригинального поэтического языка Башлачева принято считать написание «Времени Колокольчиков» - песни, в которой впервые английское слово «рок-н-ролл» перекликается с русским «колокол». Это самая знаменитая композиция Башлачева.

На концертах перед знакомыми и случайными людьми он выступал с браслетом из колокольчиков на руке и тремя колокольчиками на груди.  .

Русские музыканты, Башлачев

Previous post Next post
Up